Проект "Кем быть?" по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
проект по окружающему миру
Срок реализации проекта: с сентября 2015г. по май 2019г.
Вопросы, поставленные для разработки проекта:
1. Знакомство детей с различными профессиями.
2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.
3. Методическое обеспечение начальной профориентации.
Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях.
Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру,
в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду,
стремление к созидательной деятельности.
Что необходимо для решения данной проблемы:
* перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;
*наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Кем быть" Социально-коммуникативное развитие | 64.78 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Проект «Кем быть?» по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Разработала: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок, группы № 3 «Почемучки»
Срок реализации проекта: с сентября 2015г. по май 2019г.
Вид проекта: долгосрочный, социально-коммуникативный, познавательно – игровой.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.
Вопросы, поставленные для разработки проекта:
1. Знакомство детей с различными профессиями.
2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.
3. Методическое обеспечение начальной профориентации.
Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремление к созидательной деятельности.
Что необходимо для решения данной проблемы:
* перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;
*наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.
Срок осуществления проекта: учебный год (для каждой возрастной группы).
2015 – 2016 – младшая группа
2016 – 2017 – средняя группа
2017 – 2018 – старшая группа
2018 – 2019 – подготовительная к школе группа.
Цель проекта: ознакомление дошкольников с трудом взрослых в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.
Задачи:
* Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда.
* Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании; инструментах и материалах, необходимых для работы.
* Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
* Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
Проектная идея: взяв за основу основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии ФГОС и разработать свою рабочую программу проекта с учетом пяти образовательных областей и с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых:
Младший возраст. Дети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает. Знакомятся с предметами ближайшего окружения. В процессе игр и повседневной жизни подражают взрослым.
Средний возраст. Продолжают узнавать о труде взрослых и знакомятся с предметами ближайшего окружения. Узнают о значении бытовой техники. Имеют представления о структуре трудового процесса (выделяют цель, трудовые действия, чтобы помогать взрослым. Подражают труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
Старший возраст. Дети расширяют представления о разных видах труда производственной и непроизводственной сферы. Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения. Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающих разнообразные предметы и ценности. Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.
Предполагаемые результаты:
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе.
- Ребенок имеет первичные представления о разных видах труда взрослых, проявляет уважение к взрослым видам деятельности.
- Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Этапы проекта:
1 эт. – подготовительный (организационный)
Деятельность педагогов:
1.Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы).
2.Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы).
3.Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.
4.Изотовление макета календаря профессий.
Календарь представляет собой блокнот, состоящий из 12 листов (по количеству изучаемых за год профессий). В каждой возрастной группе свой перечень рекомендуемых для ознакомления профессий.
На каждом листе – изображение символов определенной профессии. К календарю прилагается пособие для воспитателей, состоящие из конспектов занятий, материалов для бесед, игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы.
Учет изучаемых профессий в разных возрастных группах:
- Младшая группа (3 – 4 лет) – воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель.
- Средняя группа (4 – 5 лет) – добавляются профессии близких людей. Интерес к профессиям родителей.
- Старшая группа (5 – 6 лет) – расширяются представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
- Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) – знакомство с профессиями, связанными со спецификой родного города, в частности с профессиями родителей и с местом их работы.
2 эт. – практический (основной)
Совместная деятельность детей и педагога.
- Экскурсии.
- беседы,
- праздники,
- занятия,
- конкурсы,
- сюжетно – ролевые игры,
- различные виды трудовой деятельности,
- чтение художественной литературы,
- конструирование,
- моделирование,
- коллекционирование.
Деятельность родителей
- Беседы с детьми,
- рассказы о профессиях,
- прогулки и экскурсии с познавательной целью,
- помощь в создании коллекций, макетов, газет и альбомов «Кем быть?»
3 эт. – заключительный (диагностический)
Результаты работы
*У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых и умений дошкольников.
*В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
*Оформлена выставка детских работ «Кем быть?»
*Игровая развивающая среда пополнена сюжетно – ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Проделанная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей
в младшей группе (3 – 4 лет) с трудом взрослых
на 2015 – 2016 учебный год
Месяц | Тема | Задачи | Содержание |
сентябрь | «Воспитатель» | Дать детям представления о труде воспитателя: знать песни и стихи, игры и считалки, уметь вырезать из бумаги, клеить, рисовать, шить и вышивать. Воспитатель должен любить и понимать ребенка. Понимать результат труда воспитателя – умные, добрые, умелые и любознательные дети. | Рассказ воспитателя. Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседы. Чтение: З. Александрова «Катя в яслях»,Е. Янковская «Я хожу в детский сад».Сюжетно - ролевая игра «Детский сад». |
октябрь | «Помощник воспитателя» | Дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т.д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе. Наблюдение за трудом няни, помощь няне. | Рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя Продуктивная деятельность: помощь няне (хозяйственно - бытовой труд). |
ноябрь | Медсестра | Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник, таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу. | Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет. Рассказ воспитателя о работе медсестры Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто где работает?». Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника», «Детский сад». Игровая ситуация «Кукла заболела». Дид.игра «Что нужно для работы» Рассматривание картины «Врач».Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит» |
декабрь | Прачка | Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки. | Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Помощь няне в стирке кукольного белья. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад». Дид.игра «Кому что нужно для работы» |
Январь | Продавец. | Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда. | Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Сюжетно - ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин» |
февраль | Повар. | Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда. | Целевое посещение кухни, наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Беседа о труде повара Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Детский сад». Игра – инсценировка на тему: «Сварим суп из овощей». |
март | Водитель | Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться. | Наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б.Зходер «Шофер». Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад» |
апрель | Дворник. | Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности | Наблюдение. Целевая прогулка вокруг детского сада. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Помощь в уборке территории детского сада. |
май | Сотрудники детского сада. | Знакомить с процессом работы людей различных профессий; закреплять представления о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым. | Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Для чего нужен предмет». Беседа с детьми «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем» Чтение :С.Михалков «А что у вас?», Ю.Тувим «Все для всех», «Стол». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Парикмахерская». |
Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей
в средней группе (4 - 5 лет) с трудом взрослых
на 2016 – 2017 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание |
Сентябрь | Повар. | Формировать представление детей о труде повара; структуре трудового процесса приготовления пищи, о бережном отношении со столовыми предметами и предметами бытовой техники развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к труду повара. | Беседа «Мы были на кухне» - о труде повара детского сада. Беседа: «Если ты заболел» - знакомство с кухонными принадлежностями и их использованием. Рассматривание с куклами иллюстрации (рисунки) в книжках, Наблюдение за работой медсестры в детском саду; учить соблюдать правила культурно – гигиенических навыков у детей. Экскурсия на кухню. Встреча с поваром детского сада. |
Октябрь | Водитель. | Формировать у детей представления о труде шофера. Развивать умение отражать свои впечатления о труде в игровой деятельности. | Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Рассматривание машины. Рассказ воспитателя о действиях шофера ( возит груз, ремонтирует). Чтение А. Барто «Грузовик». Сюжетно – ролевая игра «Мы – шоферы». Игра – инсценировка «Поездка на автобусе. Рассматривание картины «Шофер». Наблюдение за грузовым и общественным транспортом. Беседа о труде водителя. |
Ноябрь | Продавец. | Дать представление о труде работников торговли в разных торговых точках, закрепить представление о трудовых действиях продавца. Воспитывать вежливость | Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин». Папка – передвижка «Все профессии нужны. Все профессии важны». |
Декабрь | Парикмахер. | Познакомить с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы. | Рассказ воспитателя о труде парикмахера. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер». Рисование: «Мамина прическа», «Новая прическа папы», «Красивая кукла». Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская». |
Январь | Моряк. | Познакомить детей с различными профессиями моряков (капитан, штурман, матрос и пр.), рассказать о работе речного транспорта. Расширять представления детей о морском транспорте, о взаимосвязи и взаимопомощи людей морских профессий. | Беседа о труде моряка, капитана. С\р игра «Моряки»; «Морское путешествие». Конструирование «Корабль в порту». Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Лодочка». |
Февраль | Военный. | Дать детям знания об армии, сформировать у них представление об особенностях военной службы - солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия; уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. | Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках. Беседа « Наши папы» о службе военных , папах служивших в армии. Рассказ воспитателя «Как стать сильным» о воинских профессиях, форме военных, родах войск. Рассматривание фотографии пап служивших в армии. Аппликация «Кружка для папы». Ручной труд «Галстук для папы». |
Март | Врач. | Дать представление о работе врача (педиатр, окулист),осматривают больного, выписывают лечение. Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни. | Рассматривание иллюстраций «Профессии». Беседы: «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы». Заучивание стихов и загадок о спорте; НОД «Осанка зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки», «Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку; экскурсия в школу, спортзал; Ознакомление с художественной литературой Чтение стихотворений: К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Г. П. Шалаева «Кем мне стать». Обсуждение сюжетов, поступков Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела», «Выздоровление куклы Кати, возвращение в детский сад». Лепка «Витаминки». Рисование «Доктор Айболит». Конструирование «Постройка больницы, аптеки» |
апрель | Швея | Познакомить детей с трудом швеи. Формировать представления о коллективном труде взрослых. Воспитывать у детей уважительные отношение к людям данной профессии. | Сюжетно – ролевая игра «Ателье». Дидактическая игра «Кукольная одежда»(на классификацию одежды по цвету, по сезону). «Наряди куклу». Беседа: «Кто нам шьет одежду» Загадки об орудии труда. Обогащения словаря: нитки, иголка, выкройка, швейная машинка. Познакомить с историей тканей и их свойствами. Рассматривание альбома: «Какие бываю ткани» |
май | Художник-иллюстратор | Дать представление о специфики труда художников – иллюстраторов; -понимание того, что данный художник должен учитывать жанр литературного произведения и использовать различные средства выразительности; -воспитывать бережное отношение к книгам. | Выставка книг с картинами и без картин. Рассматривание иллюстраций двух – трёх художников к одному произведению (сравнение). Игровые упражнения: «Нарисуем книгу», «Нарисуй любимого героя». Продуктивная деятельность: изготовление книжек – малышек, составление иллюстрированных книг для малышей. |
Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей
в старшей группе (5 – 6 лет) с трудом взрослых
на 2017 – 2018 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание |
сентябрь | Швея | Познакомить детей с трудом швеи. Формировать представления о коллективном труде взрослых. Воспитывать у детей уважительные отношение к людям данной профессии. Обогащения словаря: нитки, иголка, выкройка, швейная машинка. Познакомить с историей тканей и их свойствами | Сюжетно – ролевая игра «Ателье». Дидактическая игра «Кукольная одежда» (на классификацию одежды по цвету, по сезону) «Наряди куклу»Беседа: «Кто нам шьет одежду». Загадки о орудии труда. Обогащения словаря: нитки, иголка, выкройка, швейная машинка. Рассматривание альбома: «Какие бывают ткани». |
октябрь | Строитель | Познакомить с трудом строителя; расширить знания об орудиях труда строителя: уточнить о последовательности всех этапов строительства: (выбор и подготовка строительной площадки, закладка фундамента, возведение стен, перекрытий, отделочные работы). Закрепить знания о людях строительных профессий: экскаваторщик, бульдозерист, бетонщик, каменщик, монтажник, сантехник, плотник, маляр – штукатур, воспитывать уважение к труду строителей, желание быть похожими на них. | Познавательная беседа «Люди каких профессий строят дома?». Беседа «Такие разные дома» с использованием мультимедийной презентации «Наш посёлок: прошлое и настоящее». Экскурсия к строящемуся дому. Дидактические игры: «Кем работает человек, который…?», «Кому что нужно для работы?», «Четвёртый лишний». Составление рассказов по сюжетной картинке «Как построить дом?». Сюжетно-ролевая игра «Строительство». Решение логической задачи «Из чего построить дом?». Конструирование на детской площадке «Домик из песка». |
ноябрь | Почтальон. | Познакомить с трудом почтальона, как выдают и получают посылки; объяснить для чего нужна почта людям; развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения ; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважительное отношение к труду работников почты через понимание его значимости. | Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции. Экскурсия на почту за посылкой. Рассматривание почтовых открыток, конвертов. Составление письма заболевшему товарищу. Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?» Встреча с почтальоном в детском саду. |
декабрь | Полицейский. Сотрудник ДПС. | Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС. | Экскурсия к светофору. Экскурсия к перекрестку. Встреча с инспектором ДПС. Изготовление коллажа «На улице города». |
Январь | Художник. | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Уточнять представления о труде художника, о том, что, необходимо художнику для работы. Формировать представления о разнообразии результатах труда людей этой профессии и общественной значимости | Беседы: «Как стать художником», «В мастерской художника», «Чем и на чем рисует художник», «О жанрах живописи», «О чем рассказала волшебная кисточка», «Что такое портрет». Загадки о художнике, красках, кисточке, портрете. Словесная игра «Краски», «Назови цвет», «Четвертый лишний» Пальчиковая игра «Художник-невидимка», «Маленький художник». Чтение художественной литературы: Т.Травник «Юный художник», Ю.Гречко «Художник», В.Лунин «Я - художник», В.Лунин «Красивое стихотворение о художнике», В.Степанов «Художник». Дидактические игры: «Цвет и форма», «Размышляй-ка», «Цвета», «Жанры живописи», «Составим пейзаж», «Холодно-тепло», «Портрет». Пальчиковые игры: «Радуга», «Мы ходили в зоопарк». Подвижные игры: «Краски», «Красивые узоры». Рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками, углем. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий. |
Февраль | Военный. | Уточнить знания о том, что в каждой стране есть Армия. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. Все они защитники Отечества. В армии есть корабли, самолеты, вездеходы. Вся техника должна быть в полном порядке. У военных есть разное оружие: пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Все защитники Отечества изучают военную историю. Каждая военная профессия почетная и важная. | Чтение художественной литературы: «Шел по улице солдат» Баруздин, «Наша Армия» Митяев, «Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина. Парад военной техники. |
март | Работники ателье. | Дать представление о труде работников ателье: закройщица, приемщица, швея. Расширять знания об инструментах и оборудовании, облегчающие труд работников ателье. Воспитывать бережное отношение к вещам. | Беседы: «О разных тканях». «Как шьют одежду», «О рабочих инструментах швеи», «О чем рассказала швейная машинка», «Из чего шьют одежду». Пальчиковые игры: «Наперсток», «Платье». Словесные игры «Смысловые парочки», «Четвертый лишний» Сюжетно-ролевая игра «Ателье. Дом мод», «Дизайнер одежды», «Магазин ткани». Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», «Откуда пришло платье», «Кем быть», «Подбери платье». Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Швея», Т.Шорыгина «Новое платье», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля» Театрализованная игра по сказке Н. Носова «Заплатка». Рисование «На подиуме». Б.Заходер «Портниха»; ООД «Одежда наших предков». |
апрель | Моряки. | Уточнить знания о труде: капитана, моряка, водолаза, рыбака. Расширить знания о труде водолаза – это опасная и трудная профессия. Он должен быть мастером на все руки: и монтажником, и строителем и ремонтником. Водолаз все работы выполняет под водой. Рыбаки ловят рыбу и в реке и в море. Ловят большими сетями с корабля, которые называются траулерами. Но вначале рыбаки выслеживают стаи рыб а помогают им в этом специальные приборы – эхолоты. Воспитывать уважение к труду взрослых. Активизация слов: Скафандр, боцман, водолаз, траулер, сети, механик. | Д/игры «Моряки». «Лошадки», Игры с водой, с различными лодками и теплоходами; С/р игра на тему «Путешествие по реке»: создание ситуации для активизации внимательного, бережного, отношения, исполнителей ролей матросов и капитана. Конструирование «Баржа»; «Военный корабль». Аппликация» Корабли на рейде». Рисование «По морям, по волнам». |
май | Артист. Композитор. | Расширить представления детей о профессиях искусства. Композитор – сочиняет музыку, песни, которые любят петь взрослые и дети. Для этого нужен большой талант и большой труд. Композитор рассказывает с помощью музыкальных звуков о том, что думает человек. По нотам сочинение композитора исполняет музыкант – на скрипке, рояле, трубе. Чтобы стать хорошим композитором, нужно долго учиться в музыкальной школе, училище, консерватории. Актер работает в театре, благодаря мастерству актера на сцене оживают любимые герои. Чтобы стать хорошим артистом, нужен особый талант и труд. Актеры каждый день репетируют, учат наизусть роли, тренируют голос и движения. Активизация слов: костюм, парик, грим, занавес, театральные персонажи. | Беседы: «Что такое театр?», «Зачем люди ходят в театр?», «Театральные профессии», «Как себя вести в театре», «Хочу быть актером», «Любимая сказка», «На спектакле». Просмотр спектакля «Рукодельница и Ленивица» Дидактические игры: «Герои любимых сказок», «Путешествие в гости к сказке», «Собери обложку любимой книги», «Час потехи», «Назови театральную профессию». Сюжетно-ролевая игра: «Театр», «Я - гример», «Костюмер». Театрализованная игра: инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди». Художественное творчество (рисование): «Театральные декорации». Чтение художественной литературы: Т.Шорыгина «Артист», Т.Шорыгина «Трудная роль» |
Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей
в подготовительной к школе группе (4 - 5 лет) с трудом взрослых
на 2018 – 2019 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание |
сентябрь | Учитель | Создавать у детей представление о труде учителя. Показать специфику работы учителя, его любовь к детям. Воспитывать уважение к его труду. | Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок». Конструирование (из строительного материала) «Школа». Организовать экскурсию для детей совместно с родителями в близлежащую школу. С\Р игра: «Школа». |
октябрь | Хлебороб. | Формировать представления о профессиях: механизатор; комбайнер, тракторист. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Обогащать представления детей о труде хлебороба; расширять знания о сельскохозяйственной технике. | Игра «Что сначала, что потом». Познавательная беседа «Как хлеб на стол пришёл?». Беседа о труде хлеборобов «Сколько рук хлеб растило, сохраняло, берегло?». Дидактическая игра «Кто я?» (о профессиях, которые связаны с хлебом). Решение проблемного вопроса «Бывает ли хлеб лёгким?». Занятие по развитию речи «Хлеб — всему голова».Выставка поделок из соленого теста. Лепка хлебобулочных изделий из теста. Творческое фантазирование «Путешествие Пирожка». Заучивание пословиц о хлебе. Драматизация сказки «Колосок». Рассматривание натюрморта И.Машкова «Снедь московская:Хлебы». Чтение художественной литературы: М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Глинская «Хлеб»;В.Крупин «Отцовское поле»;В.Дацкевич «От зерна до каравая»;Н.Верещагин «Золотой колосок». |
ноябрь | Писатель | Дать детям представление о труде людей творческих профессий. Уточнить знания детей о том, как делается книга, что на изготовление книги затрачивается труд многих. Закрепить знания о профессиях людей, которые издают книги и журналы (писатель, журналист, художник, работник типографии, редакторы, издатели, корректоры, наборщики.) Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили, как можно дольше. Активизация слов: Писатель, журналист, типография, корректор, редактор. | Рассматривание книг. Чтение произведений различных литературных жанров. Игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет если…», «Что сначала, а что потом». Драматизация сказок. |
декабрь | Библиотекарь | Познакомить детей с профессией библиотекаря, работой библиотеки. Воспитывать уважение к труду библиотекарей. Уточнить представление детей о роли книги в жизни людей. | С\Р игра «Библиотека». Выставка книг. Экскурсия в детскую библиотеку. Беседа с детьми о профессии библиотекарь, объяснение, показ иллюстраций, чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Мастерская по ремонту книг. |
Январь | Художница хохломской росписи. | Дать представление о труде художницы хохломской росписи; познакомить с последовательностью изготовления хохломской посуды. | Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись». Экскурсия в МТЦ «Золотая Хохлома». Мастер-класс «Роспись ложки». Мини-музей «Ложечка точеная». Заучивание стихов о хохломе. Участие в конкурсе «Мисс Хохлома».Д/и «Магазин сувениров». Рисование «Ложка для Жихарки». Чтение А.Алехин «Матрешки; С.Жегалова «Росписи хохломы». Ю.Чичков «Наша хохлома». О.Симонова «Частушки о хохломе». |
февраль | Пожарный. | Познакомить детей с профессией – пожарный. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем. Пожарные постоянно тренируются. Проводят специальные учения. Пожарные носят специальную одежду. Защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Спасают от огня людей, животных и ценные вещи. Закрепить знания о том, какие машины помогают пожарникам. Уточнить правила поведения детей при пожаре. Воспитывать уважение к труду пожарного, желание быть похожими на них – самоотверженными, бесстрашными, ловкими, сильными. | Чтение стихотворения С.А.Васильевой «Пожарный». Аппликация «Пожарная машина» С\Р игра Мы – пожарные». Беседы: «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность». НОД: «Огонь добрый, огонь злой». Художественная литература: Б.Житков «Пожар», С.Я. Маршак «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое». Д/и «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному». Изготовление плаката. Драматизация сказки «Кошкин дом». С-р игра «Мы пожарные». НОД. Физическое воспитание «Пожарные на выезде» |
март | Лесничий. | Познакомить детей с трудом лесничего. Формировать реалистические представления о труде лесника. Уточнить, что главный человек в лесу – лесник. Он знает, где растут деревья. Какие из них надо рубить , а какие нужно лечить, где нужно посадить новые деревья. Знает повадки обитателей леса, ведь для них лес – дом родной. В лесу много работы, работа лесника трудная, а иногда и опасная. Лесник живет в лесу, вдали от города. Десятки километров в день леснику приходится проходить пешком, на лыжах, ездить верхом. Лесник помогает животным и растениям. Зимой делает кормушки для птиц и животных. Воспитывать уважение к труду лесника, желание беречь природу. | Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу». Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесника и лесных животных в разное время года. Заучивание стихов об обитателях леса. Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу». Просмотр презентации «Кто в лесу главный?» |
апрель | Космонавт. | Расширять знания детей об освоении космоса. Дать знания о том, что полет человека в космос- труд многих людей. Воспитывать гордость за свою страну. | Беседа «Семья планет».Беседа «Что такое космос». Тема: «Космонавты у ракеты». Рисование Тема: Космическая фантазия. Лепка Тема: «Космонавт в скафандре». Дидактические игры: - «Восстанови порядок в солнечной системе» Чтение художественной литературы: - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса», - Н.Носов « Незнайка на луне» - стихотворения о космосе. - загадки о космосе. Индивидуальная и групповая работа: - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). |
май | Ветеринар. | Формировать представление о труде ветеринара. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать желание ухаживать за животными. | Беседа по теме «Что за профессия ветеринар?». • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. • Чтение и обсуждение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит». • Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ветеринарная больница». • Дидактические игры «Животные и их детеныши» и др. • Пальчиковые игры про животных. • Рисование «Микстура для больного котенка» (разукрашивание). • Просмотр презентации «Ветеринарный врач». • ООД: дикие и домашние животные, в гости к нам пришел добрый доктор Айболит, правила поведения с животными. • Создание альбома «Мой четвероногий друг». |
Образцы организованной образовательной деятельности по проекту
с детьми старшего дошкольного возраста. Приложение.
Конспекты занятий по ознакомлению детей с профессиями
Подготовительная к школе группа
Профессия – архитектор «Мастерская архитектора»
Цель. Продолжать формирование у детей представлений о профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.
Предварительная работа.
*Беседы о профессиях архитектора и строителя, экскурсии, показ иллюстрированного материала.
*Чтение: В.В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».
*Проведение игр, пантомим, этюдов.
*Коллективная работа по созданию макета улицы города.
Словарная работа. Архитектурные термины и понятия.
Материал. Карточки с изображением символов (дерево, поезд, мяч и т.д.); вырезанные из картона геометрические фигуры ; строительный материал.
Ход занятия
Воспитатель. Хотели бы вы представить, каким станет наш город в будущем? Мэрия объявила конкурс на создание лучшего проекта города будущего. Вы готовы в нем участвовать? (Дети соглашаются).
1 –й ребенок.
Что нам стоит град построить –
Нарисуем, будем жить!
2 –й ребенок.
Как бы не так. Если строить город без хорошего плана, потом забот не оберешься.
Воспитатель. А чтобы забот было меньше, есть на свете уважаемая профессия – архитектор.
В архитекторов мы и поиграем! Мы придумаем улицу города будущего. В архитекторов мы и поиграем! Мы придумаем улицу города будущего. (Раздает детям карточки с изображением символов и вырезанные из картона геометрические фигуры).
С помощью символов придумайте, что вы построите. Создайте «чертежи» с помощью геометрических фигур.
(Дети придумывают и выкладывают «схемы» объектов).
У вас получились планы зданий. Скажите, для чего они нужны? (Архитекторы придумывают постройки, делают чертежи, а строители по чертежам строят дома). Воспитатель предлагает детям рассказать о своих чертежах.
1–й ребенок. У меня картинка с изображением дерева, значит, нужно спроектировать парк, но в городе есть парки. Было бы хорошо, если бы у нас был аквапарк. Все могли бы отдыхать, кататься с горок, плавать в бассейне.
2-й ребенок. Я изобразил планетарий. С помощью специальных очков там можно увидеть далекие звезды и планеты.
Воспитатель. Теперь предлагаю вам воплотить эти прекрасные идеи и построить улицу города.
Получили вы подарки – кирпичи, бруски и арки.
Город вам построить надо, чтобы всем жилось отрадно.
Стройте быстро, стройте споро, без цемента и раствора,
Чтобы город был красивым, в архитекторе вся сила!
(Дети строят из кубиков и элементов конструктора здания на одной улице. Затем воспитатель проводит беседу, используя архитектурные термины и понятия).
Воспитатель. Я вижу много интересных архитектурных форм. Расскажите мне о них.
Ребенок. Я построил железнодорожный вокзал с колоннами. Хочу, чтобы в городе было больше зданий с колоннами и балконами.
Воспитатель. Чем можно украсить капители – вершины колонн?
Ребенок. Их можно украсить звездами на здании планетария, цветами на здании ботанического сада, фигурками клоунов на здании цирка…
Ребенок. А я хочу, чтобы аэровокзал был в виде огромного самолета. Там будет зал ожидания, касса, кафе.
Воспитатель. (обращается к одному из детей). Почему у этого здания такая необычная крыша?
Ребенок. Обычно у домов крыши в виде призмы. А мне нравятся крыши в виде усеченного конуса, треугольные и овальные окна, башни.
Воспитатель. Молодцы! В таком городе мне хотелось бы жить. Я хочу сфотографировать ваши сооружения и отправить снимки в мэрию на конкурс проектов.
Профессия – фитодизайнер
«Дизайн – студия»
Цель. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать эстетический вкус, гуманность, доброту. Учить доставлять радость людям своим трудом.
Предварительная работа.
*Рассматривание интерьеров в группах детского сада;
*Беседа о работе фитодизайнера. Экскурсия в художественный салон, магазин цветов. Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов по теме.
Словарная работа. Дизайнер, фитодизайнер, композиция.
Материал. Комнатные растения, ракушки, камни, фигурки животных и т.д.
Ход занятия
Дети и воспитатель приходят в зал.
Воспитатель. Иногда у каждого из нас бывает плохое настроение, даже когда особых причин для этого нет. Как можно поднять человеку настроение? (Спеть песню, подарить подарок, рассмешить).
А еще можно сделать что – нибудь красивое. Люди каких профессий создают красоту вокруг нас? (Художники, портные и модельеры, дизайнеры). В этом зале вы видите комнатные растения. Они просто стоят на столе. Что можно сделать с этими цветами, чтобы зал стал выглядеть более привлекательным? (Поставить цветы, которые сочетаются между собой). Правильно, можно создать композицию. Давайте поработаем фитодизайнерами и создадим композицию из цветов. (Дети вместе с воспитателем составляют композицию из комнатных растений, ракушек, фигурок животных и т.д.) Как красиво у нас получилось! Я думаю, всем людям, которые придут в этот зал, будет приятно здесь находиться а нам с вами будет приятно осознавать, что мы улучшили настроение другим.
Профессия – журналист
«Редакция газеты «Юный бамовец»
Цель. Закрепить знания детей о профессиональной деятельности работников редакции. Формировать умения и навыки действия по определенным игровым правилам.
Предварительна работа.
*Чтение: В.В. Маяковский «Кем быть?»
*Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Берем интервью», «Мы – журналисты».
*Настольно – печатные игры «Кем быть?», «Все работы хороши».
*Оформление альбома «Все работы хороши».
*Изготовление предметов - заместителей (блокноты, микрофоны, видеокамеры, фотоаппараты и др.).
*Рисование на тему «Кем быть?»
Материал. Карточки с изображением профессий с сотрудников газеты; лист ватмана; предметы – заместители; вырезанные из бумаги или картона буквы и символы рубрик; фотографии представителей разных профессий, статьи о них (например, вырезанные из газет), рекламные объявления; кисточки и клей; карандаши и фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы свами будем делать газету. Я стану главным редактором, а кем будите вы? (Дети называют профессии: журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент). Найдите карточку с изображением выбранной профессии и прикрепите к одежде.
Теперь мы с вами должны придумать, как будет называться наша газета. (Дети предлагают варианты. Выбирают название «Юный бамовец). В городе объявлен конкурс детских газет на тему «Самая важная профессия в городе». Сегодняшний номер нашей газеты и будет этому посвящен.
Но сначала давайте вспомним, какие профессии вы знает.
Игра «Загадки».
*Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать?
*Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
*Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
*Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
*Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
*Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
*Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
*Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?
Воспитатель. Молодцы! Опытные газетчики всегда знают, где можно добыть интересную информацию. А вы знаете? (На заводе, в институте, на фабрике, в банке, в магазине, на почте).
Как можно получить информацию? (Взять интервью. Понаблюдать за работой. Записать сюжет на видеокамеру. Сфотографировать людей разных профессий).
Что вам поможет в работе? (Фотоаппарат, блокнот и ручка, видеокамера). Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты.
Вы помните, что сегодняшний номер посвящен выбору важной профессии в нашем городе. Я, как главный редактор, должна дать задание сотрудникам – какую информацию для этого нужно собрать. Итак, кто узнает новости и пишет о них? (Журналист).
Журналисты, какие вопросы вы задаете, когда будите брать интервью? (Какая профессия, по вашему мнению, самая важная в нашем городе? Почему вы так думаете?). Прекрасно. Журналисты могут приступать к выполнению задания. (Журналисты могут пойти в другие группы детского сада в сопровождении взрослого и взять у детей и педагогов).
Воспитатель. Пока журналисты собирают материал, мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты. (Воспитатель и дети выклеивают из букв название газеты, символы рубрик. Журналисты возвращаются и рассказывают о мнениях опрошенных. Воспитатель выбирает из заранее подготовленных им статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент – рекламу. Художник размещает все это на листе ватмана. Дети и воспитатель приклеивают.)
Воспитатель. Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса - найти самую важную профессию? (Все профессии важны, все профессии нужны!)
Я предлагаю поместить в газету стихотворение:
Профессии бывают разные – все они очень важные:
Повар, плотник и шофер, педагог, маляр, монтер…
Все профессии важны, все профессии нужны
Используемая литература:
- Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии ФГОС – 2015
- Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной деятельностью. Перспективное планирование работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет Издательство: М. Мозаика-Синтез, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
«Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...
Консультация для родителей на тему" Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых"
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему: «Методы ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...
01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx
01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...
Консультация для родителей. «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую гот...
«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»
Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...