Проект "Животные Алтайского края зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лазуткина Ирина Борисовна

проект средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zhivotnye_altaya_dlya_portala.doc998 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №195» общеразвивающего вида

МИНИ - ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

 

средняя группа

город Барнаул

Содержание

Актуальность        3

Гипотеза        4

Цель        4

Задачи        4

Новизна проекта        5

Основные направления проектной деятельности        5

Предполагаемые результаты        6

Стратегия реализация проекта        7

Используемая литература        10

Приложение1        10

Приложение 2        11

Приложение 3        15

Проект по экологическому воспитанию

«Дикие животные родного Алтайского края»

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

Актуальность: 

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

       Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней изменениями  в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относитьс я ко всему живому,      любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

       

     Первые представления об окружающем мире дети получают в детском саду, где воспитывают гуманное отношение к родной природе, к миру животных. Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. У детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают картинки, муляжи животных, смотрят презентации о животных, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. В результате получают доступные знания о диких животных, как нужно им помогать и охранять их и  какие условия для них нужно создавать.        

Размышления  о недостаточных  представлениях детей о жизни, повадках, образе жизни животных алтайского края, о том, что дети очень слабо владеют обобщающими понятиями,  с затруднениями описывают животных, имеют недостаточно полный словарный запас по теме,- подтолкнули педагогов нашей группы реализовать совместно с детьми и родителями проект «Дикие животные Алтайского края».

Гипотеза:

Дети дошкольного возраста будут более осознанно и бережно относиться к диким животным Алтайского края, если педагог создаст  условия, обеспечивающие совместное изучение проблемы и обогащение представлений о ценности диких животных края и труде людей их охраняющих и создающих для них благоприятную среду обитания. 

Цель: 

         Создать условия для осознания детьми ценности диких животных края  как одном из величайших богатств земли. 

Задачи:

  • Содействовать обогащению представлений у детей о значении диких животных в жизни человека; представлений о диких животных лесов нашего края, их образе жизни, питании, жилище, о том как готовятся к зиме; об общественной значимости труда охотоведа.
  • Создать условия для понимания понятия-  экологическая культура.
  •  Увлечь детей исследованием проблемы изучения процесса жизни диких животных и их охраны  в Алтайском крае.
  • Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о людях, связанных с охраной диких животных.
  • Пробуждать у детей бережное отношение  к диким животными и желание помогать им выживать в трудное зимнее время года.
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу, обращать внимание на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.
  •  Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желанию ее сохранить и оказывать помощь животным
  • Совершенствовать физические и трудовые навыки, содействовать развитию мелкой моторики рук и логического мышления. 
  • Развивать умения совместного творчества и сотрудничества семьи ДОУ;
  • Обогатить предметно-развивающую среду посредством оформления дидактических пособий, игр, макетов и  коллекций.

Новизна проекта

Проект реализуется с использованием принципа интеграции, способствующего:

  • у детей дошкольного возраста пробуждению и развитию познавательного интереса и активности  (актуализируют опыт реальной жизни); исследовательских способностей (проводят исследование, эксперименты и опыты); творческих возможностей (сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); коммуникативных умений (общается и высказывает свою мысль); игровых замыслов;
  • установлению тесного контакта всех специалистов ДОУ, учреждений образования и культуры: воспитателей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, библиотекаря детской библиотеки поселка Центральный.

Основные направления проектной деятельности:

  1. Познавательно-краеведческое 

Цель:

  • создать условия для пробуждения в детях потребности познавать диких животных  Алтайского края в зимнее время;
  • вызвать интерес к изучению подготовки диких животных к зиме и оказание им помощи  в зимний период человеком.
  1. Художественно-эстетическое

Цель:

  • способствовать проявлению творческой активности детей; пробуждению интереса к народному фольклору, народной музыке, рассказывающих о диких животных и  людях заботящихся о них (профессия охотоведа).
  • стимулировать нравственно-эстетические переживания.
  1. Социально-эмоциональное

Цель:

  • способствовать обогащению межличностных отношений, социализации участников проекта на основе принципов сотрудничества, сотворчества в процессе совместной деятельности;
  • поощрять способность к эмоциональной отзывчивости.

Участники проекта:

  • дети 4-5 лет;
  • воспитатели: Лазуткина И.Б.
  • музыкальный руководитель Фадеева А.А.;
  • родители воспитанников. 

Руководитель проекта: Беспалова И.В.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2018г. – январь 2019г.

Предполагаемые результаты:

  • Становление у детей целостного представления о жизни диких животных Алтайского края в зимний период.
  • Обретение опыта помощи диким животным в зимний период.
  • Обогащение речевого активного словаря участников проекта названиями животных, их пищи, образа жизни, профессий людей, осуществляющими уход за ними.
  • Расширение представлений о  работе охотоведа в Алтайском крае. Проявление готовности беречь животных, уважительного отношения к профессии охотоведа.
  • Пополнение мини-центра по экологическому воспитанию детей (мультимедийные презентации о животных, дидактические игры, пособия, картотеки, макет зимнего леса, альбомы «Дикие животные Алтая»).

Стратегия реализация проекта

    этапы

ситуация реализации

проекта

задачи

результат

сроки

подготовительный

Анализ педагоги-ческой литературы, обзор образователь-ных сайтов интер-нета по данной проблеме

Создание организационной основы для реализации проекта.

Подбор методической, педагогической, научнопознавательной литературы по проблеме.

 октябрь 2018 г.

Анализ состояния  предметно–разви-вающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Выявление проблемных областей предметно-развивающей среды.

Разработка поло-жения о созда-нии мини-центров по патриотическому воспитанию.

                                                      основной

Проблемная ситуация – появление в группе мешка с сеном, сухими грибами, шишками (все то, что употребляют животные леса в пищу зимой)

В уголке книги выставить сказки  с образами диких животных.

Создать условия для мотивации предстоящей деятельности. Способствовать проживанию детьми проблемных ситуаций с высказыванием предло-жений и принятием самостоятельных ре-шений. Вызвать интерес детей к проектной деятельности.

Посещение детьми совместно с родителями зоопарка.

Пополнение детской библиотеки книгами о животных.

октябрь 2018 г.

Сбор информации о диких животных нашего края, местах их обитания, повадках, образе жизни.

Насыщать познавательный и практический опыт посредством составления детьми книги о животных края.

Книга о  диких животных Алтайского края

ноябрь 2018 г.

Цикл интегрированных мероприятий «Дикие животные Алтайского края в зимний период».

НОД: «Дикие животные»-ОО П.Р.

«Дикие животные»-ОО Р.р.

ОО Х.-Э. р.: Рисование- «Заяц»; Лепка: «Медведь»; Аппликация: «Ежик »

Беседы.

Содействовать форми-рованию представле-ний о жизни диких животных в зимний период. Вызвать интерес к изучению труда охотоведа Активизиро-вать словарный запас детей по теме.

Способствовать осоз-нанию детьми необхо-димости бережного отношения к диким животным.

Оформление макета зимнего леса.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, мультимедийные презентации, картотеки, игры).

октябрь – ноябрь

2018 г

Рассматривание  красной книги  Алтайского края, энциклопедий.

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; экологических сказок В.В. Зотова и Т.В. Зотовой

Привлечь внимание детей к изучению красной книги Алтайского края. Содействовать расширению представления детей о диких животных в зимний период. Познакомить  детей с разными художественными произведениями о животных (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки, потешки и песенки).  Рассказать о проблемах в жизни животных Алтайского края в зимний период.

Частичное копирование красной книги о животных Алтайского края.

Создание коллекции книг о диких животных.

Картотека загадок о животных

Подборка потешек – мультфильмовов

декабрь 2018 г.

Дидактическая игры: «кто здесь спрятался?», «чьи это малыши?», «чей хвост?», «чьи это следы на снегу?», «кто где живет?», «Кто чем питается?»

Содействовать закреп-лению представлений о жизни диких животных.

Пробуждать желание беречь их.

Оформление дидактических игр. Обогащение представлений участников проекта о жизни диких животных.

декабрь 2018 г.

Творческие задания: «Спрячь зайца»

«Помоги белочке сделать припасы».

Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных.

Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным

Вызвать интерес к жизни диких животных в зимний период. Познакомить с трудностями в жизни животных зимой.

Содействовать формированию способности четко формулировать свои мысли, делать предположения и выводы, соглашаться с замечаниями или отстаивать свою точку зрения.

схемамы-модели для составления описательных рассказов о животных

картотека проблемных ситуаций в картинках

фильм – отрывок и новостей о работе охотоведов

ноябрь

2018 г

Создание сюжетно - ролевых игр «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке»

Создать условия для творческой реализации и развития сюжета игры; закрепления представлений о труде работников зоопарка, зоомагазина, охотоведческого хозяйства. Обеспечить формирование умений детей договариваться, распределять роли, устанавливать разнообразные контакты с партнерами по игре.

Атрибуты, игровой материал

январь

2018 г.

Экскурсия в зоомагазин.

Демонстрация презентаций: «голоса диких животных», «дикие животные  в зимнем лесу », видиоролика: «как люди помогают животным зимой »

Обогатить представления детей о животных зоомагазина и деятельности продавца.

Содействовать расширению представлений детей о диких животных в зимний период через использование мультимедийного оборудования.

Фотогазета «Как мы ходили в зоомагазин на экскурсию с родителями»

январь

2018 г.

Разучивание песни: « Почему медведь зимой спит».

Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь».

Хороводная пляска: « Медведь с пирогами».

Слушание DVDи аудиозаписи: «Звуки зимнего  леса».

Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», «Движения животных

 Создать условия для развития творческих способностей детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально-игровой, изобразительной).

Обогащение представлений о диких животных по средством музыкальных произведений..

Октябрь – январь

2018 -19 г.

       заключительный

Создание презентации по реализации проекта

Систематизировать и оформить методичес-кий, практический, информационный (слайд-шоу) материал проектной деятельности.

 Слайд-шоу, дидактические пособия и игры, картотеки,  фотоальбомы, фотогазеты, макет  проекта «Дикие животные Алтайского края зимой».

февраль

2018 г.

Оформление мето-дического и практического материала

Презентация проекта на педагогическом совете.

Провести проблемный анализ проектной деятельности.

январь

2019 г.

Используемая литература

  1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995
  2. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., 1993
  3. Рыжова Н. Я и природа. – Д/в №12-2004
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду
  5. 13. О.Р., Меремьянина,  С. А. Суворова «Давайте сохраним» Барнаул 2007

Приложение 1

Планирование работы по разным видам деятельности.

НОД

Тема

Дата проведения

Познавательное развитие

Тема: «Дикие животные»
Цель: Уточнить и расширить представление детей об образе жизни диких животных

Беседы: «Чьи следы на снегу?»,

«Эти удивительные животные», «Жизнь животных в лесу»,

«Кто как готовится к зиме»,

Заучивание загадок о диких животных

В течение всего проекта

Речевое развитие

Тема: Пересказ рассказа «Как медведь себя напугал» Н. Сладков
Цель: Формирование связного, последовательного пересказа текста

Тема: «Составление описательных рассказов по опорной схеме»

Художественно-эстетическое
развитие

Рисование

Тема: «Дикие животные-»

Цель: учить передавать в рисунке отличительные особенности животных

Лепка

Тема: «Какие звери живут в зимнем лесу»

Цель: закрепить знания детей о жизни животных зимой

Аппликация

Тема: «Дикие животные»

Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом животных

Чтение художественной
литературы

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой;

 Рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса;

экологических сказок В.В. Зотова и Т.В. Зотовой ,«Зимовье зверей», «Заяц-хвастун», «Лиса и медведь»,

Заучивание считалки «Белки зайцев угощали»,

 Чтение и рассматривание энциклопедии «Животный мир России»

В течение всего проекта

Игровая деятельность

Дидактическая игры: «кто здесь спрятался?», «чьи это малыши?», «чей хвост?», «чьи это следы на снегу?», «кто где живет?»  «Узнай по контуру».

Пальчиковые игры: «Белочкин запас», «Сидит белка на тележке… », «Подарок для заиньки»

Подвижные игры:

«У медведя во бору..», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк»

В течение всего проекта

Работа с родителями

Посещение детьми совместно с родителями зоопарка, зоомагазина.

Фотогазета «Как мы ходили в зоомагазин на экскурсию с родителями.

Пополнение детской библиотеки книгами о животных.

В течение всего проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

"Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"

quot;Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"...

Конспект беседы "Зимующие птицы Алтайского края"

Мой материал предназначен для воспитателей детских садов  старших  и подготовительных групп,  который может использоваться,  как часть занятия, а также , как минутки общения  ...

Экологический проект «Зимующие птицы Алтайского края», 2019 - 2020г

Цель проекта: создание условий для помощи птицам в зимний период....

Зимующие птицы Алтайского края

занятия по познавательному развитию для детей 6-7 лет...

Сценарий конкурса чтецов (посвященный юбилею Алтайского края ) «Люблю тебя, мой край Алтайский!».

Смотр-конкурс чтецов среди воспитанников, посвящённый юбилею Алтайского края, проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чу...

Экологический проект в средней группе «Зимующие птицы Алтайского края»

Формируем экологические знания о зимующих птицах нашего края и ответственное, бережное отношение к ним....