ООД для детей старшей группы "Природа и мы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мелихова Марина Владимировна

Цель: формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

  1. Подвести детей к выводу о том, что человек является частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: свет, вода, воздух, питание и бережное отношение окружающих.
  2. Продолжать закреплять знания о живой и неживой природе, развивать наблюдательность.
  3. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между человеком и природой.
  4. Закреплять умение решать противоречия, развивать монологическую речь детей, пространственное воображение, зрительное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melihova.priroda_i_my.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   г. Воронежа  Железнодорожного района «ЦРР - Д/с №176»

        Конспект  ООД  для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Природа и мы»

Интеграция областей: «Развитие речи», «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

        

        Воспитатель (ВКК)  

        Мелихова М.В.

        

        

Цель: формирование у детей представлений о неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

  1. Подвести детей к выводу о том, что человек является частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: свет, вода, воздух, питание и бережное отношение окружающих.
  2. Продолжать закреплять знания о живой и неживой природе, развивать наблюдательность.
  3. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между человеком и природой.
  4. Закреплять умение решать противоречия, развивать монологическую речь детей, пространственное воображение, зрительное восприятие.

Методы и приемы: игровой, наглядный метод; практическая и поисковая деятельность детей; вопросы к детям, дидактические, малоподвижные игры, использование художественной литературы.

Предварительная работа: беседы о природе, знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами, чтение произведений,  разучивание стихотворений о природе, дидактические игры о природе, наблюдения за природными объектами.

Материалы: картинки из природы и объекты, сделанные руками человека; карточки для построения «цепей питания», мнемокартинки  по народным приметам, картинки со сказочными персонажами, карточки с изображениями животных, «слоговой»  поезд, «объекты» живой и неживой природы для моделирования на ковролине,  коробочки с лекарственными растениями,  незаконченные картины на каждого ребенка для продуктивной деятельности,  восковые мелки,  музыкальное сопровождение ( Вивальди «Времена года»).


                                 

                                            Ход   ООД.

1.Воспитатель просит детей вспомнить стихотворение «Природа и мы».

        Нас в любое время года

        Учит мудрая природа.

        Птицы учат пению,

        Паучок - терпению.

        Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

        Учит снег нас чистоте,

        Учит солнце – доброте.

        И деревья всех пород,

        Весь лесной честной народ

        Учат крепкой дружбе.

В.: Ребята, а хотите узнать, чему еще природа научила человека и какие связи существуют между человеком и природой.

( Ответы детей.)

В.: Для того, чтобы ответить на все вопросы, я предлагаю вам на время превратиться в ученых-исследователей.

В.: «Раз-два, повернитесь и в ученых превратитесь».

В.: А вот для вас и первое исследование: Д/и «Найди парную картинку».

      Цель: найти сходства в природе и изобретениях человека.

 Птица - самолет; кит - подводная лодка; подземные ходы крота - метро; растение репейник – застежка «липучка»; многоэтажный дом – муравейник; мышиная кладовая – погреб; хатка бобра – шалаш; плотина бобра – плотина (гидротехническое сооружение, созданное человеком) и т.д.                  

В.:  А, сейчас, давайте попробуем найти взаимосвязи в природе и исследуем связь природы и человека.

Д/и: «Построй цепочку питания».

 (Колосок -  мышь – филин – лиса – человек; кора дерева – заяц – волк – человек; водоросли – рыба – медведь – человек; желудь – кабан – человек; водоросли – рыба – утка – человек; грибы – лось – человек; цветок – бабочка – лягушка – цапля – лиса – человек; клевер – корова – человек; шишка – белка – лиса - человек и др.)

В.: Какие выводы из данного исследования мы можем сделать?

Дети с помощью воспитателя делают выводы:                                             Человек – часть природы.

Человек не может существовать без природы.

В природе все взаимосвязано.

Природу нужно беречь и охранять.

В.: Предлагаю вам вспомнить основные правила поведения в природе:

      ры – ры – ры  - ты не жги костры,

      ри – ри – ри  -  мусор убери,

      ты – ты – ты  -  не губи цветы,

      жа – жа – жа  -  ты не тронь ежа,

      яй – яй – яй  -   в птичек не стреляй,

      ай – ай – ай -  ветки не ломай,

      бы – бы – бы -  обходи грибы,

      су – су – су -   не шуми в лесу.

В.: А теперь немного отдохнем.                                                                                                        

П/и: «Живая и неживая природа».

            Цель: различать объекты живой и неживой природы.

В.: Ребята, а вы знаете, что много лет назад, когда еще не было современной аппаратуры, различных спутников, люди определяли погоду по природным приметам.

Д/и: «Угадай примету».

Цель: учить детей с помощью мнемокартинок  называть  природную примету.                                                                                                                     Осенью птицы летят низко – к холодной зиме.                                            Воробьи купаются в луже – к теплу.                                                                            Ранний листопад осенью – к суровой зиме.                                                                  Ласточки летают низко – жди дождя.                                                                            Грач прилетел – через месяц снег сойдет.                                                                  Много мышек – год будет неурожайным.                                                                    Курица стоит на одной ноге – к стуже.                                                                    Если весной много паутины, то лето будет жаркое.                                                Из березы течет много сока – к дождливому лету.

В.: Нам с вами известно, что природа ко всему прочему является хорошим лекарем.   Д/и: «Положи растение в нужную коробочку».                                          Цель: учить проводить анализ первого звука в слове (гласный – красная коробочка, согласный твердый – синяя коробочка, согласный мягкий – зеленая коробочка).                                                                                               Коробочки с лекарственными растениями (крапива, укроп, ромашка, календула, одуванчик, подорожник, мята, череда, эвкалипт, шалфей) дети раскладывают по первым звукам в красную, синюю и зеленую коробки.                          В.: Кроме того, природа служит вдохновением для творчества человека. Люди пишут картины; сочиняют стихи, песни; пишут рассказы, сказки; придумывают пословицы и поговорки.                                                                                     Д/и: «К какой сказке пословица?»                                                                                          Цель: учить подбирать пословицу по смыслу к сказке.                                            («Доверяй, но проверяй». «Колобок»; «Как аукнется – так и откликнется». «Гуси-лебеди»; «В тесноте, да не в обиде». «Теремок»; «Мал, да удал». «Мальчик с пальчик»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Зимовье зверей»; «Кто не работает, тот не ест». «Колосок» и др.)                              

В.: Ребята, а кто чаще всего является персонажами сказок?

     ( Ответы детей.)

     Д/и: «Угадай животное».

     Цель: учить находить картинку по первому звуку в слове.

    Д/и: «Посади животное в поезд».

    Цель: учить делить слова на слоги.                                                                           Дети с помощью липучек размещают животных по вагонам. В первом вагоне располагаются животные, в названии которых 1 слог; во 2 вагоне – 2 слога; в 3 – 3 слога.

В.: Я предлагаю наш поезд с животными поместить в картину природы.    

     Д/и: «Моделируем картину природы».

     Цели: учить детей ориентироваться на заданной плоскости; различать объекты природы и объекты, сделанные руками человека.                                   Дети по словесной инструкции воспитателя моделируют картину природы: солнце – в правом верхнем углу, облако – в левом верхнем углу, ель – в центре, береза – справа от ели, клен – слева от ели, дом – в левом нижнем углу. Поезд размещается в правом нижнем углу.                                                                В.: Ребята, а теперь подскажите, что на нашей картине является объектами природы, а что нет.                                                                                                                  (Ответы детей.)

3. Продуктивная деятельность.

    Д/и: «Дорисуй картину».

    Цель: дополнить картину объектами природы.            

                                                                   

                                       Методическая литература.

1.И.Агапова, М.Давыдова «Развивающие игры со словами для детей»  

2.Н.В. Нищева «Игры по развитию речи для дошкольников»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения детей старшей группы. Характеристика возраста детей старшей группы»

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать данную консультацию   в обучении детей....

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...