Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Шакина Вера Николаевна

Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_st_gruppa.docx634.29 КБ

Предварительный просмотр:

                               ( Старшая группа )

Тема: Воздух

Где находится воздух?

Оборудование

• Прозрачная стеклянная банка

• Мячик для пинг-понга

• Лист кальки

• Прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Положить лист кальки на дно банки

2. Положить шарик на поверхность воды

3. Опрокинуть банку, накрыв шарик, опустить банку на дно емкости.

Результат

Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне емкости почти на сухом месте.

Объяснение

Воздух, находящийся в банке, не позволяет воде проникнуть внутрь и намочить кальку.

Где находится воздух? (продолжение)

Оборудование

• Прозрачная стеклянная банка

• Мячик для пинг-понга

• Лист кальки

• Прозрачная емкость, наполненная водой до уровня выше банки

Ход опыта

1. Опусти банку в воду.

2. Когда банка коснется дна, наклони ее.

Результат

Из банки выходят пузыри, поднимаются на поверхность. Вода проникает в банку, шарик поднимается, калька намокает.

Объяснение

Воздух, наполнявший банку, выходит из нее, а вода занимает его место.

Сколько весит воздух?

Оборудование

• Две пластмассовые палочки длиной 15 и 30 см.

• Два одинаковых воздушных шарика

• Две одинаковые банки (жестяные)

• Скотч

• Карандаш

Ход опыта

1. Отметьте середину на более длинной палочке

2. Прикрепите шарики к концам палочки при помощи скотча

3. Банки соединить между собой при помощи короткой палочки

4. Обоприте центр длинной палочки на середину короткой.

Результат

Палочка с двумя шариками находится в горизонтальном положении

Объяснение

Шарики имеют одинаковый вес.

Сколько весит воздух? (продолжение)

Оборудование

• Две пластмассовые палочки длиной 15 и 30 см.

• Два одинаковых воздушных шарика

• Две одинаковые банки (жестяные)

• Скотч

• Карандаш

Ход опыта

1. Надуйте как можно сильнее один из шариков и снова прикрепите его к палочке, стараясь поместить ее на прежнее место по центру

Результат

Палочка наклонится в сторону надутого шарика

Объяснение

Воздух, заполнивший шарик, делает его тяжелее пустого шарика.

Давит ли воздух?

Оборудование

• Линейка

• Большой лист бумаги

• Стол

Ход опыта

1. Положите линейку на стол таким образом, чтобы треть ее выступала за край стола

2. Сверху положите лист бумаги и расправьте так, чтобы он плотно прилегал к столу

3. Ударьте по выступающей части линейки

Результат

Лист не дает линейке подняться

Объяснение

Воздух давит на поверхность листа. Так как поверхность большая, количества воздуха на ней достаточно велико, чтобы не позволить листку подняться.

Давит ли воздух только сверху вниз?

Оборудование

• Тонкий стакан с гладким бортиком

• Глянцевая открытка

• Раковина, над которой проводится опыт

Ход опыта

1. Наполните стакан водой

2. Плотно накройте стакан глянцевой стороной открытки

3. Придерживая рукой открытку, опрокиньте стакан

4. Теперь отнимите руку

Результат

Открытка крепко держится на стакане, и вода из стакана не выливается

Объяснение

Давление воздуха, оказываемое снизу на открытку больше, чем воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.

Можно ли сжать воздух?

Оборудование

• Шприц без иглы

Ход опыта

1. Возьмите шприц и наполните его воздухом

2. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустите поршень.

Результат

Сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец, которым закрыто отверстие почувствует сильное давление. Когда отпустите поршень, он вернется в прежнее положение.

Объяснение

Воздух можно сжимать. Поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в прежнее положение, потому что сжатый воздух стремится расшириться.

Реактивный воздушный шарик.

Оборудование

• Шпагат

• Скотч

• Воздушный шарик

• Трубочка для коктейля

Ход опыта

1. Пропустите шпагат или прочную нить через трубочку. Концы шпагата привяжите, хорошо натянув через всю комнату.

2. Надуйте шарик.

3. С помощью скотча прикрепите его под трубочкой.

4. Освободите отверстие шарика.

Результат

Шарик быстро начнет передвигаться вдоль шпагата.

Объяснение

Когда отверстие шарика открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении.

             Тема: Вода.

Вода поднимается вверх

Оборудование

• Ветка сельдерея длиной около 20 см.

• Стеклянная банка

• Вода

• Чернила красные или синие

Ход опыта

1. Налейте в банку воды и подкрасьте ее несколькими каплями чернил.

2. Опустите в банку ветку сельдерея и поставьте ее в теплое место

Результат

Несколько часов спустя и ветка и листья приобретут цвет чернил

Объяснение

На срезе ветки сельдерея можно увидеть маленькие дырочки, через которые подкрашенная вода поднялась к листьям. Вода в тонких трубочках поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью. Оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям.

Можно ли увеличить силу воды?

Оборудование

• Две пластмассовые бутылки

• Гвоздь

• Скотч

• Вода

Ход опыта

1. С помощью гвоздя сделайте вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. Отверстия должны быть одного размера

2. Заклейте отверстия скотчем.

3. Налейте в бутылки воду.

4. Отклейте скотч.

Результат

Струйки воды, выбрасываемые из бутылки с отверстиями расположенными горизонтально, будут одной длины. В бутылке, с отверстиями расположенными вертикально, дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего из верхнего отверстия.

Объяснение

Вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определенной силой. Эта сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием, то есть там, где больше глубина воды.

Самый простой фонтан.

Оборудование

• Резиновая или пластмассовая трубка

• Скотч

• Стеклянная трубочка пипетки

• Воронка

• Вода

Ход опыта

1. С помощью скотча к одному концу трубочки прикрепите воронку, а к другому пипетку

2. Закройте пальцем отверстие пипетки и через воронку наполните трубку водой

3. Опустите конец трубки с пипеткой и уберите палец

Результат

Из пипетки вырывается струйка воды. Чем выше поднимите воронку, тем выше забьет фонтанчик.

Объяснение

В плече трубки с воронкой столб воды выше, чем в плече с пипеткой. Этот более высокий столб оказывает давление, и вода с силой вырывается из пипетки. Если поднять воронку выше, столб воды увеличится, и фонтанчик забьет еще сильнее.

Почему одни тела тонут, а другие нет?

Оборудование

• Пластилин

• Крышка с закраинами от кастрюли

• Тазик

• вода

Ход опыта

1. Наполните тазик водой.

2. Сделайте из пластилина лодочку и пустите на воду.

3. Вытащите лодочку, сомните в комок и опустите его в воду.

4. Опустите крышку от кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, затем в вертикальном.

Результат

Лодочка не тонет, а комок от пластилина опустился на дно.

Объяснение

В горизонтальном положении крышка не тонет, в вертикальном – идет ко дну. Чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. На пластилиновую лодочку и крышку действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву.

Пластилиновый комок и вертикально опущенная крышка, вытесняют меньше воды. Выталкивающей силы недостаточно, чтобы держать их на плаву.

Предел плавучести.

Оборудование

• Пластилин

• Мелкие предметы (скрепки, шарики, камешки)

• Тазик

• вода

Ход опыта

1. Слепите из пластилина ванночку

2. Налейте в тазик воду и опустите в нее ванночку, отметьте на борту до какого уровня она погрузилась в воду.

3. Постепенно заполняйте ванночку мелкими предметами.

Результат

Чем больше нагружается ванночка, тем глубже она погружается в воду.

Объяснение

Ванночка имеет определенный объем, заполненный воздухом. Но по мере наполнения грузом она при тех же размерах становится тяжелее, т. е приобретает повышенную плотность. До тех пор, пока ванночка вытесняет больше воды, чем весит сама, она не тонет. Но когда ванночка станет тяжелее воды, которую способна вытеснить, она пойдет ко дну.

Вода исчезает.

Оборудование

• Два одинаковых стакана

• Блюдце

• Фломастер

• Вода

Ход опыта

1. Наполните оба стакана водой до одного уровня и отметьте уровень фломастером.

2. Один из стаканов накройте блюдцем.

3. Поставьте оба стакана в теплое место (к батарее или на солнце)

Результат

На следующий день уровень воды в открытом стакане значительно уменьшится, а в закрытом почти не изменится.

Объяснение

Часть воды в открытом стакане под воздействием тепла испарилась, превратилась в частички пара.

Испаряются ли растворенные вещества вместе с водой?

Оборудование

• Соль тонкого помола

• Два стакана

• Хлопчатобумажная нить

• Блюдце

• Ложка

• Вода

Ход опыта

1. Налейте горячую воду в оба стакана

2. Насыпайте в оба стакана соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.

3. Соедините оба стакана нитью так, чтобы большая ее часть висела между стаканами. Под нить поставьте блюдце.

Результат

Через несколько дней на нити и на блюдце образуются кристаллы соли.

Объяснение

Раствор соленой воды поднимается по нити вверх (капиллярность). Вода испаряется (и с блюдца тоже). Остается только соль, которая образует кристаллы.

Как разделить раствор?

Оборудование

• Растворимый кофе

• Маленькая кастрюлька или эл. чайник

• Ложка

• Чашка

• Вода

Ход опыта

1. Вскипятите воду, налейте ее в чашке, растворите в ней кофе.

2. Возьмите холодную и сухую ложку и подержите ее над чашкой из которой идет пар.

Результат

Через несколько секунд на ложке появятся капли. Подождите пока они остынут и попробуйте на вкус. Это чистая вода, а не кофе.

Объяснение

Испаряется только вода, а не кофе. Пар, касаясь холодной ложки, превращается в капли воды. Тот же эффект будет с соленой и сладкой водой.

Данная картотека разработана на основе "Большой книги экспериментов" и адаптирована для использования при работе с детьми старшего дошкольного возраста

Выход

Умная галка.

- Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

- Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Перед детьми становится задача: достать предмет, не опуская руку в воду.
Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень не дойдет до краев), выполняют из нее воду.

Фокус «Почему не выливается?»

- Обнаружить атмосферное давление.

- Стаканы с водой, почтовые открытки.

Взрослый предлагает детям перевернуть стакан, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем взрослый наполняет стакан водой до краев, покрывает его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, переворачивает стакан вверх дном. Убирает руку- открытка не падает, вода не наливается (если только бумага совершенно горизонтальна и прижата к краям). Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т.е. причина- воздушное давление).

Чудо- прическа.

- Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметом.

- Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

Взрослый предлагает детям выяснить, почему иногда волосы становятся непослушными (торчат в разные стороны). Предположения детей обсуждаются с помощью вопросов: бывают ли волосы такими, если они мокрые, если они сухие. Взрослый предлагает детям перед зеркалом причесать волосы, энергично проводя расческой, поднять расческу на некоторое расстояние над головой. Выяснить, что происходит с волосами (они электризуются и поднимаются вверх). Повторяют опыт, предварительно натирая расческу кусочком ткани. Выясняют, почему одежда иногда прилипает к телу (она трется о тело, получает «электричество» при глажении, становится наэлектризованной).

ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

 

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы,  чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую  воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

 

СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам  рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

 

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы,  бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие  «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне,  аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

 

ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

 

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

 

ЭФФЕКТ РАДУГИ

Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день.  Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».

 

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

 

ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины».  Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

 

СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?

Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).

Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

 

 

ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ

Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте  гипотезы детей, опустив объекты в воду.

Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.

 

ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

  1. “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) .
  2. “Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
  3. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)
  4. “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
  5. “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
  6. “Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. ( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)
  7. “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. ( Вода обладает склеивающем действием)
  8. “ Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. ( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены)
  9. “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода)
  10. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)
  11. “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ)
  12. “ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)
  13. “Делаем облако” Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

В старшем дошкольном возрасте  карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. На карточках показаны этапы проведения опытов, сзади можно написать, что поможет читающим детям в проведении экспериментов.                            «Угадай по запаху»

1. Ребенку завязать глаза.

2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др.

3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста (картотека)

                                               «Волшебная пирамидка»

1. Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит.

2. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397400871.jpg

«Имеет ли воздух вес? »

1. Делаем самодельные весы.

2. Взвешиваем 2 не  надутых шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397400955.jpg

6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

                                 «Растворение веществ в воде»

1. Берем стакан воды и кусок сахара.

2. Кладем сахар в стакан.

3. Размешиваем. Что произошло?

4. А что будет, если положить еще больше сахара?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401010.jpg

           "Загадочная бумага»

1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.

2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?

3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.

4. Складываем тот же лист гармошкой.

5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.

6. Что произошло? Почему?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401126.jpg

                                                   «Дружба красок»

1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)

2. Берем три стакана с водой.

3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.

4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.

5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401213.jpg

    «Как получить белый цвет или волшебный волчок»

1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный) .

2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка.

3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401250.jpg

             «Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401322.jpg

                 «Свалка и дождь»

1. Берем контейнер, насыпаем песок, кладем губки. Один край контейнера стоит на подставке.

2. В пипетку набираем чернила и капаем на губки.

3. Поливаем губки из лейки водой.

4. Берем шприц, откачиваем воду из песка. Вода – грязная.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401357.jpg

                  "Птицы и нефть"

1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.

Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая) .

3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность " отталкивать" воздух, а значит птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

              «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-40885-1397401446.jpg

Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить свой доклад китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие для педагогов  "Картотека опытов"...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в области познания и картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Вода».

Материал разработан для проведения  исследований свойств воды с детьми старшего дошкольного возрастах. Предложенные опыты с водой помогут детям систематизировать знания о свойствах воды.   ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Картотека опытов для детей подготовительной группы...

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Этот материал предназначен для воспитателей старших групп детского сада...