Проект "Удивительный мир часов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательный проект для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Среднесрочный проект для детей подготовительной группы | 692.87 КБ |
pproekt_udivitelnyy_mir_chasov.docx | 692.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Буратино»
Проект в подготовительной группе
«Удивительный мир часов»
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
(с 25.11.19г. по 29.11.19г.)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет
Выполнил: воспитатель
Бурлакова С.В.
Забайкальский край
с.Кыра 2019 г.
Пояснительная записка
Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное
Цель проекта: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи проекта:
Для воспитателя:
– формировать представления о музее у дошкольников;
– познакомить с историей часов;
– подвести к пониманию того, что часы нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни;
– показать значимость времени в занятиях разной деятельностью;
– совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач;
– развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.
Для родителей:
– включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;
– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея;
– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой.
Продолжительность – с 21 января 2019 г.- 25 января 2019 г.
Участники – воспитатель, дети, родители.
Проблема, её актуальность:
Главная цель: дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно было: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы с взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации выставки «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Мир часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап - основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа «Какие бывают часы?» (просмотр презентации, активизация словаря: песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т.д.).
- Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени.
- Беседа «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
Познавательное развитие:
- Математическое развитие «Определение времени по часам»
- Математическое развитие «Ориентировка во времени», «Путешествие в прошлое часов» (презентация).
Речевое развитие:
- Развитие речи «Что такое время?»
- Развитие речи «Удивительный мир часов. Знакомство с часами».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Часы бывают разные»
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
Сюжетно-ролевые игры: «Часовая мастерская», «Магазин часов».
Занятие - эксперимент: «Часы и время».
Работа с родителями:
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей: «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».
3 этап - заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание выставки «Часы своими руками»
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Рисование «Часы бывают разные»
Выставка «Часы своими руками»
Конспект ООД в подготовительной группе по теме
«Уивительный мир часов".
Цель: формирование представлений о часах, времени
Задачи: познакомить детей с часами и их видами, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Ход занятия
Организационный момент.
(Воспитатель на экране показывает фото грустной девочки и спрашивает у ребят почему девочка может быть растроенной).
Предположения детей.
Воспитатель говорит что девочка опоздала к ребятам в кино. А как вы думаете, что помогает людям ориентироваться во времени и не опаздывать? Послушайте загадку:
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Конечно, именно часы нам подскажут когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
-Давайте с вами подумаем, а что такое часы?
(прибор, который показывает время).
Воспитатель:
- Ребята, а хотите, я вам расскажу историю происхождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.
(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)
- А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).
Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар).
(Показ слайда с изображением масляных часов).
Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
(Показ слайда с водяными часами).
Как вы думайте, удобны ли эти часы?
(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло! ” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).
Похоже, устроены и песочные часы.
(Показ слайда с изображением песочных часов) .
Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.
Воспитатель: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.) .
Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.
(Показ слайда с изображением механических часов) .
Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
(Часовщик).
Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настольных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника) .
Рассказы детей о часах.
Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.)
Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?
(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).
Воспитатель: - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.
Физкультминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Дидактическая игра: "Учимся определять время".
Итоги занятия (рефлексия).
Конспект
образовательной деятельности
по рисованию
«Часы для девочек и мальчиков»
Цель: развитие творческого воображения у детей в процессе рисования наручных часов, с учетом гендерного подхода в воспитании.
Задачи:
- Расширять знания детей о различных видах часов, об их роли в нашей жизни.
- Создать условия для развития у детей фантазии и воображения в процессе рисования, используя гендерный подход.
- Закреплять у детей навыки работы различными изобразительными материалами.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Предварительная работа:
Беседа о часах и времени. Рассматривание наручных часов (цвет, форма циферблата, форма стрелок, ремешок). Виды наручных часов (мужские, женские, детские). Чтение стихов и отгадывание загадок о часах, о времени.
Материалы, инструменты, оборудование:
Гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, штампы, клей-карандаш, простой карандаш, стерка, подложки, цветные картинки для наклеивания, бумажные заготовки для корпуса часов разной формы, прямоугольники цветного картона для ремешков часов, стразы, проектор, экран, музыкальный центр, аудиозапись инструментальной музыки, методическая презентация «Наручные часы».
Ход деятельности:
1 часть:
-Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…(Часы)
-Правильно, это часы. (Обратить внимание на часы на стене)
-А для чего человеку нужны часы? (Ответы детей)
- Какие бывают часы? (Ответы детей)
Носят их не для красы-
Они показывают время
И называются …часы
-О каких часах идет речь? (О наручных)
-Давайте отправимся в небольшое путешествие в мир часов.
Просмотр презентации «Наручные часы».
-А вы бы хотели, чтобы у вас были свои наручные часы? (Ответы детей)
-Сегодня на занятии я предлагаю вам придумать и создать часы, о которых вы мечтаете.
-Но сначала давайте немного отдохнем.
Физкульминутка
(наклоны туловища вправо и влево)
Тик да так – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы-
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Все они идут, идут…
-Я приготовила для вас разные формы корпуса для часов. Сначала выбирают девочки и садятся за столы, а затем мальчики.
Воспитатель вывешивает на доске схемы рисования.
-Как можно оформить ободок у часов? (ответы детей)
-Что обычно изображено на циферблате? (ответы детей)
-Какой формы бывают стрелки? (ответы детей)
-Как можно украсить циферблат? (ответы детей)
-Завершающим этапом вашей работы будет выбор ремешка для часов. Не забывайте, что он должен подходить по цвету и стилю к вашим часам.
2 часть
Дети выполняют работу под музыку. Воспитатель следит за осанкой детей. Осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью детей через вопросы, советы, рекомендации, обращение к опыту детей. Советует посмотреть на схемы.
-Вспомни правила штриховки.
-Посмотри на схему и выбери вариант, который тебе больше нравится?
-Чего не хватает у твоих часов?
-Подумай, какая картинка подойдет к твоим часам по цвету и стилю?
-Ты сам придумал эти часы или уже где-то их видел?
-Ты уже решила, какой ремешок подберешь к своим часам?
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Можете подобрать ремешок к вашим часам. Сначала ремешки подбирают девочки, а затем мальчики.
Воспитатель вывешивает часы и предлагает детям рассказать о своих часах.
-Почему ты выбрал именно этот цвет для рамки?
-О чем ты думала, когда создавала свои часы?
-Ты подобрал эту картинку для своих часов. Почему?
-Как ты думаешь, удобно будет определять время по твоим часам?
-Почему именно эта форма корпуса?
-Форма и цвет стрелок подходит к твоим часам?
-Как ты украсила свои часы?
-Почему ты выбрала именно этот ремешок?
-Ты бы хотел иметь такие часы?
-У твоих часов есть какие-то дополнительные функции? (подсветка, музыка, календарь)
-У вас получились очень красивые часы. Глядя на них, можно сразу определить о каких часах мечтают девочки, а о каких мальчики.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог-
Нам все часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: «Который час?»-
Ответить мог ты всякий раз.
Математическое развитие
подготовительной группе «Определение времени по часам».
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка), цифры (для будильника), иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.
Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей), мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».
Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.
Цель: закрепить умение детей определять время по часам.
Задачи:
1.Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).
2.Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.
3.Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Основные части занятия:
1.Сюрпризный момент (появление в группе будильника)
2.Беседа об устройстве часов. Игра «Который час?»
3.Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.
4.Физкультминутка «Тик-так»
5.Игры «Назови часы» ( с мячом), «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная),
«Режим дня» (развивающая)
6.Посещение музея часов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?
Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.
Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?
Дети: Цифры обозначают часы.
Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?
Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.
Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом.
Воспитатель: Чем похожи?
Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?
Дети: Два часа.
Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 2.
Игра «Который час?»
Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.
Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.
Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка показывает на 12.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 1.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)
Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)
Дети: В них надо постоянно подливать воду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?
Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту.Согласны?
Дети: Да.
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?
Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.
- Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?
Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.
Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?
Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.
Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.
Игра «Назови часы»
Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом
- часы, которые стоят на полу …напольные
- часы, которые висят на стене …настенные
- часы, которые звонят по утрам …будильник
- часы, которые стоят на камине …каминные
- часы, которые работают на батарейках …электронные
- часы с песком …песочные
- часы, которые носят на руке …наручные
- часы на башне Кремля …Кремлевские
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Воспитатель: Пять часов!
(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!
Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.
Развивающая игра «Режим дня».
Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.). На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т.д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.
Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.
Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?
Дети: 12
Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.
( Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)
Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Буратино»
Проект в подготовительной группе
«Удивительный мир часов»
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
(с 25.11.19г. по 29.11.19г.)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет
Выполнил: воспитатель
Бурлакова С.В.
Забайкальский край
с.Кыра 2019 г.
Пояснительная записка
Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное
Цель проекта: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи проекта:
Для воспитателя:
– формировать представления о музее у дошкольников;
– познакомить с историей часов;
– подвести к пониманию того, что часы нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни;
– показать значимость времени в занятиях разной деятельностью;
– совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач;
– развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.
Для родителей:
– включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;
– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея;
– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Вид проекта - исследовательско - творческий, групповой.
Продолжительность – с 21 января 2019 г.- 25 января 2019 г.
Участники – воспитатель, дети, родители.
Проблема, её актуальность:
Главная цель: дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы - круглые, другие - квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому я решила в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Удивительный мир часов».
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);
- дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно было: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы с взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.
- используются интернет-ресурсы в целях улучшения качества работы;
- разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации выставки «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Мир часов».
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап - основной
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Социально-коммуникативное развитие:
- Беседа «Какие бывают часы?» (просмотр презентации, активизация словаря: песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т.д.).
- Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени.
- Беседа «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
Познавательное развитие:
- Математическое развитие «Определение времени по часам»
- Математическое развитие «Ориентировка во времени», «Путешествие в прошлое часов» (презентация).
Речевое развитие:
- Развитие речи «Что такое время?»
- Развитие речи «Удивительный мир часов. Знакомство с часами».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Часы бывают разные»
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Дидактическая игры: «Путешествие в страну часов», «Всё о времени», «Часы», «Успей вовремя», «Тик-так», «Поможем Элли вернуться домой», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови сутки», «Мои первые часы», «Мой день», «Время», «Учим время», «Четвёртый лишний», «Какие часы сломались?», «Когда это бывает?», «О чём нам солнце говорит?».
Сюжетно-ролевые игры: «Часовая мастерская», «Магазин часов».
Занятие - эксперимент: «Часы и время».
Работа с родителями:
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей: «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста».
3 этап - заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание выставки «Часы своими руками»
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание презентаций «Путешествие в прошлое часов», «Цветочные часы».
- Подборка разнообразных видов часов с их подробным описанием.
- Подборка энциклопедий «Часы».
- Подборка детских книг о часах и времени.
Рисование «Часы бывают разные»
Выставка «Часы своими руками»
Конспект ООД в подготовительной группе по теме
«Уивительный мир часов".
Цель: формирование представлений о часах, времени
Задачи: познакомить детей с часами и их видами, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Ход занятия
Организационный момент.
(Воспитатель на экране показывает фото грустной девочки и спрашивает у ребят почему девочка может быть растроенной).
Предположения детей.
Воспитатель говорит что девочка опоздала к ребятам в кино. А как вы думаете, что помогает людям ориентироваться во времени и не опаздывать? Послушайте загадку:
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…
(Часы)
Конечно, именно часы нам подскажут когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
-Давайте с вами подумаем, а что такое часы?
(прибор, который показывает время).
Воспитатель:
- Ребята, а хотите, я вам расскажу историю происхождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.
(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)
- А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).
Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар).
(Показ слайда с изображением масляных часов).
Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
(Показ слайда с водяными часами).
Как вы думайте, удобны ли эти часы?
(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло! ” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).
Похоже, устроены и песочные часы.
(Показ слайда с изображением песочных часов) .
Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.
Воспитатель: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.) .
Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.
(Показ слайда с изображением механических часов) .
Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
(Часовщик).
Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настольных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника) .
Рассказы детей о часах.
Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.)
Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?
(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).
Воспитатель: - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.
Физкультминутка
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Дидактическая игра: "Учимся определять время".
Итоги занятия (рефлексия).
Конспект
образовательной деятельности
по рисованию
«Часы для девочек и мальчиков»
Цель: развитие творческого воображения у детей в процессе рисования наручных часов, с учетом гендерного подхода в воспитании.
Задачи:
- Расширять знания детей о различных видах часов, об их роли в нашей жизни.
- Создать условия для развития у детей фантазии и воображения в процессе рисования, используя гендерный подход.
- Закреплять у детей навыки работы различными изобразительными материалами.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
Предварительная работа:
Беседа о часах и времени. Рассматривание наручных часов (цвет, форма циферблата, форма стрелок, ремешок). Виды наручных часов (мужские, женские, детские). Чтение стихов и отгадывание загадок о часах, о времени.
Материалы, инструменты, оборудование:
Гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, штампы, клей-карандаш, простой карандаш, стерка, подложки, цветные картинки для наклеивания, бумажные заготовки для корпуса часов разной формы, прямоугольники цветного картона для ремешков часов, стразы, проектор, экран, музыкальный центр, аудиозапись инструментальной музыки, методическая презентация «Наручные часы».
Ход деятельности:
1 часть:
-Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки:
Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять…(Часы)
-Правильно, это часы. (Обратить внимание на часы на стене)
-А для чего человеку нужны часы? (Ответы детей)
- Какие бывают часы? (Ответы детей)
Носят их не для красы-
Они показывают время
И называются …часы
-О каких часах идет речь? (О наручных)
-Давайте отправимся в небольшое путешествие в мир часов.
Просмотр презентации «Наручные часы».
-А вы бы хотели, чтобы у вас были свои наручные часы? (Ответы детей)
-Сегодня на занятии я предлагаю вам придумать и создать часы, о которых вы мечтаете.
-Но сначала давайте немного отдохнем.
Физкульминутка
(наклоны туловища вправо и влево)
Тик да так – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы-
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Все они идут, идут…
-Я приготовила для вас разные формы корпуса для часов. Сначала выбирают девочки и садятся за столы, а затем мальчики.
Воспитатель вывешивает на доске схемы рисования.
-Как можно оформить ободок у часов? (ответы детей)
-Что обычно изображено на циферблате? (ответы детей)
-Какой формы бывают стрелки? (ответы детей)
-Как можно украсить циферблат? (ответы детей)
-Завершающим этапом вашей работы будет выбор ремешка для часов. Не забывайте, что он должен подходить по цвету и стилю к вашим часам.
2 часть
Дети выполняют работу под музыку. Воспитатель следит за осанкой детей. Осуществляет индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью детей через вопросы, советы, рекомендации, обращение к опыту детей. Советует посмотреть на схемы.
-Вспомни правила штриховки.
-Посмотри на схему и выбери вариант, который тебе больше нравится?
-Чего не хватает у твоих часов?
-Подумай, какая картинка подойдет к твоим часам по цвету и стилю?
-Ты сам придумал эти часы или уже где-то их видел?
-Ты уже решила, какой ремешок подберешь к своим часам?
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Можете подобрать ремешок к вашим часам. Сначала ремешки подбирают девочки, а затем мальчики.
Воспитатель вывешивает часы и предлагает детям рассказать о своих часах.
-Почему ты выбрал именно этот цвет для рамки?
-О чем ты думала, когда создавала свои часы?
-Ты подобрал эту картинку для своих часов. Почему?
-Как ты думаешь, удобно будет определять время по твоим часам?
-Почему именно эта форма корпуса?
-Форма и цвет стрелок подходит к твоим часам?
-Как ты украсила свои часы?
-Почему ты выбрала именно этот ремешок?
-Ты бы хотел иметь такие часы?
-У твоих часов есть какие-то дополнительные функции? (подсветка, музыка, календарь)
-У вас получились очень красивые часы. Глядя на них, можно сразу определить о каких часах мечтают девочки, а о каких мальчики.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог-
Нам все часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: «Который час?»-
Ответить мог ты всякий раз.
Математическое развитие
подготовительной группе «Определение времени по часам».
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка), цифры (для будильника), иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.
Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей), мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».
Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.
Цель: закрепить умение детей определять время по часам.
Задачи:
1.Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).
2.Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.
3.Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Основные части занятия:
1.Сюрпризный момент (появление в группе будильника)
2.Беседа об устройстве часов. Игра «Который час?»
3.Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.
4.Физкультминутка «Тик-так»
5.Игры «Назови часы» ( с мячом), «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная),
«Режим дня» (развивающая)
6.Посещение музея часов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?
Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.
Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?
Дети: Цифры обозначают часы.
Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?
Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.
Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом.
Воспитатель: Чем похожи?
Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?
Дети: Два часа.
Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 2.
Игра «Который час?»
Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.
Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.
Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка показывает на 12.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 1.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)
Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)
Дети: В них надо постоянно подливать воду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?
Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту.Согласны?
Дети: Да.
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?
Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.
- Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?
Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.
Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?
Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.
Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.
Игра «Назови часы»
Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом
- часы, которые стоят на полу …напольные
- часы, которые висят на стене …настенные
- часы, которые звонят по утрам …будильник
- часы, которые стоят на камине …каминные
- часы, которые работают на батарейках …электронные
- часы с песком …песочные
- часы, которые носят на руке …наручные
- часы на башне Кремля …Кремлевские
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.
Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Воспитатель: Пять часов!
(Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12).
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека).
Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
Ты прав. Так и есть,
Без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!
Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.
Развивающая игра «Режим дня».
Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.). На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т.д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.
Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.
Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?
Дети: 12
Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.
( Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)
Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ
Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...
презентация "Часы" из истории часов
Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...
Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»
Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"...
Час за часом или какие бывают часы
Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....
Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...