Наука в Подмосковье
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Павушка»
143988, Московская область, г. Балашиха, мкр. Новое Павлино, ул. Троицкая, д. 2, пом. 1
тел.: 8 498 785-75-75
E-mail:madou_ds22@mail.ru
ПРИНЯТО педагогическим советом МАДОУ д/с № 22 протокол № 6 от «19» февраля 2019г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ д/с № 22 ____________ Н.Ю. Бобылева от «19» февраля 2019г.
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«МЕТЕОПЛОЩАДКА»
Стартовый уровень
Возраст участников программы 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель
воспитатель
Гольямова Елена Раифовна
Г. окр.Балашиха, 2019
«Люди, научившиеся.. наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них фактические
ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е.Тимирязев
Пояснительная записка.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие.
В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент представлений и знаний о природе, погодных явлениях. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования, педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимы новые формы работы, которые создадут
благоприятные условия для решения проблем познавательного развития в области экологического воспитания.
Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования.
Дополнительная общеразвивающая программа «Метеоплощадка» разработана в соответствии с:
§ Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
§ Концепцией развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р);
§ «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным прогаммам № (пр.Министерства образования и науки Рф от 29 августа 2013 г. № 1008);
§ Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242, с
учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 г. №4);
§ Уставом МАДОУ д/с № 22, утверждённым19.04.2016 г. Приказ
№677.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе
собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развитиянауки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке, дома, на даче с последующим обсуждением результатов на «научной конференции». Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо
знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не будет.
Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения. Знакомство детей с «живыми барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка, лягушка, ель и т.д.).
На прогулке дети знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаютсяк изменяющимся условиям окружающей среды. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле — перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что
очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Актуальность.
Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи.
Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на:
§ создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
§ обогащение воспитательно–образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;
Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
Новизна проекта.
Создание метеостанции на территории ДОУ с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, термометр, анемометр) для
дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журнале наблюдений.
Цель.
Формирование умений и навыков определения изменений
природе, усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
Задачи.
§ Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
§ Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
§ Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.)
§ Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.
§ Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
§ Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
§ Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Ведущие принципы развития дошкольников:
§ Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);
§ Природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
§ Дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности;
§ Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
§ Творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
Формы организации детей
§ Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку, болото;
§ Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города;
§ Экскурсии на метеостанцию;
§ Организованная образовательная деятельность в комнате природы;
§ Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Методы работы
§ Систематические наблюдения в живой и неживой природе;
§ Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет);
§ Чтение природоведческой литературы;
§ Моделирование;
§ Экспериментирование;
§ Труд в комнате природы и на метеоплощадке;
§ Домашние задания.
Ожидаемые результаты
§ Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
§ Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет.
В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
§ Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
§ Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
§ Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
§ Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
§ Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых
сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
§ Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Основное оборудование.
Требования к размещению метеоплощадки.
Метеорологические наблюдения на площадке проводятся для получения характеристики погоды в установленные сроки.
Устройство метеоплощадки.
Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке. Она должна быть удалена от крупных предприятий и водных объектов, которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.
Схема метеоплощадки.
Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Для сохранения поверхности метеоплощадки в естественном состоянии по территории площадки разрешается передвигаться только по специально проложенной дорожке.
Уход за метеоплощадкой.
Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.
В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.
В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.
С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.
Оборудование метеоплощадки. Производство наблюдений и их запись.
Наблюдение за ветром.
Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.
Флюгер.
Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
Ветряной рукав.
Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся
отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
Бесприборные наблюдения за ветром.
Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку. Направление ветра, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
Температура воздуха.
Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.
Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном остове. Стенки представляют с о бой двойной ряд тонких деревянных планок— жалюзи, наклоненных внутрь и наружу будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.
Термометр.
Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.
Наблюдение за снежным покровом.
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.
Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Стенд магнитно-маркерный.
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день.
Барометр.
Барометр — отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы
отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. Внебе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.
Модель образовательной системы.
Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный дневник наблюдений условными знаками (Приложение 1).
В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».
Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках – самоделках.
Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями. Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
Мониторинг эффективности деятельности
С целью совершенствования воспитательно – образовательной работы педагог учитывает достигнутый уровень усвоения детьми знаний о природе, умений и навыков, а также отношение к ней с помощью диагностических методик. Мониторинг состояния образовательного процесса способствует тому, что деятельность воспитателя становится более целенаправленной и результативной.
Выводы о качестве усвоения программы, понимание причин успехов и неудач являются для воспитателя основанием для планирования последующей работы как со всеми, так и с отдельными детьми.
Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика. Преимущественно используется метод систематического включенного наблюдения. Он является незаменимым при определении первичного диагноза и дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического настроя в группе детей, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения и участия каждого ребенка в общем деле.
Для выяснения отношения родителей к процессу экологического воспитания проводится анкетирование.
Анкета для родителей
1. Что такое экология?
2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6. Какую погоду вы любите, почему?
7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10. Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11. Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?
12. Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.
Стимулирует активную деятельность детей «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева принадлежит кому – то из детей. За малейшее проявление активности, за качественно выполненное поручение веточка радует своего обладателя новым распустившимся листочком.
Требования к организации наблюдений в природе:
Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.
1) Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:
Призыв вместе смотреть что – то интересное;
Ласковая интригующая интонация;
Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения.
2) Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации.
3) В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.).
Развитие творческих способностей детей в процессе ознакомления с народными приметами. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с народным календарем.
Задачи
§ Продолжать знакомство детей с народными приметами, народным опытом, народной мудростью.
§ Составлять к приметам рифмы для лучшего запоминания.
§ Учиться проверять достоверность народных примет.
§ Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды можно использовать как средство развития творческих способностей детей:
– рифмование известных народных примет
– изображение природных явлений в продуктивных видах деятельности.
Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более что они придуманы самими детьми.
Для большей эффективности используются опорные таблицы.
Кто? Что? Что делает? Изменения погоды
ласточки низко летают дождь ожидают
снегирь свистит об оттепели говорит
Прежде чем начать работу по рифмованию примет, с детьми проводится следующая работа:
§ Подобрать глаголы, обозначающие поведение животных и растений (прыгает, скачет, закрывает, опускает и т.д.)
§ Подобрать глаголы, отражающие действия живых существ (говорит, напоминает, предупреждает и др.)
§ Подобрать глаголы, значение которых указывает на намечающееся изменение погоды (начинается, ожидается, собирается, будет и др.)
§ Подобрать прилагательные, характеризующие погоду (ясная, солнечная, дождливая, грустная, хмурая, серая и др.)
§ Детям предлагается составить рифмованную примету так, чтобы, произнеся ее, можно было шагать.
Примеры рифмованных примет
Ø Ласточки высоко летают - солнышко ожидают
Ø Низко ласточки летают – о дожде предупреждают
Ø Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается
Ø Облака высоко плывут – хорошую погоду несут
Ø Гуси улетают – зимушку поджидают
Ø Кошка нос прикрывает – мороз ожидает
Ø Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят
Ø Дым столбом – мороз за окном
Ø Звезды сверкают – о морозе предупреждают
Ø Дым по земле – оттепель на дворе
Ø Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит
Ø Синички к дому подлетают – зиму встречают.
Эти приметы содержат «краткосрочный прогноз». А можно ли детям предлагать приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и взрослому человеку. Но некоторые приметы доступны и старшим детям, например, «Много ягод на рябине — осень будет дождливой, мало — сухой», «Лист с березы и дуба упал не чисто, к морозной зиме». В этих приметах названы разные предвестники дождливой осени и морозной зимы. Проверка примет требует длительных наблюдений за рябиной, березой, дубом, а потом и выявления признаков дождливой осени и холодной зимы. На это потребуется много времени. А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.
Примеры рифмованных долгосрочных примет
Ø Рябины много уродилось – осенью дожди пролились.
Ø Комары поздней осенью летают – зиму теплую ожидают.
Ø В сентябре гроза гремит – о теплой осени говорит.
Ø Журавли высоко летят – о теплой осени говорят.
Ø Синички к дому подлетают – зиму встречают.
Ø Сосульки длинные растут – весну не скоро ждут
Эффективным приемом, способствующим проявлению творческих способностей детей, является отражение впечатлений от воспринятого в изобразительной деятельности.
Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и, благодаря этому, активнее и глубже познают ее. Условие: дети должны так отобразить объект, чтобы его легко могли узнать окружающие. При этом важна не только техника исполнения, сколько умение увидеть и передать характерные для этого объекта признаки. Вначале дети изображают природные объекты. После проверки народных примет можно предложить их проиллюстрировать. Рисунки можно оформить в виде рукописной книги.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЕНТЯБРЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Совместная деятельность с
детьми: беседа на тему
«Что такое погода?». Дид.
игра: «Что нам нужно
одеть». Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». Обратить внимание как люди и животные приспосабливаются к жизни в зависимости от погоды и климата. Дневник наблюдений. Продуктивная деятельность «Нарисуй погоду». Муз.сопровождение: И. Брамс «Колыбельная».
Совместная деятельность с
детьми: «Как заполнять
календарь погоды».
Дидактическая игра «Какая
погода сейчас». Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой. Дневник наблюдений, условные обозначения погодных явлений, дней недели.
Организованная
образовательная
деятельность на тему:
«Откуда дикторы радио и
телевидения узнают о
погоде» Логическая Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников). Игровое поле, символизирующее четыре времени года; предметные картинки (зонт, резиновые сапоги, валенки, варежки, солнечные очки, панама).
задача: «О чем говорят эти вещи»; Словесная игра: «Подбери слово, противоположное по смыслу».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Сентябрь – златоцвет»;
стихи: З. Федоровской
«Сентябрь – первый месяц
осени» чтение рассказа И.
Соколова – Микитова «Лес
осенью».
Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.). Выставка детских работ: «Рябиновые бусы» Муз.сопровождение: П. Чайковский «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).
Организованная
образовательная
деятельность на тему:
«Солнышко, солнышко,
покажись» Дид. игры:
«Когда это бывает»,
«Отгадай-ка».
Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам. Макет солнца; Схема: «Положение солнца в разные времена года».
ОКТЯБРЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность «Как
измерить температуру
воздуха»; опыт с
термометром; Правила
пользования термометром. Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением. Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать ее в дневнике наблюдений. Подвести к пониманию зависимости между температурой воздуха и характером осадков, между температурой воздуха и состоянием растений. Персонаж Знайка; термометр для воспитателя, модели термометров для детей; оборудование для опытов: стаканы с теплой и холодной водой.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Дождик, дождик,
подожди»; сказка «О
солнышке и дождике»; Дать знания о дожде как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона. Персонаж: Капитошка – капелька; оборудование для опыта: поднос с водой, губки и стаканчики на каждого ребенка Муз.сопровождение: С.
опыт «Пусть пойдет дождь»; подв. игра «Ходят капельки по кругу». Майкапара «Дождик».
Совместная деятельность с
детьми: Знакомство с
оборудованием
метеоплощадки. Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков). Простейшие метеорологические приборы.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Октябрь – грязник,
листопад»; Логическая
задача: «Книжка про
осень»; дид. игры: «Когда
это бывает?»; «Что
сначала, что потом»;
кроссворд «Осень».
Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»). Книжка – календарь; кроссворд «Осень».
Совместнаядеят. с детьми:
Рисование на тему
«Унылая пора» Стихи Т.
Шорыгиной «Приметы
осени»
Учить отражать в рисунке осенние явления. Выставка детских рисунков на тему «Унылая пора».
НОЯБРЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность на тему «Как
рождается дождь»; стихи:
А. Тараскин «Сколько
знаю я дождей»; О.
Григорьева «Какой дождь».
Подвижная игра «Ходят
капельки по кругу». Дать детям представление о количестве воды на земле, ее состоянии в разные времена года. Познакомить детей с образованием дождя, его характером в зависимости от сезона года. Выяснить значение дождя для животных и растений. Глобус – модель земного шара; дид. картинки: разные состояния воды (снег, иней, туман, сосульки, лед, морозные узоры).
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ветер, ветер, ветерок»;
загадки о ветре; стихи: А
Костецкий «Февраль», А. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека. Выставка поделок для игр с ветром; оборудование для опыта: две свечки; репродукции картин: Как изображен ветер на картинах художников И.
Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. Айвазовского «Девятый вал», И. Грабаря «На озере» Муз.сопровождение: Е. Ботярова «Ветер злой, осенний».
Совместная деятельность с
детьми: Экскурсия на
метеостанцию.
Познакомить детей с работой метеостанции, ее оборудованием. Фото - выставка
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ноябрь – ворота зимы,
полузимник». Познакомить с народным названием месяца, приметами («Синица к избе – зима на дворе», «Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима»). Выставка рисунков на тему примет.
Совместная деят. с детьми:
итоговое мероприятие на
тему «Осень проходит»;
работа с календарем
погоды; кроссворд
«Осень»; дид. игры «Что
сначала, что потом», «Что
нам нужно одеть?»; стихи:
К. Бальмонт «К зиме». Уточнить представления детей об осенних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений, животных. Формировать умение пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли и др. Выступление детей с отчетами; выставка детских работ «Осень в рисунках детей» Муз.сопровождение: А. Вивальди «Осень».
ДЕКАБРЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Ветер, ветер, ветерок»;
загадки о ветре; стихи: А Дать представление о том, как образуется снег, показать зависимость формы, величины снежинок от Модель термометра; Продуктивная деятельность: вырезание снежинок Муз.сопровождение: Э.
Костецкий «Февраль», А. Барто «Эти капризы»; опыт «Ветер – это движение воздуха»; дид. игры: «Какой ветер?», «Как поет ветер?»; продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. З. Александрова «Снежок», «Первый снег». температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при ветре – в виде крупы. Григ «Вальс – экспромт».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Пернатые синоптики». Познакомить детей, как по поведению птиц можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев, на снег – к оттепели. Мультимедийная презентация о птицах; рисование на темы примет.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Декабрь – студень». Познакомить с народным названием месяца, приметами («Солнце – на лето, зима – на мороз», «Снегирь поет зимой – к снегу, вьюге, слякоти»). Выставка детских работ на темы примет Муз.сопровождение: М. Крутицкий «Зима».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Снег и лед». Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней. Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму. Мультимедийная презентация на тему «Снег и лед».
Совместная деятельность с
детьми: Рисование «Стали
звездочки кружиться». Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления Выставка детских работ Муз.сопровождение: П. Чайковский «Святки» (из цикла «Времена года»).
ЯНВАРЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Снежная шуба». Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия. Мультимедийная презентация «Признаки глубокой зимы» Муз сопровождение: Э. Григ «Зимние холода».
Организованная
образовательная Познакомить детей с народным названием Народный календарь, модель года, дневник
деятельность на тему «Январь – просинец»; заучивание стих. С. Маршака «Январь». месяца, приметами («Растет день, растет и холод» и др.). наблюдений.
Совместная деятельность с
детьми: итоговое
мероприятие - Развлечение
«Времена года»; дид. игра
«Не зевай» (времена года,
месяцы – называй).
Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность. Развивать внимательность, любознательность. Модель года (куклы:Старик – годовик, куклы по сезонам, двенадцать кукол – месяцы).
Совместная деятельность с
детьми: Рисование «Дым
столбом – мороз за окном». Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы; развивать творчество. Выставка детских работ.
ФЕВРАЛЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность на тему:
«Знать вчера недаром
кошка умывала нос...»;
домашнее задание:
наблюдение за поведением
домашних животных,
получить информацию по
приметам от родителей.
Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор. Выставка: народные приметы в рисунках детей.
Совместная деятельность с
детьми: Рисование «Стали
звездочки кружиться».
Продолжать учить отображать в рисунке зимние явления. Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Февраль-бокогрей». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («У февраля два друга – метель да вьюга», «В феврале зима с весной встречаются впервой»). Выставка детских работ на тему народных примет.
Совместная деятельность с
детьми: Развлечение
«Веселые снежинки». Создать приятную атмосферу, вызвать веселое настроение. В увлекательной форме раскрыть детям некоторые свойства природных объектов (настоящие Снежинки из разных материалов.
снежинки летают на улице, а в комнате тают).
«Совместная деятельность
с детьми: итоговое
мероприятие на тему
«Прошла зима холодная». Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам. Выставка детских работ на тему зима.
МАРТ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Совместная деятельность с
детьми: Экскурсия на
метеостанцию.
Продолжать знакомить с работой метеостанции. Выставка детских работ.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Погода и человек»; дид.
игра «Что нам нужно
одеть?»; дид. упражнение
«Хорошо – плохо».
Дать представления детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность. Разработка памятки «Правила ЗОЖ».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Плывут в небе облака»
д/и «На что похоже
облако».
Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Выставка «Такие разные облака».
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Март - протальник». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами («Грач на горе – весна на дворе», «Длинные сосульки к долгой весне»). Книжка – самоделка «Веселые рифмушки».
Совместная деятельность с
детьми: Рисование «Грач
на горе – весна на дворе». Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Выставка детских работ Музыкальное сопровождение: А. Вивальди «Весна».
Организованная
образовательная Закреплять умение работать с календарем Персонаж «Капитошка – капелька»; календарь
деятельность на тему «Природа дарит чудеса». природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках. При выполнении задания договариваться между собой, работать в паре, развивать наблюдательность, любознательность погоды.
АПРЕЛЬ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской деятельности
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Когда улыбается фиалка»;
стихи: В. Лукша
«Удивительные часы»;
Дид. игра «Найди нужный
цветок». Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами. Мультимедийная презентация; дидактические картинки с изображением цветов: василек, ромашка, клевер, цикорий, колокольчик, ветреница, мак, незабудка, кувшинка, одуванчик, фиалка, календула.
Совместная деятельность с
детьми: «Праздник
ветерка». Создать веселое, бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение: рассказать о том, что нарисовал ветерок. Игрушки – самоделки для игр с ветром: вертушки, султанчики, медузы.
Совместная деятельность с
детьми: организованная
образовательная
деятельность на тему
«Апрель-снегогон». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Апрельские ручьи землю будят», «Чайка прилетела – лед идет». Выставка рисунков на темы примет.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Чудо рядом с тобой». Пробудить познавательный интерес; научить видеть необычное в привычном, вызвать чувство удивления и восхищения. Продолжать знакомство с растениями-барометрами. Мультимедийная презентация о животных, растениях, - синоптиках
МАЙ
Формы работы, методические приемы Задачи Развивающая среда, продукты детской
деятельности
Совместная деятельность с
детьми: Рисование «Чайка
прилетела – лед идет». Продолжать учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Книжка – самоделка Муз. сопровождение: М. Красев «Птичка»
Совместная деятельность с
детьми: Экскурсия на
метеостанцию.
Продолжать знакомить с работой метеостанции. Фотовыставка.
Организованная
образовательная
деятельность на тему
«Насекомые –
предсказатели погоды». Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю. Мультимедийная презентация о насекомых – синоптиках Муз. сопровождение: Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».
Организованная
образовательная
деятельность на тему «Май
– травень». Познакомить детей с народным названием месяца, приметами: «Май леса наряжает – лето в гости ожидает», «Когда цветет черемуха – живет холод». Рифмование примет, Муз. сопровождение: П. Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года»).
Совместная деятельность с
детьми: Развлечение
«Дождик». Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики.
Совместная деятельность с
детьми: Развлечение
«Дождик». Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, любознательность. Персонаж «Капитошка» - капелька, зонтики.
Совместная деятельность с
детьми: итоговое
мероприятие на тему
«Весна – красна». Уточнить представления детей о весенних явлениях природы. Сформировать представления о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных. Продолжать учить рассказывать о явлениях природы по знакам и символам. Выставка детских работ: «Весна, весна на улице»; презентация книжки – самоделки «Веселые рифмушки»; отчеты детей по результатам наблюдения за погодой весной.
Литература
1. Т рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.:М–ЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «У природы нет плохой погоды». Министерство образования и науки РФ ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень 2018.
3. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада//Ребенок в детском саду.-2002. -№3. – с. 76.
4. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников://Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2009. -№5 – с.19-21.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных организаций. –М.:ТЦ Сфера, 2004. -113 с.
6. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика. -2009. – 36. –с. 54-57.
7. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок. –СПб.: Детство-пресс, 2003.
8. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – Николаева Т. О чем говорят растения // Ребенок в детском саду. – 2002. — № 3.
9. Приметы и прогнозы // Обруч. – 2006. — № 1. – с.24-25.
10. Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!» // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 1.
11. Антонова Т.В., Заценина М.Б. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей/под редакцией Т.С.Комаровой. – М.:Мозаика-Синтез, 2008 г. – 160 с.
12. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений/С.И.Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 12 с.
13. Клименко Н. 1000 игр, скороговорок, загадок для развития речи/Н.Клименко. – М.:Астрель, СПб.: Сова. 2009. 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
БЕЗОБЛАЧНАЯ НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ
ПЕРЕСТЫЕ СЛОИСТЫЕ
КУЧЕВЫЕ
КУЧЕВО- ДОЖДЕВЫЕ
КОРОТКИЙ ШТРИХ - 1 БАЛЛ ДЛИННЫЙ ШТРИХ - 2 БАЛЛ ОСАДКИ СОСТОЯНИЕ ОБЛАЧНОСТИ 1 БАЛЛ 2 БАЛЛА 3 БАЛЛА СПЛОШНАЯ СРЕДНЯЯ С ПРОСВЕТАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Внедрение ТИКО – конструирования в ДОУ» в рамках проекта «Наука в Подмосковье»
Программа дополнительного образования детей «В стране ТИКО» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представл...
Наука в Подмосковье
В рамках проекта "Наука в Подмосковье" были пройдены курсы повышения квалификации на тему: "Легоконструирование и робототехника как средство разностороннего развития ребёнка дошкольного...
Консультация для родителей в ДОУ, приуроченная к проекту "Наука в Подмосковье" Тема : "«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Современные дети живут вэпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы челове...
Проект средней группы «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» (Наука в Подмосковье)
quot;Волшебница вода" краткосрочный познавательно-исследовательский проект. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Наша цель ф...
Наука в подмосковье
Прект "LEGO конструирование"...
Наука в Подмосковье
Муниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 22 «Павушка»__________________________________________________________________________143988 Московская область,...
Сертификат участия в проекте "Наука в Подмосковье"
Сертификат участия в проекте "Наука в Подмосковье"...