Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastok_detskogo_sada_kak_uslovie_ekologicheskogo_obrazovaniya_doshkolnikov.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.
Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями. Такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др .). Она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.
Труд и наблюдения детей за растениями в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по возможностей , вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира . Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении . Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум , диффенбахия , тисе ягодный)
ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы.
При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах».
Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников. Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно- гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей, к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, – аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3–4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Комнатные растения в средней группе . Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию — рекс , аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.
Комнатные растения в старшей группе. Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус , эпифиллюм , цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге, условиям среды обитания.
Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе - это формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды. Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки , традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия , кринум, драцена, и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать .
Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например, мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в холодное время года.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой . Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса .
Для того чтобы создать клумбу непрерывного и обильного цветения, необходимо учитывать не только сроки цветения декоративных растений, но и требования по выращиванию каждой из культур . В мае во всей красе проявляют себя ирисы, люпины, аквилегии, пионы, форзиция , соревнуясь в красоте с роскошными махровыми нарциссами и шикарными тюльпанами. Клумба постепенно оживает и на смену первоцветам окрашивают цветник в пестрые краски миниатюрные примулы, маргаритки, пушистые нежно-фиолетовые помпончики сон-травы и удивительно красивые анютины глазки .
Высокие свечки пирамидальных соцветий голубых дельфиниумов – солистов цветника, придают клумбе особой торжественности и красочности. Дополняют живописную картину астранция и аквилегия. Нарядным украшением цветника могут стать: бархатцы, душистый горошек, амарант, китайская астра, левкоев.
В осенние месяцы ярких красок цветнику придают кореопсис, очиток, астра подушковидная и гелениум . Повторно преображаются шалфей и дельфиниум, радуя цветением, хотя и не таким пышным, как летом. Удалив завядшие цветоносы, насладиться повторным цветением можно у таких растений, как: маргаритки, лилейники, люпины, колокольчики, ирисы.
Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет нечего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей, и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда. Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить на участке ДОУ.
Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.
Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей, и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образован...
Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»
Статья на тему: «Управление воспитательно – образовательным процессом детского сада в условиях модернизации образования»...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
Уголок природы как важное условие экологического образования дошкольников
Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человеч...
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в детском саду, в условиях агробизнес-образования». Вид методической продукции: «Развивающая-доска Бизиборд- «Сад-огород».
Аннотация.Что представляет собой наш бизиборд «Сад-огород».В современной педагогике бизибордом называют специальную доску (стенд, щит, дом, на которой размещены разнообразные обу...