Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Растительный мир нашего края»
(старший дошкольный возраст)
Цель: обогащение знаний детей о растительном мире родного края.
Задачи:
Образовательная: расширить знания о родном крае; познакомить с растениями, занесённых в Красную книгу НСО.
Развивающая: развивать интерес к природе родного края, умение делать выводы.
Воспитывающая: продолжать воспитывать чувство гордости и бережное отношение к растительному миру родного края.
Словарная работа: тайга, заказник, заповедник.
Оборудование: компьютер, презентация «Растительный мир родного края», музыка фоном при вступлении (скрипка), видео «Гимн города Болотного» Николая Комиссарова, музыка фоном для физминутки (пение птиц), иллюстрации ягод, Красная книга Н.С.О., разрезные картинки (природа).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Родине. А как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей) (Музыка фоном……….)
Сейчас дети прочтут стихотворения о Родине, которые они приготовили.
1 ребенок: Что такое Родина?
Это облака,
Садик с огородиком,
Поле и река,
Улицы, прохожие,
Утренний рассвет
И земля, дороже что
Не было и нет.
2 ребенок: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором вы живете? (Болотное) Правильно. И для вас Родина - это ваш родной город. Я предлагаю вам посмотреть видео «Гимн города Болотного» Николая Комиссарова (Просмотр видео)
Воспитатель: Мы любим свой город, радуемся его процветанию, гордимся выдающимися людьми. Поэты района прославили наш город в своих стихах.
1 ребенок: Из гимна города (отрывок из стихотворения)
Привольное, доходное,
Открыто на восток,
Болотное, Болотное –
Районный городок.
В округе косогоры,
На севере – тайга.
Пшеничные просторы
И сочные луга. (Павел Макидон)
Воспитатель: Не только город Болотное славится своей красотой, уютом, тружениками, но и весь Болотнинский район.
Сибирская сторона
В туманах и росах рассветы
Встречают сибирское лето.
Цветами увенчаны травы,-
Июня наряд величавый.
Поэтом однажды воспета,
Районым Болотнинским эта
Зовется сторонка. Пусть где – то
Другие красивые дали,
Но с этой сравнятся едва ли.
Нам эти березы милее,
И нет в мире края роднее. (Людмила Кондратьева)
Воспитатель: О чем это стихотворение? (о Болотнинском районе)
(Рассказ воспитателя по презентации)
Воспитатель: Нашему Болотнинскому району в этом году исполняется 95 лет. Он включает в себя 61 населённый пункт. (слайд 2)
Наш родной край славится разнообразием растительного и животного мира, озерами, реками, лугами, полями. Но сегодня мы с вами поговорим о богатом растительном мире нашего района. Скажите, а что относится к растительности? (ответы детей)
Воспитатель: Болотнинский район является наиболее лесным среди районов области.
Из деревьев здесь встречаются. (слайд 3) Назовите их по слайду. (ответы детей) (береза, осина, клен, тополь, ива, дуб, ель, сосна, пихта и кедр).
Поля засеивают рожью, пшеницей, ячменем, овсом, горохом, гречицей, подсолнечником, кукурузой. (слайд 4)
Произрастает много разнотравья. Например: пырей ползучий, осока, тысячелистник, кровохлебка, папоротник. (слайд 5)
Широкое распространение получили луговые растения. Среди них часто встречаются…(слайд 6) Назовите их. (ответы детей) (клевер, анютины глазки, василек, гвоздика, герань, колокольчик, одуванчик.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас прогулку в лес.
Физминутка: (музыкальный фон «Пение птиц»)
Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, клевер. (Повороты вправо, влево)
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Луга служат местом сенокошения и выпаса скота (слайд 7)
Очень часто встречаются такие ягоды. (слайд 8) Какие? (ответы детей) (костяника, клубника, земляника, малина)
Кроме ягод лес богат грибами (слайд 9) Назовите их. (ответы детей) (лисички, маслята, опята, сыроежки, сморчки)
На территории Болотнинского района растут лекарственные и ягодные растения. (слайд 10) (ответы детей по слайду) (брусника, шиповник, смородина черной, черемуха, рябина, клюква, боярышник)
Береза, крапива, мать-и-мачеха, хвощ полевой, кровохлебка, зверобой, душица и другие растения используют в официальной и народной медицине (слайд 11)
Воспитатель: Кроме лесов, полей и лугов в нашем районе располагается тайга. Ребята, а вы знаете, что такое тайга? (ответы детей)
Тайга – это огромный, дикий и трудно проходимый лес. Ее растительность немного отличается от других лесов. Деревья, растущие в тайге по размеру намного больше и выше своих собратьев. Основной растительностью тайги являются хвойные деревья – пихта, ель, сосна, кедр. Кедр – единственное дерево тайги, у которого плоды – орехи. Его вкусные и питательные семена – орешки – служат основным кормом для многих лесных зверей и ценным продуктом питания для человека. (слайд 12)
Кроме хвойных деревьев в тайге растут и лиственные деревья. (слайд 13) Какие? Назовите их. (ответы детей) (осина, берёза, рябина, тополь)
Земля тайги в основном покрыта мхом и лишайником, но встречается Иван – чай, багульник и т. д (слайд 14)
Тайга богата своими дарами. И люди с давних пор приходят сюда на охоту, рыбалку, за ягодами и грибами.
Чаще всего в тайге встречаются такие грибы… (слайд15) Какие? (ответы детей по слайду) (шампиньон, белый гриб)
Здесь произрастают такие ягоды как… (слайд 16) (ответы детей по слайду) (черника, брусника, ежевика).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Хотите проверить свои знания и отгадать загадки про ягоды?
(Дети отгадывают загадки и находят ответы на картинках)
Загадки о ягодах
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с …
(Малиной)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растёт невысоко.
Под листочки загляни-ка
Там созрела…
(Земляника)
Эту ягодку найдёте
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…
(Клюковка)
Не на шутку, а всерьёз
Куст колючками оброс.
Тёмных ягодок сорви-ка.
Что за кустик?..
(Ежевика)
Ярко-красных, чёрных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это?..
(Смородина)
Пламенею без огня.
Снегирей спасаю.
И нередко про меня
В песнях вспоминают.
(Рябина)
Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду.
(Шиповник)
Воспитатель: Одной из достопримечательностей нашего района является красивейшее место – Болотнинский загородный сосновый бор. Который состоит из берез, сосен, елей, дубов. Он широко раскинулся по берегу реки Болотной, которую в народе зовут Водокачкой. (слайд 17)
В бору много грибов и ягод. Растет медуница и душица, которую можно собирать, чтобы заваривать чай. (слайд 18)
Игра: «Назови лишнее слово»
Овес, рожь, груша, ячмень;
Смородина, свекла, малина, земляника;
Сосна, стул, дуб, ель;
Василек, сосна, клевер, колокольчик;
Сморчки, береза, лисички, опята;
Одуванчик, ромашка, подснежник, ива;
Воспитатель: Ряд растений занесен в Красную книгу и нуждается в охране. (показ Красной книги Н.С.О.). Чтобы зелёные друзья не исчезли с территории нашей малой родины, в 1995 году в Болотнинском районе южнее села Мануйлово был образован государственный природный биологический заказник «Мануйловский».
(слайд 19)
Ребята, а вы знаете, что такое заказник? (ответы детей)
Воспитатель: Заказник – это заповедник - охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся птицы, животные, растения.
(слайд 20, 21) Это редкие и исчезающие виды растений. Назовите их. (ответы детей) (подснежник, ветреница алтайская, горицвет (адонис) весенний, кувшинка белая, купальница азиатская (огонек), полынь горькая, пион Марьин корень, и другие растения)
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю пройти за столики и собрать картину. (На столе лежат пазлы. Дети собирают изображение природы)
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей)
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужна природа? (ответы детей)
Как можно ещё охранять природу, помимо заповедника? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии
Программное содержание: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, заботу о братьях мень...
конспект занятия по экологии в старшей группе
это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)
Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...
Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)
Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...
Конспект занятия по экологии «Я б экологом пошел, пусть меня научат».
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Я б экологом пошел, пусть меня научат».Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с профессией экол...
- Мне нравится (1)