Экспериментальная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В тексте приведен пример занятия педагога-психолога в старшей группе ДОУ по теме "эмоции" с использованием экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в работе педагога-психолога в ДОУ.
Конспект занятия с детьми 5-6 лет
Педагог-психолог
Грибкова М.С.
Пояснительная записка.
В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2).
Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познаватьИсследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.»...
Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования. Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
В работе по реализации направления социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы используем инновационную технологию социального проблемно-игрового экспериментирования и экспериментирования в области человеческих эмоций, которая позволяет решать следующие задачи:
- расширение представлений об основных эмоциях;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- развитие социального и эмоционального интеллекта;
- формирование готовности к совместной деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речевого творчества, обогащение активного словаря.
Для решения поставленных задач в нашем ДОУ разместили уголок экспериментирования или мини-лаборатория.
В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.».. (ФГОС ДО, п.1.2).
Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста». Т. М. Семенова считает, что «исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать
.
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представления о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.»
Таким образом, наиболее эффективной, развивающей, соответствующей дошкольному возрасту технологией является технология проблемного обучения, а в частности технология детского экспериментирования.
Приоритетным направлением в деятельности педагога-психолога ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Основным оборудованием мини-лаборатории является: пластиковые стаканчики, кисточки, вода, гуашевые краски, трубочки для коктейля, блестки, голубая глина, маски-схемы эмоций (цветной и черно-белый вариант), цветные пластиковые пластинки, прищепки, черно-белые картинки «Петушок», камешки, воздушные шары, булавка, магнит, карточки с характеристиками людей, пластиковые тарелочки, изображения злого и доброго мальчика. Эксперименты могут выступать как часть занятия по социально-эмоциональному развитию, а могут проводиться как отдельное занятие.
В организации и проведении экспериментов можно выделить условно несколько этапов:
1. Организационный (введение в тему занятия (игровая ситуация, чтение художественной литературы, беседа, с целью актуализации личного опыта детей), постановка проблемного вопроса, выдвижения предположений о причинах поступка, поведения, отношений, явления и т.д).
2. Экспериментирование (проведение исследования, решение проблемной ситуации, установление причинно-следственной связи).
3. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Эксперимент «Школа волшебников»
Возраст детей: 5–6 лет.
Задачи: расширить представление о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть);
развивать внимание к соответствующим переживаниям;
развивать творческие способности.
Оборудование: пластиковые прозрачные стаканчики для каждого ребенка, трубочки для коктейля, кисти, салфетки, блестки, голубая глина, красная и желтая гуашевые краски, вода, маски эмоций.
Ход эксперимента.
Психолог:
Сегодня я вас приглашаю посетить «Школу волшебников». Сейчас мы все превратимся в волшебников. Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик с водой, трубочка. При помощи простых, самых обычных материалов мы превратим прозрачную воду в настроение. Какое настроение вы знаете, каким бывает настроение? (Ответы детей, демонстрация масок-схем).
Молодцы! А теперь приступаем к волшебству. Внимательно посмотрите на воду в стаканчике. Какая она? (чистая, прозрачная). Как вы думаете, на какое настроение похожа вода в стаканчике? (спокойствие). Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем наше настроение похоже на прозрачную воду. А теперь давайте в стаканчики бросим блестки, размешаем трубочкой. Посмотрите, какая красота! А теперь устроим салют (подуть в трубочку). На какое настроение сейчас похожа вода в стаканчиках? (радость). Скажите, а когда вы радуетесь? (Ответы детей). Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют.
Но бывает ребята, и так, что кто-то или что-то может испортить нам настроение. Возьмите маленькие стаканчики и высыпите глину в стаканчик, размешайте палочкой. Какая стала вода? (мутная, грязная, темная). Наша радость потерялась. На какое настроение стала похожа вода в стаканчике? (грустное). Когда нам бывает грустно? Ответы детей. Когда мы грустим, наши мысли становятся неприятными, мы плохо себя чувствуем, и наше настроение похоже на темную, мутную воду. Как можно вернуть веселье, радость? Ответы детей. А еще можно раскрасить настроение яркими красками. Возьмите кисточки и яркими красками раскрасьте настроение в своих стаканчиках. Какое настроение мы наколдовали в школе волшебников? (спокойное, радостное, грустное). Какие материалы мы для этого использовали? На что похоже радость? Грусть? Спокойствие? Как мы с вами победили грусть?
Вывод: сегодня мы узнали, как превратить обычную воду в настроение; «изготовили» грустное, спокойное, радостное настроение; узнали еще один способ как победить грусть — раскрасить ее яркими красками.
Вывод
Таким образом, технология социального проблемно-игрового экспериментирования является инновационной в детском саду. Задачи, решаемые при помощи данной технологии, соответствуют требованиям ФГОС ДО и способствуют развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. И. А. Пазухина отмечает: «В ходе экспериментальных действий ребенок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании себя и окружающего мира. Он учиться совместно со взрослыми и группой сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"
Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ....
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...
Анализ результатов опытно-экспериментальной группы в работе педагога-психолога
Цель - создание идеальной модели работы с семьями воспитанников, оптимизация детско-родительских отношений и развитие разнесторонней личности ребенка....
«Использование опытно-экспериментальной методики в работе педагога-психолога ДОУ»
Как считает известный академик Н.Н. Поддъяков, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружаю...
Проектная деятельность в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ
Краткая презентация о проекте...
"Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО"
Развитие игровой деятельности в работе педагога-психолога в условиях ФГОС ДО...
Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ Кукольный театр для будущих первоклассников Тема занятия: «Лесная школа»
Театрализованная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ «Лесная школа» Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением ...