НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область «познание»)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ельцова Светлана Викторовна

Цель НОД: обобщить знания детей по теме: “Осень”

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_osen.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                      №9 «Незабудка» города Дубны Московской области

НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»

(образовательная область «познание»)

Воспитатель: Ельцова С.В.

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

Задачи:

образовательные:

  • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

  •  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: здоровье, познание, социализация.

Оборудование: 

  • конверт с письмом и заданиями от Осени;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • листочки из картона для дорожки;
  • индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
  • наборы  элементов для создания картины осенней природы;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
  • видеофильм «Осень».

НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо.

 Хотите узнать, от кого оно?

- Да!            

    Тогда отгадайте загадку:      

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я……

- Осень!

- Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же  в конверте?  

 Письмо:

 На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,  

 И зазолотились листья у берёзы.                      

                    Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.

- Принимаем приглашение  осени?

- Да!            

Тогда  - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

(Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)

 Беседа

- Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит  повсюду.

Деревья стройные стоят, 
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

 А зачем осенью, да ещё и поздней?

-Чтобы подышать свежим воздухом. Собрать грибы.  

- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

-Открываем глаза.

Ребята, кто что услышал?

- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес -  зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

- Опавшей листвой, грибами.

- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает  в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

 

 (Далее воспитатель обращает внимание детей на  3 различных изображения осени)

- Ребята, а теперь посмотрите,  на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.

А на второй картинке?

 Эта картина уже не такая весёлая.

 - Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

А на третьей картинке?

 - Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

- Осень.

- А на этой?

- Осень.

- А какое время года на третьей картине?

- Осень.

- Почему про осень нарисованы три разных картинки? 

- Осень бывает разной (золотая, середина осени и поздняя осень).

- Какие месяцы осени вы знаете?

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А  сейчас давайте поиграем. Речевая игра « Какая погода бывает осенью?» Я задаю вопросы, а вы слушаете внимательно и отвечаете:

Когда идёт дождь, погода какая?

Д.- Дождливая.

В.- Когда  дует ветер, погода какая?

Д.- Ветряная.

В.- Когда пасмурно, погода?

Д.- Пасмурная.

В.- Когда ясно, погода?

Д.- Ясная.

В.-Когда хмуро?

Д.-Хмурая.

В.-Когда холодно?

Д.-Холодная.

- Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили чётко, внятно.

Физкульт-минутка “Листочки”

Осенние листочки закружились,

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю тихо сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю тихо сели.

- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».  А вы любите играть?

- Да!            

 «Отгадай загадку»

- А теперь перейдём к заданиям на карточках. Первое задание называется «Отгадай загадку».

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

 1).Кто же ухаживает за лесом?   И как его называют?

- Лесник!

                  

 2) Как назвать доброго сказочно героя, живущего в лесу?

- Лесовик!

 3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,

     чтобы путники заблудились?

- Леший!

                                               

 4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.        

- Лист.      

                                                     

 5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает. Одним проходу не дает, других он подгоняет.

-Ветер.

                                                              

 6) Без пути и без дороги  ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

-Дождь.

 «Игра ДА или НЕТ»

- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать  - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с 2 заданиями.

Дидактическая игра « Дерево» (перелётные и зимующие птицы) проводит воспитатель:

 - Что происходит осенью с птицами?

- Все улетают? Как эти птицы называются?

Описание игры: На дереве «сидят» перелётные и зимующие птицы, каждый ребёнок по очереди подходит и называя птицу говорит - зимующая она или перелётная, если перелётная , то птица «улетает» с дерева, если зимующая, то остаётся.

Итог занятия

- Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.

 Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.

- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень  постаралась, и я вас от её имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались?

А ещё мы  вспомнили, что осень бывает разной.

Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект занятия детей старшей группы «Миләш» по образовательной области “Познание”(Формирование целостной картины мира.)

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Страна моя родная. Природа России.»Форма проведения: игра-путешествие.Виды детской деятельности: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ» (образовательная область познавательное развитие).

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”, развивать  музыкально-ритмические и творческие способности, формировать привычки к здоровому образу жизни.Задачи:Образовательные:&bu...

Конспект занятия в старшей группе. Конструктивная деятельность в образовательной области «Познание» - Оригами. Тема: « Цветущая весна»

Конспект занятия в старшей группе. Конструктивная деятельность в образовательной области «Познание» - Оригами. Тема: « Цветущая весна»...