Проект "Цветы такие разные"
методическая разработка по окружающему миру

Городилова Любовь Владимировна

Проект "Цветы такие разные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety_takie_raznye.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Проект в  группе

компенсирующей направленности

«Лучик»

 

«Цветы бывают разные»

                             

                                                                             

                                                                                 Разработала: Городилова Л.В_______

                                                                                Согласовано: Шпилина Ю.Г.________

                                               

П. Ефимовский, 2019г.

Актуальность:

Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года.

   Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

     Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т.д.

     Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.

     Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и для чего, далеко не все.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный.

По характеру содержания: ребенок и природа

Участники проекта: дети 4-7лет (дети,воспитатель, родители)

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Цель проекта: знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.

Задачи данного проекта:

  • Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
  • Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
  • Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
  • Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
  • Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основные формы реализации проекта:

  • Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
  • Детское экспериментирование (опыты, наблюдения).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).
  • Беседы, заучивание стихотворений о цветах.

Методы, используемые в реализации проекта:

  • Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
  • Методический инструментарий.
  • Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, посуда для экспериментов,  рассадники).
  • Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).

Предполагаемый результат проекта:

•        Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.

•        Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые, лекарственные).

•        Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

•        Видят красоту окружающего мира.

•        Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности: фотоотчет по проекту

  Реализация проекта:

Познавательное развитие:

  • Ознакомление с природой:

- «Все цветы разные».                                                                                                                       - Наблюдения – за цветами в вазе, комнатными растениями в группе.                                                       (см. Приложение  №1)

  • Исследовательская деятельность:

- «Какой цветок проживёт дольше?»;

- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;

- «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»;

- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».  (см.Приложение №2)

Речевое развитие:

  • Коммуникация:

- Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

  • Развитие речи:

- «Что мы знаем о цветах?».

- Заучивание  стихотворений о цветах (индивидуальное) (см. Приложение №3)

  • Чтение художественной литературы;

- Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка», Е.Трутнева «Цветы» и др.

- Словотворчество (стихи, загадки).

Художественно – эстетическое развитие:

  • Рисование:

- «Мой любимый цветок» (по выбору детей). (см.Приложение №4)

Социально – коммуникативное развитие:

  • Игровая деятельность:

- Дидактические игры – «Найди растение»;«Собери цветок из лепестков»; «Отгадай, что за цветок»;

«Какого цветка не стало»; «Найди такой же»,  «Узнай по описанию»; (см. Приложение №5)

- Словесные игры – «Опиши цветок»;

- Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;

«Живая клумба цветов»; (см. Приложение №6)

- Настольные игры – мозаика «Выложи цветы»;

  • Труд: Полив комнатных растений.
  • Безопасность:

- Формирование основ экологической культуры.

- Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.

Приложение №1

Наблюдение «Все цветы разные»

Программное содержание:

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,

формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Материал: букет из живых цветов, картинки с изображением цветов.

       Воспитатель, рассматривая с детьми золотые шары, ноготки, бархатцы, георгины, гладиолусы, побуждает искать сравнения, задумываться над названиями, правильно и разнообразно отражать в речи свои ощущения. Например: «Золотые шары очень высокие цветы. Намного выше ребенка и

даже выше взрослого человека. Их цветок похож на круглый шарик, поэтому

их так и назвали. Эти цветы желтые и похожи на лимон, на желтое яблоко

или желтую грушу».

       Во время наблюдения воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям: предлагает показать руками, какой высоты ноготки, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой золотых шаров, погладить пальцем бархатцы и ощутить их мягкость, изобразить с помощью двух ладоней цветок золотого шара, положить на ладонь лист бархатцев и рассмотреть его резную форму.

         Включает в обследование разнообразные органы чувств: предлагает понюхать цветы, прижаться щекой к бархатцам, погладить листья золотых шаров, закрыть глаза и ощутить аромат клумбы и т. п. (все описанные

действия  возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).

Приложение №2

Исследовательская деятельность:

    Для данного исследования возьмем цветы – бархатцы. Первый цветок мы посадим в ёмкость с землёй  и станем за ним ухаживать (поливать). Второй   тоже посадим, но поливать его не будем. Третий цветок мы срежем с клумбы,   и поставим в ёмкость с водой. Четвёртый – срезанный цветок,  мы поставим в пустую ёмкость. Во время исследования нужно ответить на следующие вопросы:                                                                                                                                  - «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;                                                                                      - «Можно ли срывать цветы и выбрасывать?»;                                                                                         - «Как продлить жизнь срезанным цветам?».                                                                          

 - «Какой цветок проживёт дольше?»;  

По истечении двух недель, дети , посмотрев на то, что произойдет с цветами, можно сделать следующие выводы:

- Если цветы не поливать, то они погибнут. Всё живое любит воду.

- Цветы, растущие на клумбе, долго  радуют нас своей красотой. А сорванный    и выкинутый цветок, быстро погибает.

- Если сорвали цветок, то его обязательно нужно поставить в воду, он будет дольше радовать нас своей красотой.

- Цветок, который посадили в землю и ухаживали за ним, прожил дольше всех. Срезанный и поставленный в воду цветок, порадовал нас своей красотой всего неделю.  Остальные цветы погибли (засохли).

Приложение №3

Стихи о цветах

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, —
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.

Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке и телушке Машке
Нравятся большие, вкусные ромашки.

З. Александрова

Полевые цветы

Полевые цветы… Полевые…
Васильки и ромашки в лугах…
Ярко-синие и голубые –
На бескрайних российских полях.

Сколько нежности, яркости, света
Вы храните в себе летним днем…
Теплым солнцем весной вы согреты,
И умыты осенним дождем…

Разукрашены радуги краской,
Снежной шубой, укрыты зимой.
Мать–Земля напоила вас лаской,
Наградила небесной красой.

Полевые цветы… Полевые…
Не сравнить вас с садовым цветком.
Вы согрели мне душу, родные!
Поселились вы в сердце моем!

Т. Лаврова

Одуванчик

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.

Ты неси на крыльях ветра
Золотые семена,
Чтобы солнечным рассветом
Возвратилась к нам весна.

В. Степанов

Колокольчик

О чём колокольчик
Звенит на лугу?
Ответить на это
Я вам не могу.
Но думаю так:
Зазвенит он с утра
И слышат цветы —
Просыпаться пора.

В. Степанов

Васильки

Возле дачи, на раздолье,
У излучины реки
Разбрелись в колхозном поле
Голубые васильки.
Я из них плела веночек,
Как стихи из синих строчек,
Танцевала в нём балет.
Мама нарвала букет.
Долгим взглядом провожали
Нас в деревне старики.
Рассуждали: „Горожане
Собирают сорняки!”
Неужели васильки
В самом деле – сорняки?

В. Ивченко

Георгины

Вчера — уж солнце рдело низко —
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!

Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины,-
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.

Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.

А. Фет

Приложение №4

Интегрированная  НОД

Конспект НОД по рисованию «Мои любимый цветок»

Цель: Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разными материалами, дать каждому ребёнку возможность творчески применить их. Создать  эмоциональный настрой.

Программное содержание:

1.Рисовать нетрадиционными способами, самостоятельно, cоставляя композицию на листе бумаги.

2. Закрепить технические навыки рисования: правильно держать кисточку, пользоваться толстой и тонкой кистью, промывать их в двух водах.

3. Лепить цветы, пользуясь пластилиновой живописью.

4. Делать карандашом набросок и закрашивать в одном направлении.

5. Развивать композиционные умения при работе с обрывной бумагой в сюжетной аппликации.

6. Развивать фантазию, творческое воображение.

7.Совершенствовать здоровье сберегающие технологии: гимнастика для глаз, гимнастика.

8. Обучение умению чётко и ясно излагать свои мысли, делать выводы, обобщать.

9. Развивать диалогическую речь.

10. Воспитывать культуру общения, пользоваться словами вежливого обращения.

11. Воспитывать эстетическое  отношение к окружающему миру.

Оборудование к занятию:

Проектор, нарисованный букет цветов, фонограмма «Вальс цветов» П.И.Чайковского, корзинка, искусственные цветы, шапочки божьих коровок, кисти, тонированная бумага, цветная бумага, пластилин, баночки для воды, подставки под кисти, клей, доски для пластилина, тряпочки, пастель, тазик с водой.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на букет(нарисованный на большом листе. В букете  изображены цветы полевые и  луговые, лесные).

В это время звучит лёгкая музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». Входит под музыку Фея Цветов с корзинкой (сюрприз).

Ф. Ребята, здравствуйте. А вы меня узнали?

Д. Да, ты Фея Цветов.

Ф. Молодцы, а знаете, это я прислала вам свой подарок. Хочу узнать у вас, какие цветы есть в моём букете?

Д. Называют цветы.

Ф. Во время ответов детей добивается, чтобы они  классифицировали их – луговые, полевые, лесные?

Ф. Хорошо ребята вы справились с моим заданием. А теперь ещё одно задание. Каких цветов нет в моём букете?

Д. Садовых.

Ф. Правильно. Сейчас на экране будут  показаны цветы, а вы должны будете их называть и не просто назвать, а рассказать об этом цветке стихотворение. Готовы?

На экране проектора показывают садовые цветы, дети рассказывают о них стихи.

Ф. Я смотрю, вы хорошо знаете садовые цветы.  А скажите мне, где и как можно высаживать цветы?

Д. На клумбах, виде рабатки, в вазах, на кольцевой клумбе  и т.д.

Ф. Молодцы ребята, я увидела и услышала, что вы много знаете о цветах. Предлагаю вам нарисовать любимые ваши цветы и порадовать наших гостей, а также слепить их и сделать аппликацию.

Ребята я вижу много столов и на них разные материалы, расскажите мне о них.

Д. Рассказывают о приёмах нетрадиционного рисования: гратаж, рисование по сырому.

Ф. Ребята, я так много у вас научилась и конечно же мне очень хочется посмотреть, как вы будете это делать.

Но перед тем как вы приступите к работе, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз и гимнастику для рук.

Гимнастика для глаз:

«Смотрим вправо – никого

 Смотрим влево – никого

Раз – два, раз – два( круговые движения глаз)

Закружилась голова.

Глазки закрываем

Глазки отдыхают

Как откроем мы глаза ( резко)

Вверх посмотрим, раз и два.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза

Отдыхать пришла пора ( указательными пальцами гладим веки).

Физкультминутка

“Цветок”
Наши алые цветки

Распускают лепестки.  

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.                  

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,              

Головой качают,

Тихо засыпают.                    

(плавно поднимают руки вверх)

(Качание руками влево – вправо)

(Присели, спрятались)        

(Движения головой лево – вправо)

Ф. Вот мы готовы приступить к работе.

Звучит музыка. Во время работы  воспитатель помогает детям: вопросом, подсказкой. За 2 – 3 мин. До окончания работы воспитатель предупреждает детей об окончании работы.

Ф. Молодцы ребята, как замечательно нарисовали!

Приложение №5

Дидактическая игра «Собери цветок из лепестков»

Цель: закрепление сформированных знаний о строении цветка, геометрических фигур «круг», «овал», основные   цвета.

Ребёнок, назвавший часть цветка правильно, подходит и наклеивает лепесток. Дети любуются получившимся цветочком. Дают ему название: «Цветик семицветик».

Приложение №6

Подвижная игра –  «Живая клумба цветов»

Воспитатель говорит:

«Дети, давайте играть! Вы будете цветами на клумбе, а я стану вами любоваться. В середину встанут ребята, которые будут „золотыми шарами”, они поднимут руки вверх – ведь эти цветы очень высокие. Вокруг них встанут дети - ноготки”. А последний круг образуют дети -„бархатцы”. Они присядут на корточки – ведь бархатцы – самые низкие цветы». После построения детей воспитатель ходит вокруг «клумбы» и приговаривает: «Ах, какая красивая желто-оранжевая клумба! В середине высокий букет желтых золотых шаров, вокруг

огненные ноготки! А самые крайние – темно-оранжевые бархатцы! Прекрасная клумба! Но вот подул сильный ветер, и все цветы зашевелились! Ожили! Пошли!» При этих словах дети -«золотые шары» вращаются вокруг себя и помахивают руками – качаются на ветру.

«Ноготки» идут хороводом в одну сторону, «бархатцы» движутся хороводом в другую сторону.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»

Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке...

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"

Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...

"Такие разные и такие похожие"

Такие разные и такие похожиеНе всегда дети наследуют черты характера родителей, скорее, наоборот. Да и между собой братья и сестры часто бывают столь не схожи, что остается только удивляться. Даже ког...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...