Проект "Кем быть?" по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых.
проект по окружающему миру

 Срок реализации проекта: с сентября 2015г.  по май 2019г. 

Вопросы, поставленные для разработки проекта:

     1. Знакомство детей с различными профессиями.

     2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.

     3. Методическое обеспечение начальной профориентации.

  Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях.

Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру,

в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду,

стремление к созидательной деятельности.

 Что необходимо для решения данной проблемы:

     * перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;

     *наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Детский сад № 5 «Тынденок»  города Тынды Амурской области.

Проект   «Кем быть?»  по ознакомлению детей дошкольного возраста  с трудом взрослых.  Разработала: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок, группы № 3 «Почемучки»

Срок реализации проекта: с сентября 2015г.  по май 2019г.

Вид проекта: долгосрочный, социально-коммуникативный, познавательно – игровой.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие.

 Вопросы, поставленные для разработки проекта:

     1. Знакомство детей с различными профессиями.

     2. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков.

     3. Методическое обеспечение начальной профориентации.

  Актуальность проекта. Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремление к созидательной деятельности.

 Что необходимо для решения данной проблемы:

     * перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;

     *наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.

 Срок осуществления проекта: учебный год (для каждой возрастной группы).

2015 – 2016 – младшая группа

2016 – 2017 – средняя группа

2017 – 2018 – старшая группа

2018 – 2019 – подготовительная к школе группа.

Цель проекта: ознакомление дошкольников с трудом взрослых в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Задачи:

     * Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда.

     * Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании; инструментах и материалах, необходимых для работы.

     * Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.

     * Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.

Проектная идея: взяв за основу основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии ФГОС и разработать свою рабочую программу проекта с учетом пяти образовательных областей и с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых:

Младший возраст. Дети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает. Знакомятся с предметами ближайшего окружения. В процессе игр и повседневной жизни подражают взрослым.

Средний возраст. Продолжают узнавать о труде взрослых и знакомятся с предметами ближайшего окружения. Узнают о значении бытовой техники. Имеют представления о структуре трудового процесса (выделяют цель, трудовые действия, чтобы помогать взрослым. Подражают труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

Старший возраст. Дети расширяют представления о разных видах труда производственной и непроизводственной сферы. Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения. Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающих разнообразные предметы и ценности. Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

Предполагаемые результаты:

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Ребенок имеет первичные  представления о разных видах труда взрослых, проявляет уважение к взрослым видам деятельности.
  • Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Этапы проекта:

1 эт. – подготовительный (организационный)

Деятельность педагогов:

     1.Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы).

     2.Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы).

     3.Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.

     4.Изотовление макета календаря профессий.

     Календарь представляет собой  блокнот, состоящий из 12 листов (по количеству изучаемых за год профессий). В каждой возрастной группе свой перечень рекомендуемых для ознакомления профессий.

     На каждом листе – изображение символов определенной профессии. К календарю прилагается пособие для воспитателей, состоящие из конспектов занятий, материалов для бесед, игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы.

Учет изучаемых профессий в разных возрастных группах:

  • Младшая группа (3 – 4 лет) – воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель.
  • Средняя группа (4 – 5 лет) – добавляются профессии близких людей. Интерес к профессиям родителей.
  •  Старшая группа (5 – 6 лет) – расширяются представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
  • Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет) – знакомство с профессиями, связанными со спецификой родного города, в частности с профессиями родителей и с местом их работы.

2 эт. – практический (основной)

Совместная деятельность детей и педагога.

  • Экскурсии.
  •  беседы,
  •  праздники,
  • занятия,
  • конкурсы,
  • сюжетно – ролевые игры,
  • различные виды трудовой деятельности,
  • чтение художественной литературы,
  • конструирование,
  •  моделирование,
  •  коллекционирование.

Деятельность родителей

  • Беседы с детьми,
  • рассказы о профессиях,
  • прогулки и экскурсии с познавательной целью,
  • помощь в создании коллекций, макетов, газет и альбомов «Кем быть?»

3 эт. – заключительный (диагностический)

Результаты работы

     *У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых и умений дошкольников.

     *В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.

     *Оформлена выставка детских работ «Кем быть?»

     *Игровая развивающая среда пополнена сюжетно – ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.

     Проделанная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей

 в младшей группе (3 – 4 лет) с трудом взрослых

на 2015 – 2016 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь

«Воспитатель»

Дать детям представления о труде воспитателя: знать песни и стихи, игры и считалки, уметь вырезать из бумаги, клеить, рисовать, шить и вышивать. Воспитатель должен любить и понимать ребенка. Понимать результат труда воспитателя – умные, добрые, умелые и любознательные дети.

Рассказ воспитателя. Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассматривание иллюстраций. Беседы. Чтение: З. Александрова «Катя в яслях»,Е. Янковская «Я хожу в детский сад».Сюжетно - ролевая игра «Детский сад».

октябрь

«Помощник воспитателя»

Дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т.д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе. Наблюдение за трудом няни, помощь няне.

Рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя Продуктивная деятельность: помощь няне (хозяйственно - бытовой труд).

ноябрь

Медсестра

Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник, таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.

Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет. Рассказ воспитателя о работе медсестры Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто где работает?». Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника», «Детский сад». Игровая ситуация «Кукла заболела». Дид.игра «Что нужно для работы» Рассматривание картины «Врач».Чтение К. Чуковский «Доктор Айболит»

декабрь

Прачка

Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

Экскурсия по детскому саду, наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Помощь няне в стирке кукольного белья. Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын». Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад». Дид.игра «Кому что нужно для работы»

Январь

Продавец.

Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Сюжетно - ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»

февраль

Повар.

Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Целевое посещение кухни, наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Беседа о труде повара Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Детский сад». Игра – инсценировка на тему: «Сварим суп из овощей».

март

Водитель

Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться.

Наблюдение. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б.Зходер «Шофер». Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад»

апрель

Дворник.

Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности

Наблюдение. Целевая прогулка вокруг детского сада. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Помощь в уборке территории детского сада.

май

Сотрудники детского сада.

Знакомить с процессом работы людей различных профессий; закреплять представления о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым.

Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий. Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Для чего нужен предмет». Беседа с детьми «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем» Чтение :С.Михалков «А что у вас?», Ю.Тувим «Все для всех», «Стол». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Парикмахерская».

Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей

 в средней группе (4 - 5 лет) с трудом взрослых

на 2016 – 2017 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

Повар.

 Формировать представление детей о труде повара; структуре трудового процесса приготовления пищи, о бережном отношении со столовыми предметами и предметами бытовой техники развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения; воспитывать чувство уважения к труду повара.

Беседа «Мы были на кухне» - о труде повара детского сада. Беседа: «Если ты заболел» - знакомство с кухонными принадлежностями и их использованием. Рассматривание с куклами иллюстрации (рисунки) в книжках, Наблюдение за работой медсестры в детском саду; учить соблюдать правила культурно – гигиенических навыков у детей. Экскурсия на кухню. Встреча с поваром детского сада.

Октябрь

Водитель.

Формировать у детей представления о труде шофера. Развивать умение отражать свои впечатления о труде в игровой деятельности.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Рассматривание машины. Рассказ воспитателя о действиях шофера ( возит груз, ремонтирует). Чтение А. Барто «Грузовик». Сюжетно – ролевая игра «Мы – шоферы». Игра – инсценировка «Поездка на автобусе. Рассматривание картины «Шофер». Наблюдение за грузовым и общественным транспортом. Беседа о труде водителя.

Ноябрь

Продавец.

Дать представление о труде работников торговли в разных торговых точках, закрепить представление о трудовых действиях продавца. Воспитывать вежливость

Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин продуктов», «Овощной магазин». Папка – передвижка «Все профессии нужны. Все профессии важны».

Декабрь

Парикмахер.

Познакомить  с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, о оборудовании и материалах, необходимых для работы.
Дать понять, что труд является основой благосостояния каждого человека и общества в целом. Создать условия для творческого самовыражения.

Рассказ воспитателя о труде парикмахера. Рассматривание иллюстраций. Дидактические  игры:  «Сделай прическу кукле», «Завяжи бантик», «Чем работает мастер». Рисование: «Мамина прическа», «Новая прическа папы», «Красивая кукла». Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская».

Январь

Моряк.

Познакомить детей с различными профессиями моряков (капитан, штурман, матрос и пр.), рассказать о работе речного транспорта.

Расширять представления детей о морском транспорте, о взаимосвязи и взаимопомощи людей морских профессий. 

Беседа о труде моряка, капитана. С\р игра «Моряки»; «Морское путешествие». Конструирование «Корабль в порту». Рассматривание иллюстраций. Аппликация «Лодочка».

Февраль

Военный.

Дать детям знания об армии, сформировать у них представление об особенностях военной службы -  солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия; уточнить их представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках. Беседа « Наши папы» о службе военных , папах служивших в армии.

Рассказ  воспитателя «Как стать сильным» о воинских профессиях, форме военных, родах войск. Рассматривание фотографии пап служивших в армии. Аппликация «Кружка для папы». Ручной труд «Галстук для папы».

Март

Врач.

Дать представление о работе врача (педиатр, окулист),осматривают больного, выписывают лечение. Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни.

Рассматривание иллюстраций «Профессии». Беседы: «О профессии врача, медсестры»; «Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Что нужно доктору для работы». Заучивание стихов и загадок о спорте; НОД «Осанка зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки», «Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку;  экскурсия в школу, спортзал; Ознакомление с художественной литературой Чтение стихотворений: К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Г. П. Шалаева «Кем мне стать». Обсуждение сюжетов, поступков Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя  заболела», «Выздоровление куклы Кати, возвращение в детский сад». Лепка «Витаминки». Рисование «Доктор Айболит». Конструирование «Постройка больницы, аптеки»

апрель

Швея

Познакомить детей с трудом

швеи. Формировать представления о коллективном труде  взрослых. Воспитывать у детей уважительные отношение к людям данной профессии.

Сюжетно – ролевая игра «Ателье». Дидактическая игра «Кукольная одежда»(на классификацию одежды по цвету, по сезону). «Наряди куклу». Беседа: «Кто нам шьет одежду»

Загадки об орудии труда. Обогащения словаря: нитки, иголка,

выкройка, швейная машинка. Познакомить с историей тканей и их свойствами. Рассматривание альбома: «Какие бываю ткани»

май

Художник-иллюстратор

Дать представление о специфики труда художников – иллюстраторов;

-понимание того, что данный художник должен учитывать жанр литературного произведения и использовать различные средства выразительности;

-воспитывать бережное отношение к книгам.

Выставка книг с картинами и без картин. Рассматривание иллюстраций двух – трёх художников к одному произведению (сравнение). Игровые упражнения: «Нарисуем книгу», «Нарисуй любимого героя». Продуктивная деятельность: изготовление книжек – малышек, составление иллюстрированных книг для малышей.

Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей

 в старшей группе (5 – 6  лет) с трудом взрослых

на 2017 – 2018 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь

Швея

Познакомить детей с трудом швеи. Формировать представления о коллективном труде взрослых. Воспитывать у детей уважительные отношение к людям данной профессии. Обогащения словаря: нитки, иголка, выкройка, швейная машинка.

Познакомить с историей тканей и их свойствами

Сюжетно – ролевая игра «Ателье».

Дидактическая игра «Кукольная одежда»

 (на классификацию одежды по цвету, по сезону)

«Наряди куклу»Беседа: «Кто нам шьет одежду».

 Загадки о орудии труда.

Обогащения словаря: нитки, иголка,

выкройка, швейная машинка.

Рассматривание альбома: «Какие бывают ткани».

октябрь

Строитель

Познакомить с трудом строителя; расширить знания об орудиях труда строителя: уточнить о последовательности всех этапов строительства: (выбор и подготовка строительной площадки, закладка фундамента, возведение стен, перекрытий, отделочные работы). Закрепить знания о людях строительных профессий: экскаваторщик, бульдозерист, бетонщик, каменщик, монтажник, сантехник, плотник, маляр – штукатур, воспитывать уважение к труду строителей, желание быть похожими на них.

Познавательная беседа

«Люди каких профессий строят дома?».

Беседа «Такие разные дома»

 с использованием мультимедийной презентации

«Наш посёлок: прошлое и настоящее».

Экскурсия к строящемуся дому.

Дидактические игры:

«Кем работает человек, который…?»,

 «Кому что нужно для работы?», «Четвёртый лишний».

Составление рассказов по сюжетной картинке

«Как построить дом?».

 Сюжетно-ролевая игра

 «Строительство». Решение логической задачи

 «Из чего построить дом?».

 Конструирование на детской площадке

«Домик из песка».

ноябрь

Почтальон.

 Познакомить с трудом почтальона, как выдают и получают посылки; объяснить для чего нужна почта людям;  развивать познавательный интерес, формировать представления об объектах ближайшего окружения ; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважительное отношение к труду работников почты через понимание его значимости.

Наблюдение за трудом почтальона во время

 разноски корреспонденции.

 Экскурсия на почту за посылкой.

Рассматривание почтовых открыток, конвертов.

Составление письма заболевшему товарищу.

Рассматривание картин «Почтальон» из серии

 «Кем быть?» Встреча с почтальоном в детском саду.

декабрь

Полицейский.

Сотрудник ДПС.

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС.

Экскурсия к светофору.

 Экскурсия к перекрестку.

Встреча с инспектором ДПС.

Изготовление коллажа «На улице города».

Январь

Художник.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Уточнять представления о труде художника, о том, что, необходимо художнику для работы. Формировать представления о разнообразии результатах труда людей этой профессии и общественной значимости

Беседы: «Как стать художником»,

 «В мастерской художника»,

«Чем и на чем рисует художник»,

«О жанрах живописи»,

«О чем рассказала волшебная кисточка»,

«Что такое портрет».

Загадки о художнике, красках, кисточке, портрете.

Словесная игра «Краски», «Назови цвет»,

«Четвертый лишний»

Пальчиковая игра «Художник-невидимка»,

«Маленький художник».

 Чтение художественной литературы:

Т.Травник «Юный художник»,

Ю.Гречко «Художник»,

В.Лунин «Я - художник»,

В.Лунин «Красивое стихотворение о художнике»,

В.Степанов «Художник».

Дидактические игры: «Цвет и форма»,

«Размышляй-ка», «Цвета», «Жанры живописи»,

«Составим пейзаж», «Холодно-тепло», «Портрет».  

Пальчиковые игры: «Радуга», «Мы ходили в зоопарк».

Подвижные игры: «Краски», «Красивые узоры».

Рисование акварелью, гуашью, восковыми мелками,

углем.

Рассматривание  иллюстраций, картин, фотографий.

Февраль

Военный.

Уточнить знания о том, что в каждой стране есть Армия. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы. Все они защитники Отечества. В армии есть корабли, самолеты, вездеходы. Вся техника должна быть в полном порядке. У военных есть разное оружие: пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Все защитники Отечества изучают военную историю. Каждая военная профессия почетная и важная.

Чтение художественной литературы:

 «Шел по улице солдат» Баруздин,

«Наша Армия» Митяев, «Профессии. Какие они?»

Т.А. Шорыгина. Парад военной техники.

март

Работники ателье.

Дать представление о труде работников ателье: закройщица, приемщица, швея. Расширять знания об инструментах и оборудовании, облегчающие труд работников ателье. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Беседы: «О разных тканях».

«Как шьют одежду»,

 «О рабочих инструментах швеи»,

 «О чем рассказала швейная машинка»,

«Из чего шьют одежду».

Пальчиковые игры: «Наперсток», «Платье».

Словесные игры «Смысловые парочки»,

«Четвертый лишний» Сюжетно-ролевая  игра

«Ателье. Дом мод», «Дизайнер одежды»,

«Магазин ткани».

Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы»,

«Откуда пришло платье», «Кем быть»,

«Подбери платье».

Чтение художественной литературы:

Т. Шорыгина «Швея», Т.Шорыгина «Новое платье»,

 Г.Х.Андерсен «Новое платье короля»

Театрализованная игра по сказке Н. Носова «Заплатка».

Рисование «На подиуме». Б.Заходер «Портниха»;

ООД «Одежда наших предков».

апрель

Моряки.

Уточнить знания о труде: капитана, моряка, водолаза, рыбака. Расширить знания о труде водолаза – это опасная и трудная профессия. Он должен быть мастером на все руки: и монтажником, и строителем и ремонтником. Водолаз все работы выполняет под водой. Рыбаки ловят рыбу и в реке и в море. Ловят большими сетями с корабля, которые называются траулерами. Но вначале рыбаки выслеживают стаи рыб а помогают им в этом специальные приборы – эхолоты. Воспитывать уважение к труду взрослых. Активизация слов: Скафандр, боцман, водолаз, траулер, сети, механик.

Д/игры «Моряки». «Лошадки»,

Игры с водой, с различными лодками и теплоходами;

С/р игра на тему «Путешествие по реке»:

создание ситуации для активизации    внимательного,

бережного, отношения,

исполнителей ролей матросов и капитана.

Конструирование «Баржа»; «Военный корабль».

Аппликация» Корабли на рейде».

Рисование «По морям, по волнам».

май

Артист.

Композитор.

Расширить представления детей о профессиях искусства. Композитор – сочиняет музыку, песни, которые любят петь взрослые и дети. Для этого нужен большой талант и большой труд. Композитор рассказывает с помощью музыкальных звуков о том, что думает человек. По нотам сочинение композитора исполняет музыкант – на скрипке, рояле, трубе. Чтобы стать хорошим композитором, нужно долго учиться в музыкальной школе, училище, консерватории. Актер работает в театре, благодаря мастерству актера на сцене оживают любимые герои. Чтобы стать хорошим артистом, нужен особый талант и труд. Актеры каждый день репетируют, учат наизусть роли, тренируют голос и движения. Активизация слов: костюм, парик, грим, занавес, театральные персонажи.

Беседы: «Что такое театр?»,

 «Зачем люди ходят в театр?»,

«Театральные профессии», «Как себя вести в театре»,

«Хочу быть актером», «Любимая сказка», «На спектакле».

Просмотр спектакля «Рукодельница и Ленивица»

Дидактические игры:  «Герои любимых сказок»,

«Путешествие в гости к сказке»,

«Собери обложку любимой книги», «Час потехи»,

«Назови театральную профессию».

Сюжетно-ролевая игра: «Театр», «Я - гример»,

 «Костюмер».

Театрализованная игра:

инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество (рисование):

«Театральные декорации».

Чтение художественной литературы:

Т.Шорыгина «Артист», Т.Шорыгина «Трудная роль»

Примерное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей

 в подготовительной к школе группе (4 - 5 лет) с трудом взрослых

на 2018 – 2019 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи

Содержание

сентябрь

Учитель

Создавать у детей представление о труде учителя.

Показать специфику работы учителя, его любовь к детям.

Воспитывать уважение к его труду.

Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок». Конструирование (из строительного материала) «Школа». Организовать экскурсию для детей совместно с родителями в близлежащую школу.

С\Р игра: «Школа».

октябрь

Хлебороб.

Формировать представления о профессиях: механизатор; комбайнер,

тракторист. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Обогащать представления детей о труде хлебороба; расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Игра «Что сначала, что потом». Познавательная беседа «Как хлеб на стол пришёл?». Беседа о труде хлеборобов «Сколько рук хлеб растило, сохраняло, берегло?». Дидактическая игра «Кто я?» (о профессиях, которые связаны с хлебом).

Решение проблемного вопроса «Бывает ли хлеб лёгким?».

Занятие по развитию речи «Хлеб — всему голова».Выставка поделок из соленого теста. Лепка хлебобулочных изделий из теста. Творческое фантазирование «Путешествие Пирожка».

Заучивание пословиц о хлебе. Драматизация сказки «Колосок».

Рассматривание натюрморта И.Машкова «Снедь московская:Хлебы». Чтение художественной литературы: М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М.Глинская «Хлеб»;В.Крупин «Отцовское поле»;В.Дацкевич «От зерна до каравая»;Н.Верещагин «Золотой колосок».

ноябрь

Писатель

Дать детям представление о труде людей творческих профессий. Уточнить знания детей о том, как делается книга, что на изготовление книги затрачивается труд многих. Закрепить знания о профессиях людей, которые издают книги и журналы (писатель, журналист, художник, работник типографии, редакторы, издатели, корректоры, наборщики.) Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно, чтобы книги жили, как можно дольше. Активизация слов: Писатель, журналист, типография, корректор, редактор.

Рассматривание книг. Чтение произведений различных литературных жанров.

Игровые упражнения: «Придумай сказку», «Сочини небылицу», «Что будет если…», «Что сначала, а что потом». Драматизация сказок.

декабрь

Библиотекарь

Познакомить детей с профессией библиотекаря, работой библиотеки.

Воспитывать уважение к труду библиотекарей.

Уточнить представление детей о роли книги в жизни людей.

С\Р игра «Библиотека». Выставка книг. Экскурсия в детскую библиотеку. Беседа с детьми о профессии библиотекарь, объяснение, показ иллюстраций, чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Мастерская по ремонту книг.

Январь

Художница  хохломской росписи.

Дать представление о труде художницы хохломской росписи; познакомить с последовательностью изготовления хохломской посуды.

Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись». Экскурсия в МТЦ «Золотая Хохлома». Мастер-класс «Роспись ложки».

Мини-музей «Ложечка точеная». Заучивание стихов о хохломе. Участие в конкурсе «Мисс Хохлома».Д/и «Магазин сувениров». Рисование «Ложка для Жихарки». Чтение А.Алехин «Матрешки; С.Жегалова «Росписи хохломы».

Ю.Чичков «Наша хохлома». О.Симонова «Частушки о хохломе».

февраль

Пожарный.

Познакомить детей с профессией – пожарный. Это смелые и сильные люди. Они вступают в бой с огнем. Пожарные  постоянно тренируются. Проводят специальные учения. Пожарные носят специальную одежду. Защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги Пожарные  гасят огонь водой или специальной пеной. Спасают от огня людей, животных и ценные вещи. Закрепить знания о том, какие машины помогают пожарникам. Уточнить правила поведения детей при пожаре. Воспитывать уважение к труду пожарного, желание быть похожими на них – самоотверженными, бесстрашными, ловкими, сильными.

Чтение стихотворения С.А.Васильевой «Пожарный».

Аппликация «Пожарная машина»

С\Р игра Мы – пожарные». Беседы: «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность». НОД: «Огонь добрый, огонь злой». Художественная литература: Б.Житков «Пожар», С.Я. Маршак «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое». Д/и «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному». Изготовление плаката. Драматизация сказки «Кошкин дом». С-р игра «Мы пожарные».

НОД. Физическое воспитание «Пожарные на выезде»

март

Лесничий.

Познакомить детей с трудом лесничего. Формировать реалистические представления о труде лесника. Уточнить, что главный человек в лесу – лесник. Он знает, где растут деревья. Какие из них надо рубить , а какие нужно лечить, где нужно посадить новые деревья. Знает повадки обитателей леса, ведь для них лес – дом родной. В лесу много работы, работа лесника трудная, а иногда и опасная. Лесник живет в лесу, вдали от города. Десятки километров в день леснику приходится проходить пешком, на лыжах, ездить верхом. Лесник помогает животным и растениям. Зимой делает кормушки для птиц и животных. Воспитывать уважение к труду лесника, желание беречь природу.

Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу». Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесника и лесных животных в разное время года. Заучивание стихов об обитателях леса. Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу». Просмотр презентации «Кто в лесу главный?» 

апрель

Космонавт.

Расширять знания детей об освоении космоса. Дать знания о том, что полет человека в космос- труд многих людей. Воспитывать гордость за свою страну.

Беседа «Семья планет».Беседа «Что такое космос».  Тема: «Космонавты у ракеты». Рисование Тема: Космическая фантазия. Лепка Тема: «Космонавт в скафандре». Дидактические игры: 

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее» 
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
- «Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы: - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса», - Н.Носов « Незнайка на луне» - стихотворения о космосе. - загадки о космосе.

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема  «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи  игра “ Скажи наоборот”  

май

Ветеринар.

Формировать представление о труде ветеринара. Учить устанавливать причинно-следственные связи: значение ухода за животными на их рост и здоровье. Воспитывать желание ухаживать за животными.

Беседа по теме «Что за профессия ветеринар?».

• Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

• Чтение и обсуждение отрывка из произведения К. Чуковского «Айболит».

• Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Ветеринарная больница».

• Дидактические игры «Животные и их детеныши» и др.

• Пальчиковые игры про животных.

• Рисование «Микстура для больного котенка» (разукрашивание).

• Просмотр презентации «Ветеринарный врач».

• ООД: дикие и домашние животные, в гости к нам пришел добрый доктор Айболит, правила поведения с животными.

• Создание альбома «Мой четвероногий друг».

Образцы организованной образовательной деятельности по проекту

 с детьми старшего дошкольного возраста.        Приложение.

                    Конспекты занятий по ознакомлению детей с профессиями

Подготовительная к школе группа

Профессия – архитектор «Мастерская архитектора»

     Цель. Продолжать формирование у детей представлений о  профессии архитектора. Развивать конструктивные способности, ассоциативное мышление и воображение. Формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет.

     Предварительная работа.

     *Беседы о профессиях архитектора и строителя, экскурсии, показ иллюстрированного материала.

     *Чтение: В.В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла».

     *Проведение игр, пантомим, этюдов.

     *Коллективная работа по созданию  макета улицы города.

     Словарная работа. Архитектурные термины и понятия.

     Материал. Карточки с изображением символов (дерево, поезд, мяч и т.д.); вырезанные из картона геометрические фигуры ; строительный материал.

Ход занятия

     Воспитатель. Хотели бы вы представить, каким станет наш город в будущем? Мэрия объявила конкурс на создание лучшего проекта города будущего. Вы готовы в нем участвовать? (Дети соглашаются).

     1 –й ребенок.

     Что нам стоит град построить –

     Нарисуем, будем жить!

     2 –й ребенок.

     Как бы не так. Если строить город без хорошего плана, потом забот не оберешься.

     Воспитатель. А чтобы забот было меньше, есть на свете уважаемая профессия – архитектор.

     В архитекторов мы и поиграем! Мы придумаем улицу города будущего. В архитекторов мы и поиграем! Мы придумаем улицу города будущего. (Раздает детям карточки с изображением символов и вырезанные из картона геометрические фигуры).

     С помощью символов придумайте, что вы построите. Создайте «чертежи» с помощью геометрических фигур.

(Дети придумывают и выкладывают «схемы» объектов).

     У вас получились планы зданий. Скажите, для чего они нужны? (Архитекторы придумывают постройки, делают чертежи, а строители по чертежам строят дома). Воспитатель предлагает детям рассказать о своих чертежах.

     1–й ребенок. У меня картинка с изображением дерева, значит, нужно спроектировать парк, но в городе есть парки. Было бы хорошо, если бы у нас был аквапарк. Все могли бы отдыхать, кататься с горок, плавать в бассейне.

     2-й ребенок. Я изобразил планетарий. С помощью специальных очков там можно увидеть далекие звезды и планеты.

     Воспитатель. Теперь предлагаю вам воплотить эти прекрасные идеи и построить улицу города.

     Получили вы подарки – кирпичи, бруски и арки.

     Город вам построить надо, чтобы всем жилось отрадно.

     Стройте быстро, стройте споро, без цемента и раствора,

     Чтобы город был красивым, в архитекторе вся сила!

     (Дети строят из кубиков и элементов конструктора здания на одной улице. Затем воспитатель проводит беседу, используя архитектурные термины и понятия).

     Воспитатель. Я вижу много интересных архитектурных форм. Расскажите мне о них.

     Ребенок. Я построил железнодорожный вокзал с колоннами. Хочу, чтобы в городе было больше зданий с колоннами и балконами.

     Воспитатель. Чем можно украсить капители – вершины колонн?

     Ребенок. Их можно украсить звездами на здании планетария, цветами на здании ботанического сада, фигурками клоунов на здании цирка…

     Ребенок. А я хочу, чтобы аэровокзал был в виде огромного самолета. Там будет зал ожидания, касса, кафе.

     Воспитатель. (обращается к одному из детей). Почему у этого здания такая необычная крыша?

     Ребенок. Обычно у домов крыши в виде призмы. А мне нравятся крыши в виде усеченного конуса, треугольные и овальные окна, башни.

     Воспитатель. Молодцы! В таком городе мне хотелось бы жить. Я хочу сфотографировать ваши сооружения и отправить снимки в мэрию на конкурс проектов.

Профессия – фитодизайнер

«Дизайн – студия»

     Цель. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать эстетический вкус, гуманность, доброту. Учить доставлять радость людям своим трудом.

     Предварительная работа.

     *Рассматривание интерьеров в группах детского сада;

     *Беседа о работе фитодизайнера. Экскурсия в художественный салон, магазин цветов. Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов по теме.

     Словарная работа. Дизайнер, фитодизайнер, композиция.

     Материал. Комнатные растения, ракушки, камни, фигурки животных и т.д.

Ход занятия

     Дети и воспитатель приходят в зал.

     Воспитатель. Иногда у каждого из нас бывает плохое настроение, даже когда особых причин для этого нет. Как можно поднять человеку настроение? (Спеть песню, подарить подарок, рассмешить).

     А еще можно сделать что – нибудь красивое. Люди каких профессий создают красоту вокруг нас? (Художники, портные и модельеры, дизайнеры). В этом зале вы видите комнатные растения. Они просто стоят на столе. Что можно сделать с этими цветами, чтобы зал стал выглядеть более привлекательным? (Поставить цветы, которые сочетаются между собой). Правильно, можно создать композицию. Давайте поработаем фитодизайнерами и создадим композицию из цветов. (Дети вместе с воспитателем составляют композицию из комнатных растений,  ракушек, фигурок животных и т.д.)  Как красиво у нас получилось! Я думаю, всем людям, которые придут в этот зал, будет приятно здесь находиться а нам с вами будет приятно осознавать, что мы улучшили настроение другим.

Профессия – журналист

«Редакция газеты «Юный бамовец»

     Цель. Закрепить знания детей о профессиональной деятельности работников редакции. Формировать умения и навыки действия по определенным игровым правилам. 

Предварительна работа.

     *Чтение: В.В. Маяковский «Кем быть?»

     *Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Кому что нужно?», «Кто что делает?», «Загадки», «Берем интервью», «Мы – журналисты».

     *Настольно – печатные игры «Кем быть?», «Все работы хороши».

     *Оформление альбома «Все работы хороши».

     *Изготовление предметов -  заместителей (блокноты, микрофоны, видеокамеры, фотоаппараты и др.).

     *Рисование на тему «Кем быть?»

     Материал. Карточки с изображением профессий с сотрудников газеты; лист ватмана; предметы – заместители; вырезанные из бумаги или картона буквы и символы рубрик; фотографии представителей разных профессий, статьи о них (например, вырезанные из газет), рекламные объявления; кисточки и клей; карандаши и фломастеры.

Ход занятия

     Воспитатель. Сегодня мы свами будем делать газету. Я стану главным редактором, а кем будите вы? (Дети называют профессии: журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент). Найдите карточку с изображением выбранной профессии и прикрепите к одежде.

     Теперь мы с вами должны придумать, как будет называться наша газета. (Дети предлагают варианты.  Выбирают название «Юный бамовец). В городе объявлен конкурс детских газет на тему «Самая  важная профессия в городе». Сегодняшний номер нашей газеты и будет этому посвящен.

     Но сначала давайте вспомним, какие профессии вы знает.

     Игра «Загадки».

     *Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать?

     *Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?

     *Кто прибьет вам каблучок,  замочек вставит в сапожок?    

     *Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?

     *Кто шьет из ткани сарафан для Тани?

     *Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?

     *Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?    

     *Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

     Воспитатель. Молодцы! Опытные газетчики всегда знают, где можно добыть интересную информацию. А вы знаете? (На заводе, в институте, на фабрике, в банке, в магазине, на почте).

     Как можно получить информацию? (Взять интервью. Понаблюдать за работой. Записать сюжет на видеокамеру. Сфотографировать людей разных профессий).

     Что вам поможет в работе? (Фотоаппарат, блокнот и ручка, видеокамера). Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты.

     Вы помните, что сегодняшний номер посвящен выбору важной профессии в нашем городе. Я, как главный редактор, должна дать задание сотрудникам – какую информацию для этого нужно собрать. Итак, кто узнает новости и пишет о них? (Журналист).

     Журналисты, какие вопросы вы задаете, когда будите брать интервью? (Какая профессия, по вашему мнению, самая важная в нашем городе? Почему вы так думаете?). Прекрасно. Журналисты могут приступать к выполнению задания. (Журналисты могут пойти в другие группы детского сада в сопровождении взрослого и взять у детей и педагогов).

     Воспитатель. Пока журналисты собирают материал, мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты. (Воспитатель и дети выклеивают из букв название газеты, символы рубрик. Журналисты возвращаются и рассказывают о мнениях опрошенных. Воспитатель выбирает из заранее подготовленных им статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент – рекламу. Художник размещает все это на листе ватмана. Дети и воспитатель приклеивают.)

     Воспитатель. Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса -  найти самую важную профессию? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

     Я предлагаю поместить в газету стихотворение:

     Профессии бывают разные – все они очень важные:

     Повар, плотник и шофер, педагог, маляр, монтер…

     Все профессии важны, все профессии нужны

Используемая литература:

  1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии ФГОС – 2015
  2. Голицына Н. С. Ознакомление дошкольников с социальной деятельностью. Перспективное планирование работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004
  3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет Издательство: М. Мозаика-Синтез, 2007

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

«Ознакомление детей  дошкольного    возраста с трудом взрослых»...

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...

Консультация для родителей. «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка к труду - это значит сформировать у него психологическую гот...

«Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Совместный труд ребенка и взрослого».Под совместной со взрослым трудовой деятельностью ребенка подразумевается такая деятельность педагогов (взрослых) с детьми, когда взрослые выступают не тольк...

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»

Сообщение «Совместный труд как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых»...