Что такое рефлексы
план-конспект занятия по окружающему миру
Конспект занятия по познавательному развитию "Что такое рефлексы" для разновозрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 247.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСЫ?»
Выполнила: | Пожидаева Ольга Михайловна, воспитатель МАОУ «Нижнегумбетовская СОШ» с. Нижний Гумбет Октябрьского р-на |
Руководитель: | Моисеева Алёна Николаевна, кпн, доцент |
Оренбург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 - 7 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 8 - 9 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 10 |
III. | Список литературы | 11 |
IV | Приложение | 12 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государство сегодня нуждается « в социально активных членах общества с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других». И это приводит к необходимости формирования социальной активности личности.
Интерес к познанию возникает у человека с рождения. Однако со временем постепенно затухает. А ведь любому обществу так необходимы одаренные люди! Поэтому очень важно именно в раннем возрасте выявить увлеченных различными областями науки и техники детей, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, научить самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, уметь контактировать с людьми.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.
Занятие «Что такое рефлексы» разработано на основе образовательной программы по познавательному развитию в рамках тематической недели: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».
Тема занятия составлена с учётом возрастных категорий детей от 5 до 7 лет, продолжительностью не более 30 минут.
Разновозрастная группа представляет собой особую социально-психологическую среду развития дошкольника. Например, разновозрастной состав группы является прообразом большой семьи, в которой:
- дети могут научиться выполнению различных ролей;
- может развиться устойчивая групповая культура;
- имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи;
- имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы.
Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей.
Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения
Важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших. Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | Что такое рефлексы | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||||
Познавательно-исследовательская деятельность | ||||||
2. | Доминирующий вид деятельности детей | Младшая подгруппа5-6 лет | Старшая подгруппа 6-7лет | |||
Проведение и объяснение (Что сделать? Что получилось?) | Проведение и анализ опыта (Почему так получилось) | |||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||
Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример | ||||||
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование ( доверие, просьба). | ||||||
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; просмотр мультфильма и циркового представления. | ||||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||||
3.1 | Общепедагогические методы | Методы формирования сознания | ||||
Беседа: о значимости рефлексовдля человека; | Беседа:о значимости рефлексов для человека; бесе; рассказ по картинке; | |||||
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения | ||||||
Косвенное требование:посмотреть на яркое солнце; громко постучать в барабаны; опыт на распознавание рефлексов | Косвенное требование:посмотреть на яркое солнце; громко постучать в барабаны; опыт на распознавание рефлексов | |||||
Методы стимулирования и мотивации деятельности | ||||||
Проблемная ситуация: узнать в какой из мисок находится горячая вода; просмотр мультфильма: узнать что такое рефлексы; | Предоставление права выборапотрогать миску с водой или нет; просмотр мультфильма: для чего они нужны | |||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | |||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||||
Наглядные методы | ||||||
Проведение опыта с горячей и холодной водой | ||||||
Словесные методы | ||||||
Объяснение явлений Словарная работа «рефлексы» | Определение причин Словарная работа «рефлексы» | |||||
Практические методы | ||||||
Дидактическая игра «Соотнеси предметы» | Дидактическая игра «Полезно - вредно» | |||||
4. | Интеграция образовательных областей | |||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||||
Познавательное развитие: способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями развития ребенка; целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Социально-коммуникативное развитие: создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение. Речевое развитие:побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу. Физическое развитие: удовлетворять потребность детей в движении; содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. | Познавательное развитие: развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями развития ребенка; целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений. Социально-коммуникативное развитие: создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение. Речевое развитие:побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу. Физическое развитие: удовлетворять потребность детей в движении; содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. | |||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | ||||
5. | Цель | Формирование представлений о работе своего организма у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
Младшая подгруппа | ||||||
6.1 | Формировать представления о реакции организма на окружающую среду | Имеют представление о реакции организма на окружающую среду | ||||
6.2 | Развивать мышление: умение обобщать, анализировать, делать выводы | Умеют находить ответ на поставленные вопросы | ||||
6.3 | Воспитывать бережное отношение к своему организму | Обладает установкой положительного отношения к своему организму | ||||
Старшая подгруппа | ||||||
6.1 | Формировать представления о реакции организма на окружающую среду | Принимают значение термина «рефлекс», могут дать ему объяснение | ||||
6.2 | Развивать мышление: умение обобщать, анализировать, делать выводы | Умеют находить ответ на поставленные вопросы | ||||
6.3 | Воспитывать бережное отношение к своему организму | Обладает начальными знаниями о себе, установкой положительного отношения к своему организму | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
Развитие абстрактно-образного мышления | Демонстрация фрагментов мультфильма, сюжетных картинок с изображением рефлексов у человека и животных. | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | |||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||||
Литературный ряд: физминутка «Рыжий тигрёнок» Зрительный ряд:картинки с дрессированными животными Материалы и оборудование: поднос с выпечкой; миски с горячей и холодной водой; барабан; | Литературный ряд: физминутка «Рыжий тигрёнок» Зрительный ряд: картинки с дрессированными животными Материалы и оборудование: поднос с выпечкой; миски с горячей и холодной водой; барабан; | |||||
9. | Подготовка в режимные моменты к образовательной деятельности на занятии | |||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | |||||
Свойства объектов окружающего мира, определение оппозиций (светлый – тёмный, горячий – холодный, высокий – низкий, узкий-широкий, гладкий-шершавый, тихий-громкий, сухой-мокрый, звонкий-глухой, сладкий- горький) |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | ||
I. | Вводная часть | ||||
1.1 | Введение в тему | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Создание проблемной ситуации, ситуативный разговор, выход на событие на основе интересов детей. Внимание детей акцентируется на закрытых мисках с водой, которые надо потрогать. Предупреждено, что в одной из мисок горячая вода. | |||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Выяснение, почему дети не стали трогать миски. Что их остановило? Просмотр отрывок из мультфильма «Фиксики», «Рефлексы» После просмотренного обращает внимание на реакцию детей. Предлагает детям провести эксперимент посмотреть на яркое солнце (реакция – закрывают глаза), громко постучать в барабан (закрывают уши). Педагог уточняет с чем связана такая реакция детей, сообщает, что организм таким образом себя защищает. | |||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Помочь детям сформулировать цель: «узнать, что такое рефлексы», «какие бывают рефлексы», для чего они нужны. | |||||
II. | Основная часть: | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Детям предлагается опыт. В группу заносится поднос на котором лежат свежеиспечённые булочки, предлагается понюхать. Подвести детей к тому, что рефлексы бывают разные. | |||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Досмотреть мультфильм «Фиксики» «Рефлексы» | |||||
Рассмотреть с детьми сюжетные картинки с изображением дрессированных собак. Предложить детям обсудить где это происходит. | Рассмотреть с детьми сюжетные картинки с изображением дрессированных собак. Составить рассказ по одной из картинки. | ||||
Предложить детям отправится в цирк, просмотреть цирковое представление ( демонстрация циркового представления) и понаблюдать как дрессируют животных в цирке. Предложить назвать такое поведение животного, обосновать свой ответ. Педагог выясняет бывали дети в цирке, что там видели, кто работает с животными. Рассказывает как дрессируют животных. Затем предлагает сравнить рефлексы дрессировки животного и рефлексы зрительные, слуховые, обоняния, осязания. | |||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Приложение1 | |||
Подвижная игра: «Рыжий тигрёнок» | |||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Дидактическая игра: «Соотнеси предметы» | Дидактическая игра: «Полезно, вредно» | ||||
III. | Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | ||||
Младшая подгруппа | Старшая подгруппа | ||||
Обсудить с детьми что интересного мы сегодня узнали. Отметить, что произвело особенное впечатление. Чему мы должны были научиться? Удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?Что изменилось от того, что мы узнали. Как мы можем приметь в жизни свои знания. | |||||
3.2 | Взаимодействие детей младшей и старшей подгрупп | ||||
Игра на удержание равновесия «Канатоходец» |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
Просмотр мультфильма «Фиксики» «Рефлексы» | В режимных моментах | В группе | |
Просмотр мультфильма «Смешарики» «Педагогическая поэма» | Обсуждение просмотренного мультфильма о рефлексах. | В семье | |
Предложить родителям посетитьцирковое представлениес дрессированными животными | Узнать, кто такая собака Павлова. | с семьёй | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | ||
2.2 | Ребенок у участием педагога | «Что приготовил повар на обед?» - игровое упражнение | В группе |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание ребёнка – дошкольника: развитого организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Программ.-метод.пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений.- М.: /Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 304 с.
2. Зимонина В.Н. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации разработки занятий /авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. психол. наук.- Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.
3. Картушина Ю.3. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 384 с.
Примерное содержание бесед с детьми 1
-Ребята, я хочу загадать вам загадку (дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоят две миски с водой, закрытые крышкой). В этих мисках вода. Как вы думаете горячая или холодная? (предположения) Как мы можем точно определить?
- Давайте, я открою крышки (дети видят, что из красной миски идёт пар).
- Теперь понятно, в какой миске, какая вода? (ответы детей)
- Давайте проверим: сначала осторожно дотроньтесь до синей миски. Какая она на ощупь? (холодная) Значит, и вода в ней какая? (холодная).
- А какая вода в красной миске, как вы думаете? (ответы детей)
- Красную миску трогать не стоит, ведь от горячей воды она могла сильно нагреться. Мы проверим по-другому: я поставлю свою руку над миской вот так. Протяните свои руки… теперь уберите, что вы почувствовали? От горячей воды тепло.
-Что происходит с рукой когда вы случайно дотрагиваетесь до горячего? (отдёргиваем.)
-Почему вы её отдёргиваете? (обожжёмся, больно)
- Это защитная реакция организма. Может быть кто-то знает как это называется?
Посмотрите внимательно мультфильм «Фиксики».
Примерное содержание бесед с детьми 2
- Кто из вас видел этот мультфильм ?
-Что вы поняли из него?
- Слышалили вы о рефлексах?
- Как вы думаете, что означает слово рефлекс?
- Хотите узнать?
Примерное содержание бесед с детьми 3
- Захотелось ли вам кушать? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Почему запах вызвал аппетит?
- Давайте узнаем.
Примерное содержание бесед с детьми 5
- Бывали ли вы в цирке?
- Что вы там видели?
- Каких животных вы видели?
- Что они там делали?
- Почему они выполняли команды человека (дрессировщика), если в дикой природе они этого не делают? (их научил человек)
- Как их научили?
Зверей готовят к выступлениям еще совсем маленькими. Дрессировщик ухаживает за ними. Изучает их привычки и повадки, кормит, если животные правильно выполняют задания, угощают их кусочком сахара. Благодаря этому многие дрессировщики учат своих питомцев играть в мяч, считать, танцевать и многому другому. У хорошего дрессировщика всегда есть лакомства, которыми он отблагодарит своего питомца, когда тот выполнит задание. Кроме того, хороший дрессировщик должен тренировать свое животное каждый день. Зачем он это делает? (ответы детей)
- Это поможет выработать у питомца постоянный рефлекс.
Значит рефлексы есть не только у людей, но и у животных.
А у вас есть домашние животные?
- Что они умеют делать? На что они реагируют?
- А сейчас я вас попрошу подойти к окну и посмотреть на солнце широко открытыми глазами. Получилось? Почему?
- Сработали наши рефлексы. Как вы думаете какие это рефлексы?(Зрительные)
Зрительные рефлексы защищают наши глаза.
Как вы думаете, ещё какие бывают рефлексы? (Громко постучать в барабан за ухом).
Рефлексы дрессировки животных и рефлексы зрительные, слуховые одинаковы?
Почему?
(со зрительными, слуховымирефлексами рождаются, а дрессировка это рефлексы приобретённые)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Я вам предлагаю превратиться в дрессированных тигрят.
Физминутка «Рыжий тигренок»
Тигр рыжий, полосатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)
Ну, Тигренок, повернись, всем гостям ты поклонись. (дети делают наклоны)
А теперь не поленись и немного покружись.(кружатся)
Потанцуй вприсядку, получишь шоколадку. (выполняют присядку)
Дидактическая игра: «Полезно –вредно»
У каждого из вас картинка . и скажите, что для глаз вредно, а что полезно.
Рассматривать рисунки лёжа, смотреть на солнце, смотреть на яркую лампу, оберегать глаза от ударов, тереть грязными руками, читать при хорошем освещении.
Дидактическая игра: «Соотнеси предметы и органы чувств»
«ухо» - бубен, труба, барабан;
«глаза» - солнце, лампа, телевизор;
«кисть руки» - иголки, горячий чайник, утюг;
«нос» - пирожки, чашка с кофе, кастрюля с супом;
«Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-29970-1722954379.jpg)
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/15/picture-26147-1350295563.jpg)
Тест для рефлексии дошкольных работников
Этот материал отличается от научных статей. Попробуйте пройти его вместе с коллегами. Может быть, узнаете что-нибудь новенькое или начнёте мыслить по-другому. Спасибо Кондрашову А.В. за идею!...
Лист рефлексии
Лист рефлексии (семинара)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/30/picture-157544-1580372701.jpg)
Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-91550-1362328871.jpg)
КОММУНИКАТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ КОНФЛИКТОВ
Что же делать, если в работающем коллективе выделяется сотрудник, который провоцирует конфликты, выступает в процессе конфликта активным «борцом за справедливость», а также и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-376902-1389181711.jpg)
Рефлексия
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. REFLEXIO - обращение назад), способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Междициплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания СУБЪЕКТА на са...
Примеры рефлексии для детей шестилетнего возраста.
Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности....