Блокада Ленинграда
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_lenigrada.docx | 684.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
Блокада Ленинграда
Подготовила : воспитатель
Смирнова Анна Игоревна
ЧТО ТАКОЕ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА:
Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик.
Почему это важно рассказать детям?
Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие? Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией. Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.
Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой
Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода.
Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному. Дошкольникам о блокаде Ленинграда прежде всего, разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения. Младшим школьникам о блокаде Ленинграда Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей.
Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого.
БЛОКАДА ЛЕНИГРАДА
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.
Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом, кольцо блокады замкнулось. В первые дни, мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно.
Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны.
За годы войны советским военным удалось осуществить три волны эвакуации местного населения из осажденного и голодного города. За все время удалось вывести 1,5 млн человек, что составляло на тот момент почти половину всего города.
Первая эвакуация началась в первые дни войны - 29 июня 1941 года. Первая волна эвакуации отличалась нежеланием жителей покидать город, всего было вывезено чуть более 400 тыс человек.
Вторая волна эвакуации - сентябрь 1941-апрель 1942. Основным путем эвакуации уже блокадного города стала "Дорога жизни", всего за вторую волну эвакуировали более 600 тыс человек.
И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. человек. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не
существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.
Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.
Минимальный паек
Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады.
Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября - 25 декабря 1941 года.
Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов – до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров – до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.
Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус.
Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу.
Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях.
Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!
Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской".
Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!
Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
Дорога Жизни
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру.
12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна.
20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда
грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.
Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней.
Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
Жертвы
На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек.
Кроме количества погибших ужас вызывает и причины смерти - только 3% всех погибших в блокадном Ленинграде приходится на артобстрелы и авиа удары фашистских военных. 97% смертей в Ленинграде с сентября 1941 по январь 1944 произошли из-за голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление.
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города.
14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной.
Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он объясняет понятие "Блокад...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...
Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....
"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...