Конспект занятия "Путешествие по Антарктиде"
методическая разработка (старшая группа)

Вишнякова Ольга Михайловна

Конспект непосредственно образовательной

деятельности в старшей группе по теме

«Путешествие по Антарктиде»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._puteshestvie_po_antarktide.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 76

       конспект непосредственно образовательной

деятельности в старшей группе по теме

«Путешествие по Антарктиде»

                                        составила воспитатель: Вишнякова Ольга Михайловна

г. Ангарск, 2019 г.

Цель: создание условий для формирования у детей познавательных интересов в ходе опытно – экспериментальной деятельности.

Культурная практика: познавательно – исследовательская, опытно – экспериментальная деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

  • дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, природы Антарктиды;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • развивать умения пользоваться мнемотаблицами при составлении творческих рассказов; 
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), наблюдательность, умение делать выводы и умозаключения, умения работать со схемами;
  • развивать речь, обогащать словарный запас (проговаривание слов: айсберг, ледник, материк, океан, северное сияние). 

Воспитательные:

  • формировать умение работать слаженно в команде, оказывать помощь друг другу, проявлять эмпатию к окружающим.
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методы: словесный, практический, игровой, наглядный.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Образовательные технологии: Детская исследовательская деятельность (технология Савенкова А. И.)

Виды детской деятельности:

Познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная, исследовательская.

Оборудование и материалы:

 -  географическая карта, глобус;

- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Антарктида»; мультфильм (отрывок)  «Умка и северное сияние», «Рассказы старого моряка Антарктида»);

- емкость с водой, лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- краски, кисточки, вода, влажные  бумажные  салфетки (по количеству детей);

- мнемотаблицы, карточки-задания;

- медали «Юные полярники».

Планируемый результат:

 - у детей сформирован устойчивый познавательный интерес к исследованиям, дети освоили умение действовать по словесной инструкции и карточкам – схемам, мнемотаблицам;

- дошкольники устанавливают элементарные причинно – следственные связи.

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок об Антарктиде, беседы об Антарктиде, чтение книг об Антарктиде, заучивание с детьми стихотворений, создание мини – музея «Антарктида», продуктивная деятельность.

Образовательные ситуации в зоне ближайшего развития: проведение опытов, путешествие на «Корабле», составление рассказов для научного журнала.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети заходят в группу, встают полукругом, берутся за руки.

Воспитатель:

                           Станем рядышком, по кругу,

                           Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

                           Нам здороваться ни лень:

                           Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

                           Если каждый улыбнётся —

                          Утро доброе начнётся. (Передаем соседу улыбку)

-Я вижу – у вас сегодня хорошее настроение. Интересно послушать, почему?

Дети:

 -Потому что сегодня хорошая погода.

- Потому что мама поцеловала меня утром. И т.д.

- Давайте поделимся своим хорошим настроением (взяться за руки).

- На что похоже ваше настроение?

Воспитатель:  

- Ребята посмотрите, что за льдинка – невидимка появилась у нас на подоконнике (кусочек льдинки).

- Скажите, что такое лед? (ответы детей)

- Когда и где можно увидеть лёд? (ответы детей)

- Есть на нашей планете необычный материк, который весь во льду, назвали его Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет.

- Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду).

- Что же означает белый цвет?  Белый - цвет снега, льда, холода.

- Антарктиду называют южным полюсом. Антарктида - это оледенелый материк, окруженный океаном. Это самое суровое место на планете.

- Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. (Показ мультфильма «Рассказы старого моряка Антарктида»)

- В океане около Антарктиды можно встретить ледяные плавающие горы - айсберги.

- Как вы думаете, откуда появились эти ледяные громады?

- Опасны ли айсберги?  Для кого?  Почему? (опасны для кораблей, большая часть под водой)

- Эти плавучие ледяные горы, у которых над водой только небольшая часть, а большая - под водой. Взгляните на экран. (Показ презентации про Айсберг).

- В Антарктиде короткие полярные дни и очень длинные полярные ночи. Когда в Антарктиде наступает полярная ночь мы можем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние. (Показ презентации – Северное сияние)

- Какими словами вы можете описать Антарктиду? (ответы детей: холодная, белая, ледяная,……).

 Беседа с детьми с использованием метода «Модель трех вопросов»:

-А что ребята Вы знаете об Антарктиде?  (ответы детей)

-Что бы хотели узнать? (ответы детей)

-Из каких источников мы можем узнать про Антарктиду? (ответы детей)

Основная часть:

Воспитатель: Вы правильно сказали, что в Антарктиде никто не живет постоянно, но на многочисленные научные станции приезжают ученые со всех концов света и ведут исследования.

- Ребята, я предлагаю вам провести свое исследование в Антарктиде.  И найти ответы на все наши вопросы. А где мы с вами будем, проводит исследования? (исследовательские станции)

- Но как нам добраться до Антарктиды? (ответы детей)

Воспитатель:

Антарктида далеко,

Добираться не легко.

Мы к таинственной земле

Поплывем на корабле. (модель корабля и звук плывущего корабля - запись гудков корабля) 

Выполнение заданий Исследовательской станции.

Практическая часть:

       Первое наше исследование – найдем ответ на вопрос: почему не тонут айсберги, чем они опасны?

(Проведут опыт - Ребята, возьмите по кусочку льда и поместите каждый свой кусочек льда в емкость с водой, представьте, что это откололся кусок льда.  Утонул он?  Почему? Посмотрите внимательно, где находится большая часть льда?  Какой вывод мы можем сделать? Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).

Следующее наше исследование мы понаблюдаем за северным сиянием. Показ мультфильма «Умка и северное сияние». Понравилось полярное сияние? На что оно похоже это волшебное явление?    Какие чувства вы испытывали после просмотра?  (радость, удивление, восхищение). С помощью акварельных красок изобразим полярное сияние. Рисовать будем на волшебных влажных салфетках. Потрогайте, какая она на ощупь (влажная, гладкая, холодная). А теперь возьмите в руки кисточки, обмакните их в тот цвет, какой вы видели в мультфильме. Показать способ изображения полярного сияния. Дети приступают к рисованию фона – северного сияния (звучит музыка).

         А теперь мы составим рассказ об Антарктиде по мнемотаблице. С нами журналист, он возьмет у нас интервью и опубликует наше сообщение об исследованиях в научном журнале.

- Молодцы ребята вы очень плодотворно поработали на своих станциях. Вручение медалей «Юные полярники».

Заключительная часть:

- Но нам нужно возвращаться в группу.

                Мы таинственной земле,

                Дружно скажем до свидания!

                И назад домой вернемся

                На могучем корабле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике в старшей группе "Экспедиция в Антарктиду"

Развитие эелементарных математических представлений у старших дошкольников...

Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"...

Конспект образовательной деятельности на тему "Удивительное место на Земле - Антарктида"

Познакомить детей с удивительным местом на земле - Антарктидой....

Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в антарктиду"

Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием интерактивной доски и эксперементирования....