Консультация для воспитателей "Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Наблюдению надо учить детей уже с раннего возраста, так как это способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение. Педагогический процесс, направленный на организацию наблюдения, обеспечивает накопление и систематизацию знаний детей, в результате чего у детей формируется правильное отношение к миру природы, умение с этим миром гармонично выстраивать свои отношения (2017 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод экологического воспитания дошкольников

 

 

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место следует отвести наблюдению.

Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Какие же особенности наблюдений имеют решающее значение?

Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой, — оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Наблюдение – это умение выделять существенные признаки предметов и явлений, замечать происходящие изменения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Наблюдению надо учить уже с раннего возраста. Дети учатся замечать самые главные существенные признаки объекта, выражать свои мысли словом, делать умозаключения. Непосредственное наблюдение способствует развитию таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако недостаточные знания и опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, — это результат непроизвольных наблюдений детей. Незапланированные наблюдения бывают во время прогулки, экскурсии. Цель педагога вызвать у детей интерес, их познавательную активность, развить наблюдательность, любознательность. И тогда наблюдение, как целостный педагогический процесс, становится совместной умственной деятельностью воспитателя и детей. Педагог планирует и организовывает наблюдение, решая поставленные цели и задачи, а дети воспринимают объект в поисках получения нужной информации. Педагогический процесс, направленный на организацию наблюдения, должен обеспечить накопление и систематизацию знаний детей. В результате наблюдения у детей формируется и правильное отношение к объектам живой и неживой природы, и их взаимосвязях. 

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение — это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. 

Во всех группах детского сада, начиная с младшего дошкольного возраста, дети знакомятся с небольшим количеством растений, которые имеются в группе и на участке. Они рассматривают деревья, травы, комнатные растения; учатся их различать и правильно называть по характерным признакам строения: форме и окраске листьев, цветов, плодов. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растения удерживаются в земле, всасывают воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям, цветам, плодам. Листья растениям нужны, чтобы поглощать свет. На месте цветов появляются плоды, в которых зреют семена - это будущие новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции органов дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Аналогичным образом предметом наблюдения за животными являются внешние их особенности (строение), способы функционирования (поведение), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи со средой, характер взаимоотношений человека с животными.

В соответствии с программой ознакомления детей с природой в каждой возрастной группе воспитатель организует наблюдения за различными обитателями уголка природы, за растительностью, произрастающей на участке, за животными, обитающими возле детского сада. Лучше всего, чтобы эта работа осуществлялась через специально спланированные циклы наблюдений. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только параметры объектов природы (строение, запах и т. д.), но и их связь со средой. Наблюдение как метод работы с детьми чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работ разных видов деятельности: занятия, экскурсии, прогулки, акции. Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (НОД, прогулки, экскурсии, труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Например, на музыкальных занятиях мы поем песни о разных временах года, в рисунках отражаем неповторимую красоту природы, лепим животных, птиц, овощи, фрукты. Как способ решения познавательной задачи, с детьми проводятся разнообразные опыты: сравнение глины и песка, выявление свойств воды, воздуха и т. д. Во время опыта дети ведут наблюдения, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, так как ребенок по своей природе пытливый исследователь. Природа – могучий источник познания. Познавать природу с детства надо через живое общение  с ней, а природоведческая литература, элементы фольклора, картины, фильмы и др. нам помогают в этом. Ян Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно,  приобретали знания  не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т. е. знали и изучали сами вещи, а не чужие  только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение  в наши дни. Ничто не может заменить запах цветов, плодов, журчание ручья и пение птиц. Все это дает возможность почувствовать природу, служит богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, а сенсорная культура – это неотъемлемая часть умственного воспитания. При непосредственном общении с природой у детей совершенствуются анализаторы, накапливается чувственный опыт, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий, таких как «Атмосфера», «Сообщество», «Круговорот воды в природе». В процессе осознания причинных связей и отношений у ребенка развиваются познавательные способности: логическое мышление, речь, внимание, память, наблюдательность, любознательность. Ознакомление дошкольников с природой является средством образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Ухаживая за растениями и животными, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним. Они понимают, какие условия необходимы растениям и животным для их жизнедеятельности, учатся чувствовать и видеть красоту; понимать, что для них хорошо, а что плохо. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней. Любовь к природе, родному краю формирует у ребенка патриотические чувства, любовь к Родине. Воспитание гуманного отношения  к природе теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком норм и ценностей, принятых в обществе. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступных пониманию детей. Вызывая у детей сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, мы, педагоги, воспитываем у детей нравственно - положительные переживания в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, в НОД во время наших наблюдений. С детьми мы учим правила поведения в природе:

 

Не оставляй мусор в уголках природы!

 

Не разжигай в лесу костер!

 

Не разоряй птичьих гнезд!

Не забирай домой детенышей животных!

 

Не топчи зря лесные полянки и уголки природы, передвигайся по тропинкам!

 

Не ломай на кустарниках и деревьях ветки!

 

Не шуми, не кричи в лесу и т.д.

 

Красота и многообразие природы способствует эстетическому развитию ребенка. Дети учатся чувствовать прекрасное, воспринимать мир во всей его красе. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется. М.М. Пришвин пишет: «Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими как были». И лишь правильно организованные наблюдения помогут нам заметить эту красоту, почувствовать ее во всем ее многообразии. Педагогическое общение воспитателя с детьми способствует четкой постановке вопросов во время наблюдения. Педагог помогает и наводит детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на их высказывания. Циклы наблюдений развивают у детей познавательный интерес к природе, формируют представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Циклы наблюдений накапливают у детей знания, полученные сенсорно-чувственным путем, помогают устанавливать  причинно-следственные связи. Дети отвечают на вопросы: Зачем? Как? Почему?  Начинают понимать, как взаимосвязаны растения и животные со средой обитания. Приучая детей наблюдать, дети прослеживают сезонные изменения в природе, ее неповторимую красоту. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания.

С детьми наблюдают за погодой, ветром, дождем, грозой, снегопадом, небом, солнцем, облаками, туманами, почвой, деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, за формированием плодов растений, птицами, насекомыми.

 Осенние наблюдения: за первым заморозком на почве (с 04.09), лётом осенней паутины (с 04.09), последней грозой (с 12.09), первым заморозком в воздухе (с 24.09), последним появлением перистых облаков (с 24.09), погодой в бабье лето (14.09—21.09) — если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая; за изменением окраски листьев у рябины (с 18.09), липы (с 19.09), берёзы (с 19.09), клёна (с 20.09), осины (с 21.09); за началом листопада у клена (с 14.09), орешника (с 15.09), осины (с 19.09), черемухи (с 22.09), липы (с 24.09); за осенним пролётом журавлей (27.09), массовым отлётом грачей, скворцов (с 01.10); за первым снегом (с 12.10), образованием ледяной корки на лужах (с 21.10), замерзанием прудов (с 30.10), полным опаданием листвы (октябрь); за приближением воробьев, галок, ворон, сорок, снегирей, синиц, свиристелей к человеческому жилью (конец октября); понижением температуры воздуха ниже 0°С (с 04.11); установлением прочного снегового покрова (с 27.11) и др.

 Зимние наблюдения: за снегопадом (хлопьями, крупой), сугробами, гололедом, инеем на деревьях, снежными узорами за окном, вьюгами, метелями, настом, снежинками, сиянием солнца (с середины января), сосульками, капелью, количеством оттепелей, глубиной снежного покрова (несколько раз за зиму), состоянием снега в разную погоду (рассыпчатый в морозную погоду, липкий — во время оттепели), состоянием деревьев после снегопада, поведением птиц в морозную погоду и во время оттепели, появлением приствольных кругов (в конце зимы), семенами деревьев и др.

 Весенние наблюдения: за первыми проталинами (с 18.03), оседанием снегового покрова, первыми кучевыми облаками (с 24.03), началом таяния снежного покрова (с 16.03), массовым появлением грачей (с 12.03), устойчивым повышением среднесуточной температуры (с 03.04), скоплением кучевых облаков (с 18.04), прилётом жаворонков (с 28.03), скворцов (с 30.03), вылетом бабочек-крапивниц (с 03.04), бабочек-лимонниц (с 14.04), формированием почек, почками, началом соковыделения берёзы (с 08.04), клёна (с 15.03), появлением первых мух (с 08.04), комаров-толкунов (с 11.04), сходом снежного покрова (с 12.04), цветением серой ольхи (с 16.04), орешника (18.04), набуханием почек у смородины (с 18.04), оттаиванием почвы, цветением вербы (с 08.04), появлением комаров (с 28.04), первыми весенними грозами, зацветанием берёзы (с 07.05), тополя (с 07.05), клёна остролистного (с 07.05), прилётом ласточек (с 09.05), зацветанием мать-и-мачехи (с 13.04), незабудки (с 10.05), одуванчика (с 11.05), распусканием почек у дуба (с 03.05), первой травой, появлением листвы, цветением нарциссов, тюльпанов, ирисов, пионов, появлением дождевых червей, божьих коровок, майских жуков и др.

 Летние наблюдения: за колошением ржи (с 01.06), зацветанием боярышника (со 02.06), сирени (с 03.06), ромашки, поповника (с 07.06), шиповника (с 06.06), дальнейшим повышением среднесуточной температуры, зацветанием малины (с 13.06), василька (с 13.06), вьюнка полевого (с 15.06), жасмина (с 21.06), цикория (с 28.06), зверобоя (с 29.06), осота лугового (с 30.06), липы мелколистной (с 07.07), пижмы (с 16.07), началом листопада (с 26.08), постепенным снижением температуры воздуха (с 27.08), увяданием травы, поведением птиц в жаркую погоду, птенцов; насекомыми, цветением лилий, маргариток, бархатцев, ноготков, астры, георгин, гладиолусов и др., за созреванием плодов.

 

Наблюдая с детьми за объектами живой и неживой природы, мы, педагоги, помогаем детям понять тайны природы, ее невидимые связи, которые существуют внутри нее. У детей развиваются наблюдательность, любознательность, познавательный интерес, речь, логическое мышление. Таким образом, наблюдение является важным методом экологического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Методы экологического воспитания дошкольников»

Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Эта передача осуществляется согласно программе, с использованием различных методов – наблюдения, ...

Консультация для педагогов "ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОГОДЫ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ".

Экологическое воспитание одна из главных задач подрастающего поколения. Этот  материал поможет организовать работу с детьми, сделает её интересной....

консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"

     Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...

Консультация для педагогов на тему: «Формы и методы экологического воспитания дошкольников»

Формирование начал экологической культуры - это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающимее, а такжек людя...

Консультация для воспитателей на тему: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников".

Консультация для воспитателей   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.Главная цель экологического образования дошкольного уровня – формирование экологической культуры и...