«Чудесные свойства магнита».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Скупова Ольга Леонидовна

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Образовательные задачи:

- Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы через различные предметы и вещества;

- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие задачи:

- развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения договариваться.

- воспитывать аккуратность в работе.

Материал и оборудование: магниты, чашки с крупой, скрепки, подносы с набором предметов из разного материала (пластик, резина, картон, металл, дерево, пластиковые стаканы с водой, инд. халаты, шапочки, таз с водой, удочки, цифровая лаборатория, презентация.

Ход занятия

1.    Орг. Момент. Слайд 1

Дети заходят в группу, встают полукругом.

- Ребята, посмотрит, как много гостей к нам пришло, поздороваемся с ними.

Давайте порадуемся солнцу и птицам (руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу)

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро!» - скажем мы вместе.

«Доброе утро!» - нашим гостям

«Доброго утра, желаем мы нам».

1.2. Сюрпризный момент.

- Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?

Дети: - Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)

 - Слайд 2

- Ребята к нам в гости пришел Нолик и что-то нам принес. Он говорит, что нашел этот предмет в лаборатории профессора Чудакова. (щелчок). А чтобы узнать, что это, отгадайте загадку.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий непременно

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей …

Вот перед нами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.

-Слайд 3

2. Введение в тему

- Что такое магнит? (рассуждения детей)

- Посмотрите вокруг себя, вы где-нибудь видите магниты? (на магнитной доске).

- Ребята, а Нолик ничего не знает о секретах магнита и хочет, чтобы мы ему в этом помогли. Сможем помочь?

- Для этого нам необходимо перейти в нашу Лабораторию.

 – Слайд 4

- Вы знаете, кто работает в лаборатории? (ученые, профессоры, лаборанты)

- Чем они занимаются? (ставят опыты, проводят эксперименты, исследуют)

- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать настоящими учеными и раскрыть для Нолика некоторые секреты магнита. Хотите?

- Чтобы пройти в лабораторию, нам нужна спецодежда. Какую одежду носят ученые-исследователи? (Халаты, защитные очки, маски и шапочки).

- Подходите, пожалуйста, надевайте. Дети надевают халаты и шапочки.

- теперь можно пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.

- Чтобы начать работу, вспомним правила поведения в Лаборатории, а помогут нам в этом символы:

- Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как настоящим ученым сделать определенные выводы.

3. Практическая часть.

- Перед вами магнит, потрогайте его. Какой магнит на ощупь? (Твердый, холодный, имеет вес)

- Как вы думаете, из чего он сделан?

- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.

- А какое свойство магнита вам уже знакомо? (магнит притягивает металлические предметы)

- Например, какие металлические предметы может притянуть магнит? (Дети перечисляют: гвозди, скрепки, отвертку, и т. д.)

- Так как магнит притягивает металлические предметы, значит, он обладает силой, магнитной силой?

- Чтобы увидеть магнит ли у вас в руках обратимся к цифровой лаборатории «Наураша». Посмотрим, обладает ли ваш магнит магнитной силой. Используем датчик «Магнитное поле».

- Что мы будем делать? (Надо приложить датчик «Магнитного поля» к магниту и посмотреть действует ли магнитная сила). Дети по очереди проверяют свои магниты.

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: магнит обладает магнитной силой.

- Как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы из других материалов: картона, дерева, пластмассы, ткани, резины и др.? (Ответы детей)

- У вас в контейнерах есть предметы, сделанные из разного материала. Можем мы проверить, притягивает ли магнит эти предметы? Как? (Нужно магнит поднести к деревянному, предмету).

- Давайте для Нолика это покажем экспериментальным путем, и результат отметим в таблице. Если магнитная сила действует на материал, поставим знак «+», если не действует – знак «-».

- Слайд 5

- Сделаем вывод: магнит притягивает металлические предметы и не притягивает предметы из других материалов.

- Молодцы!

Опыт 1 «Притянет – не притянет»

- Попрошу двух сотрудников мне помочь.

- У меня две металлические монеты. Поднесем к ним магниты. Что произошло?

(Одна монета притянулась, а другая - нет)

- Почему? (предположения детей)

Вывод: магнит притягивает не все металлические предметы.

– Слайд 6

- А чтобы вы это запомнили, посмотрим видео совет от Симки.

 - Слайд 7

Слайд 8

4. Ознакомление с новым материалом. Магнитное поле.

- В нашей лаборатории мы продолжим изучение следующих свойств магнита. Мы убедились, что магнит обладает магнитной силой и образует вокруг себя магнитное поле.

- Ребята, как вы думаете, может ли магнитная сила действовать (проходить) через разные материалы и вещества, такие как: картон, ткань, дерево, резину, воду и др.? (Ответы детей)

- Поможет нам это проверить цифровая лаборатория «Наураша»

- Что нам для этого будет нужно? (магнит, разный материал, датчик).

- Как мы это можем проверить? (накрыть магнит каким-нибудь материалом и с помощью датчика «магнитное поле» измерить магнитную силу).

- Предлагаю вам поработать в парах, выбрать материал для исследования и сделать вывод.

- Дима, что вы выбрали? Из какого материала выбранный предмет? Что будем измерять?

(дети по очереди производят измерение магнитной силы через выбранный ими материал; озвучивают результат и формулируют вывод)

Вывод: магнитная сила проходит через многие материалы … (перечисляют, выставляем схемы на магнитную доску).

Физкультминутка

- Делать научные открытия, очень нелегко, поэтому и у ученых бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки к верху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

- Садитесь, пожалуйста.

- Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.

Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».

- Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? Слайд 9

(Золушка)

- Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке?

- Как поможем? Что нам надо? (магнит)

- Какое свойство магнита применим? (притягивать металлические предметы)

- Приступайте.

- Все справились? Все ли металлические предметы достали?

- Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?

Вывод: металлические предметы легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.

- Я думаю, что теперь вы сможете помочь маме или папе, если они рассыпят булавки или гвозди.

- Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась и ей нужно поспешить на бал.

-Слайд 9 (2)

- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Кто же это? Ответ: Буратино

-Слайд 10

Опыт - игра №4 «Золотой ключик».

- Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ и другие металлические предметы)

- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?

Дети выдвигают свои предположения. (С помощью магнита).

- Ребята, посмотрите, на берегу лежат удочки, наверно их забыл Дуремар. Можем ли мы их использовать? Посмотрите, что на конце удочки? - магнит.

Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:

- Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)

- Предлагаю взять 1 удочку на пару ученых (как вы сидели) и договориться, кто будет первый доставать ключик.

- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).

- На дне озера много других предметов. Нужны они в озере? Они только загрязняют водоём. Давайте очистим озеро от ненужных предметов. (Остальные дети вылавливают оставшиеся предметы)

- Буратино говорит вам: «Спасибо за помощь» Слайд 10(2)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: сила магнита действует даже в воде! (выставляем символ в схему)

Дети проходят на места.

- Молодцы. А пока мы помогали Буратино, Нолик приготовил вам задачку посложнее. Справитесь?

Слайд 11

- В ваши стаканчики с водой Нолик подбросил скрепки. Как же теперь достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).

Если не получается педагог подсказывает.

- Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?

Вывод: магнитная сила может действовать через пластмассу. (Выставляем символ на схему)

6. Рефлексия.

- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита. Обращаем внимание на схему.

- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

- Не все металлы притягиваются магнитом.

- Сила магнита действует через пластмассу, дерево, резину, картон и воду.)

- Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный конструктор».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Чудесные свойства магнита"

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»  «Чудесные свойства магнита»  ...

Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»

Тема: Чудесные свойства магнита«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нрав...

Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы ...

Проект "Чудесные свойства магнита"

Краткосрочный - исследовательский проект для старших дошкольников "Чудесные свойства магнита"...

Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»

Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учрежданиях. Цель занятия - поз...

Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»

Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учреждениях. Цель занятия - поз...

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»

Проектпо экспериментальной деятельностив старшей группеТема: «Чудесные свойства магнита»«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и...