Проект "Животные Алтайского края зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №195» общеразвивающего вида
МИНИ - ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию
средняя группа
город Барнаул
Содержание
Основные направления проектной деятельности 5
Стратегия реализация проекта 7
Проект по экологическому воспитанию
«Дикие животные родного Алтайского края»
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относитьс я ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Первые представления об окружающем мире дети получают в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к родной природе, к миру животных. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают картинки, муляжи животных, смотрят презентации о животных, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. В результате получают доступные знания о диких животных, как нужно им помогать и охранять их и какие условия для них нужно создавать.
Размышления о недостаточных представлениях детей о жизни, повадках, образе жизни животных алтайского края, о том, что дети очень слабо владеют обобщающими понятиями, с затруднениями описывают животных, имеют недостаточно полный словарный запас по теме,- подтолкнули педагогов нашей группы реализовать совместно с детьми и родителями проект «Дикие животные Алтайского края».
Гипотеза:
Дети дошкольного возраста будут более осознанно и бережно относиться к диким животным Алтайского края, если педагог создаст условия, обеспечивающие совместное изучение проблемы и обогащение представлений о ценности диких животных края и труде людей их охраняющих и создающих для них благоприятную среду обитания.
Цель:
Создать условия для осознания детьми ценности диких животных края как одном из величайших богатств земли.
Задачи:
- Содействовать обогащению представлений у детей о значении диких животных в жизни человека; представлений о диких животных лесов нашего края, их образе жизни, питании, жилище, о том как готовятся к зиме; об общественной значимости труда охотоведа.
- Создать условия для понимания понятия- экологическая культура.
- Увлечь детей исследованием проблемы изучения процесса жизни диких животных и их охраны в Алтайском крае.
- Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о людях, связанных с охраной диких животных.
- Пробуждать у детей бережное отношение к диким животными и желание помогать им выживать в трудное зимнее время года.
- Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу, обращать внимание на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.
- Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желанию ее сохранить и оказывать помощь животным
- Совершенствовать физические и трудовые навыки, содействовать развитию мелкой моторики рук и логического мышления.
- Развивать умения совместного творчества и сотрудничества семьи ДОУ;
- Обогатить предметно-развивающую среду посредством оформления дидактических пособий, игр, макетов и коллекций.
Новизна проекта
Проект реализуется с использованием принципа интеграции, способствующего:
- у детей дошкольного возраста пробуждению и развитию познавательного интереса и активности (актуализируют опыт реальной жизни); исследовательских способностей (проводят исследование, эксперименты и опыты); творческих возможностей (сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); коммуникативных умений (общается и высказывает свою мысль); игровых замыслов;
- установлению тесного контакта всех специалистов ДОУ, учреждений образования и культуры: воспитателей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, библиотекаря детской библиотеки поселка Центральный.
Основные направления проектной деятельности:
- Познавательно-краеведческое
Цель:
- создать условия для пробуждения в детях потребности познавать диких животных Алтайского края в зимнее время;
- вызвать интерес к изучению подготовки диких животных к зиме и оказание им помощи в зимний период человеком.
- Художественно-эстетическое
Цель:
- способствовать проявлению творческой активности детей; пробуждению интереса к народному фольклору, народной музыке, рассказывающих о диких животных и людях заботящихся о них (профессия охотоведа).
- стимулировать нравственно-эстетические переживания.
- Социально-эмоциональное
Цель:
- способствовать обогащению межличностных отношений, социализации участников проекта на основе принципов сотрудничества, сотворчества в процессе совместной деятельности;
- поощрять способность к эмоциональной отзывчивости.
Участники проекта:
- дети 4-5 лет;
- воспитатели: Лазуткина И.Б.
- музыкальный руководитель Фадеева А.А.;
- родители воспитанников.
Руководитель проекта: Беспалова И.В.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018г. – январь 2019г.
Предполагаемые результаты:
- Становление у детей целостного представления о жизни диких животных Алтайского края в зимний период.
- Обретение опыта помощи диким животным в зимний период.
- Обогащение речевого активного словаря участников проекта названиями животных, их пищи, образа жизни, профессий людей, осуществляющими уход за ними.
- Расширение представлений о работе охотоведа в Алтайском крае. Проявление готовности беречь животных, уважительного отношения к профессии охотоведа.
- Пополнение мини-центра по экологическому воспитанию детей (мультимедийные презентации о животных, дидактические игры, пособия, картотеки, макет зимнего леса, альбомы «Дикие животные Алтая»).
Стратегия реализация проекта
этапы | ситуация реализации проекта | задачи | результат | сроки |
подготовительный | Анализ педагоги-ческой литературы, обзор образователь-ных сайтов интер-нета по данной проблеме | Создание организационной основы для реализации проекта. | Подбор методической, педагогической, научнопознавательной литературы по проблеме. | октябрь 2018 г. |
Анализ состояния предметно–разви-вающей среды в дошкольном образовательном учреждении | Выявление проблемных областей предметно-развивающей среды. | Разработка поло-жения о созда-нии мини-центров по патриотическому воспитанию. | ||
основной | Проблемная ситуация – появление в группе мешка с сеном, сухими грибами, шишками (все то, что употребляют животные леса в пищу зимой) В уголке книги выставить сказки с образами диких животных. | Создать условия для мотивации предстоящей деятельности. Способствовать проживанию детьми проблемных ситуаций с высказыванием предло-жений и принятием самостоятельных ре-шений. Вызвать интерес детей к проектной деятельности. | Посещение детьми совместно с родителями зоопарка. Пополнение детской библиотеки книгами о животных. | октябрь 2018 г. |
Сбор информации о диких животных нашего края, местах их обитания, повадках, образе жизни. | Насыщать познавательный и практический опыт посредством составления детьми книги о животных края. | Книга о диких животных Алтайского края | ноябрь 2018 г. | |
Цикл интегрированных мероприятий «Дикие животные Алтайского края в зимний период». НОД: «Дикие животные»-ОО П.Р. «Дикие животные»-ОО Р.р. ОО Х.-Э. р.: Рисование- «Заяц»; Лепка: «Медведь»; Аппликация: «Ежик » Беседы. | Содействовать форми-рованию представле-ний о жизни диких животных в зимний период. Вызвать интерес к изучению труда охотоведа Активизиро-вать словарный запас детей по теме. Способствовать осоз-нанию детьми необхо-димости бережного отношения к диким животным. | Оформление макета зимнего леса. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, мультимедийные презентации, картотеки, игры). | октябрь – ноябрь 2018 г | |
Рассматривание красной книги Алтайского края, энциклопедий. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; экологических сказок В.В. Зотова и Т.В. Зотовой | Привлечь внимание детей к изучению красной книги Алтайского края. Содействовать расширению представления детей о диких животных в зимний период. Познакомить детей с разными художественными произведениями о животных (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки, потешки и песенки). Рассказать о проблемах в жизни животных Алтайского края в зимний период. | Частичное копирование красной книги о животных Алтайского края. Создание коллекции книг о диких животных. Картотека загадок о животных Подборка потешек – мультфильмовов | декабрь 2018 г. | |
Дидактическая игры: «кто здесь спрятался?», «чьи это малыши?», «чей хвост?», «чьи это следы на снегу?», «кто где живет?», «Кто чем питается?» | Содействовать закреп-лению представлений о жизни диких животных. Пробуждать желание беречь их. | Оформление дидактических игр. Обогащение представлений участников проекта о жизни диких животных. | декабрь 2018 г. | |
Творческие задания: «Спрячь зайца» «Помоги белочке сделать припасы». Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных. Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным | Вызвать интерес к жизни диких животных в зимний период. Познакомить с трудностями в жизни животных зимой. Содействовать формированию способности четко формулировать свои мысли, делать предположения и выводы, соглашаться с замечаниями или отстаивать свою точку зрения. | схемамы-модели для составления описательных рассказов о животных картотека проблемных ситуаций в картинках фильм – отрывок и новостей о работе охотоведов | ноябрь 2018 г | |
Создание сюжетно - ролевых игр «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке» | Создать условия для творческой реализации и развития сюжета игры; закрепления представлений о труде работников зоопарка, зоомагазина, охотоведческого хозяйства. Обеспечить формирование умений детей договариваться, распределять роли, устанавливать разнообразные контакты с партнерами по игре. | Атрибуты, игровой материал | январь 2018 г. | |
Экскурсия в зоомагазин. Демонстрация презентаций: «голоса диких животных», «дикие животные в зимнем лесу », видиоролика: «как люди помогают животным зимой » | Обогатить представления детей о животных зоомагазина и деятельности продавца. Содействовать расширению представлений детей о диких животных в зимний период через использование мультимедийного оборудования. | Фотогазета «Как мы ходили в зоомагазин на экскурсию с родителями» | январь 2018 г. | |
Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит». Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь». Хороводная пляска: « Медведь с пирогами». Слушание DVDи аудиозаписи: «Звуки зимнего леса». Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных | Создать условия для развития творческих способностей детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально-игровой, изобразительной). | Обогащение представлений о диких животных по средством музыкальных произведений.. | Октябрь – январь 2018 -19 г. | |
заключительный | Создание презентации по реализации проекта | Систематизировать и оформить методичес-кий, практический, информационный (слайд-шоу) материал проектной деятельности. | Слайд-шоу, дидактические пособия и игры, картотеки, фотоальбомы, фотогазеты, макет проекта «Дикие животные Алтайского края зимой». | февраль 2018 г. |
Оформление мето-дического и практического материала | ||||
Презентация проекта на педагогическом совете. | Провести проблемный анализ проектной деятельности. | январь 2019 г. |
Используемая литература
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995
- Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., 1993
- Рыжова Н. Я и природа. – Д/в №12-2004
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду
- 13. О.Р., Меремьянина, С. А. Суворова «Давайте сохраним» Барнаул 2007
Приложение 1
Планирование работы по разным видам деятельности.
НОД | Тема | Дата проведения |
Познавательное развитие | Тема: «Дикие животные» Беседы: «Чьи следы на снегу?», «Эти удивительные животные», «Жизнь животных в лесу», «Кто как готовится к зиме», Заучивание загадок о диких животных | В течение всего проекта |
Речевое развитие | Тема: Пересказ рассказа «Как медведь себя напугал» Н. Сладков Тема: «Составление описательных рассказов по опорной схеме» | |
Художественно-эстетическое | Рисование Тема: «Дикие животные-» Цель: учить передавать в рисунке отличительные особенности животных Лепка Тема: «Какие звери живут в зимнем лесу» Цель: закрепить знания детей о жизни животных зимой Аппликация Тема: «Дикие животные» Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом животных | |
Чтение художественной | Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; Рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; экологических сказок В.В. Зотова и Т.В. Зотовой ,«Зимовье зверей», «Заяц-хвастун», «Лиса и медведь», Заучивание считалки «Белки зайцев угощали», Чтение и рассматривание энциклопедии «Животный мир России» | В течение всего проекта |
Игровая деятельность | Дидактическая игры: «кто здесь спрятался?», «чьи это малыши?», «чей хвост?», «чьи это следы на снегу?», «кто где живет?» «Узнай по контуру». Пальчиковые игры: «Белочкин запас», «Сидит белка на тележке… », «Подарок для заиньки» Подвижные игры: «У медведя во бору..», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк» | В течение всего проекта |
Работа с родителями | Посещение детьми совместно с родителями зоопарка, зоомагазина. Фотогазета «Как мы ходили в зоомагазин на экскурсию с родителями. Пополнение детской библиотеки книгами о животных. | В течение всего проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)
Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....
"Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"
quot;Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"...
Конспект беседы "Зимующие птицы Алтайского края"
Мой материал предназначен для воспитателей детских садов старших и подготовительных групп, который может использоваться, как часть занятия, а также , как минутки общения ...
Экологический проект «Зимующие птицы Алтайского края», 2019 - 2020г
Цель проекта: создание условий для помощи птицам в зимний период....
Зимующие птицы Алтайского края
занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет...
Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».
Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...
Экологический проект в средней группе «Зимующие птицы Алтайского края»
Формируем экологические знания о зимующих птицах нашего края и ответственное, бережное отношение к ним....