Конспект занятия " Друзья зимы"
методическая разработка по окружающему миру

Баранова Валентина Васильевна

Методическая разработка занятия "Друзья зимы" является одним из циклов занятий по экологическому воспитанию детей 5-6 лет.На протяжении всей образовательной деятельности, используя художественное слово дети закрепляют знания о птицах и о зимних явлениях в природе.В интересной игровой форме дети учатся делить на слоги, подбирают синонимы, антонимы в составлении предложений разных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_zimy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Друзья зимы»

Цель: формирование у детей  интереса к миру живой природы.

Задачи:

Образовательные:

1 .Помогать детям  усваивать выразительные средства языка.

2.Упражнять в подборе синонимов, антонимов ,в составлении предложений разных видов.

3.Закреплять умение в словообразовании прилагательных.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух, память, мышление, внимание.

2.Упражнять в умении делить слова на слоги.

Оборудование: картина Шишкина «Зима», иллюстрации зимних явлений в природе, картинки: снегурочка, снегирь, снеговик, елка, план составления рассказа по сюжетной картинке. д/и «Зимующие и перелетные»,  «Чей след?».

     

    Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель:-  Отгадайте загадку:                                                                                                

« Дел у нее не мало, белым одеялом,                                                                                                                                                                                                                                                      

Всю землю укрывает, в лед реки убирает.                                                                                                                                                                                                                                            

Белит леса, поля , дома,   а зовут ее…                                                                                                                      

(зима)

-Да. Сегодня мы поговорим с вами о зиме. И порадует нас стихотворением о зиме                                       (ребенок читает стихотворение  А.Фета  « Мама, глянь-ка, из окошка )                                                                                    

-Какими красивыми словами называют зиму поэты в своих стихах?                            

            (зимушка,   волшебница, чародейка).                                                                                        

Очень много дел у зимы, а справиться  с ними ей помогают друзья и помощники.

  Послушайте и скажите, к кому из них обращается зима с такими словами?                                                                      

Вьюга , снежная пурга,  напряди нам пряжи,                                                                                                                                                                                                                              

Взбей пушистые снега ,  словно пух лебяжий                                                                                                              Дети-  к вьюге.                                                                                              

Каким словом можно заменить слово вьюга? (метель)                                                                      

Как вы думаете, можем ли мы по следам на снегу определить чей это след? (да)                    

Сегодня мы будем с вам следопытами. Нам нужно проследить маршрут зверей по следам. Каждый возьмет по картинке и найдет то животное , кому принадлежит след.(дети находят следы и называют).                                                                                  

–Чей след ? (лисий) и т.д.

Отгадайте загадки:

 Зимой на ветках яблоки,                                                                                                          

Скорей их собери .                                                                                                                              

И вдруг вспорхнули яблоки,                                                                                                      

Ведь это    …(  снегири)            

Она в серебро                                                                                                                                      

с жемчугами одето,                                                                                                            

Волшебная внучка,                                                                                                              

волшебного деда   ( Снегурочка)  

На морозе не дрожу.                                                                                                            

Нос морковкою держу .                                                                                                                  

Но не жалуюсь, привык ,                                                                                                                

Как зовусь я …(Снеговик)          

Ее всегда в лесу найдешь,                                                                                                      

пойдем гулять и встретим.                                                                                                      

Стоит колючая,  как еж.                                                                                                            

Зимою в платье летнем.   ( елка)

 А теперь подумайте и скажите :                                                                                                        - Какое слово лишнее? (снегири, Снегурочка, снеговик, елка)

- Елка. Потому что, там нету слова снег.                                                                                          

- Да, эти слова образовались от слова снег.                                                                                    

А теперь посмотрите внимательно на картинку. Давайте составим по ней рассказ  (дети составляют рассказ по сюжетной картинке)

Придумайте название рассказа. ( «Маленькие спасатели»)                                                              

- А сейчас я предлагаю вам поиграть  в игру «Перелет птиц». Я превращу вас в зимующих птиц. Ваша задача перебраться из леса поближе к городу.                                

(Детям предлагается поделить слова на слоги с помощью шагов.)                                  

-Чего боятся птицы зимой?(голода)                                                                                                  

- Как надо о них заботится зимой?(делать кормушки)                                                                                                                                              

-Ребята , а вы хотите подружиться с зимой?                                                                            

Тогда придумайте предложения по этим картинкам.                                                                

(дети придумывают предложения по картинкам на тему : «Зимние явления  природы».)                                              

-Предложения вы будете начинать со слов :  Зимой…(Зимой деревья покрываются инеем) и т.д.                                                                                

- Да, зима настоящая волшебница. Она подарила нам волшебное зеркало. Если часто в него смотреть, то плохие качества превратятся в хорошие, глупый станет(умным),хвастун (скромным), жадный(щедрым), злой (добрым), ленивый (трудолюбивым), веселый (грустным).                                                                                      

-Ребята, зима приехала к нам на трех белых конях.                                                    

Назовите их.(декабрь, январь, февраль). Давайте о зиме послушаем песню.                  

(запись песни «Три белых коня»).                                                                                                    

Ребята, есть такая пословица «Много снега , много хлеба».                                              

Если на полях будет много снега,  значит много влаги получит земля, то и урожай будет богатым. Давайте  мы  на память о нашей встрече поможем зимушке зиме, и нарисуем ей красивые снежинки.( приготовлены круги, восьмиугольники на которых дети рисуют снежинки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий "Друзья для щенка" (средняя группа)

ЦЕЛЬ:   правильно передавать расположение частей собачки и соотносить их по величине; рисовать контур простым карандашом; раскрашивать рисунок полусухой жёсткой кистью методом «Тычка». ...

Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...

Конспект занятия "Друзья Лесовичка"

Программное содержание:   Продолжать учить детей делать поделки из природного материала, закреплять умение соизмерять части поделки, создавать её на основе анализа модели-образца и схематиче...

конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...