«Чудесные свойства магнита».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы через различные предметы и вещества;
- формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
Развивающие задачи:
- развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности;
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, умения договариваться.
- воспитывать аккуратность в работе.
Материал и оборудование: магниты, чашки с крупой, скрепки, подносы с набором предметов из разного материала (пластик, резина, картон, металл, дерево, пластиковые стаканы с водой, инд. халаты, шапочки, таз с водой, удочки, цифровая лаборатория, презентация.
Ход занятия
1. Орг. Момент. Слайд 1
Дети заходят в группу, встают полукругом.
- Ребята, посмотрит, как много гостей к нам пришло, поздороваемся с ними.
Давайте порадуемся солнцу и птицам (руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбнуться друг другу)
И всем, кто живет на этой планете
«Доброе утро!» - скажем мы вместе.
«Доброе утро!» - нашим гостям
«Доброго утра, желаем мы нам».
1.2. Сюрпризный момент.
- Какая знакомая песенка. Из какого она мультфильма?
Дети: - Про фиксиков. (на экране появляется Нолик)
- Слайд 2
- Ребята к нам в гости пришел Нолик и что-то нам принес. Он говорит, что нашел этот предмет в лаборатории профессора Чудакова. (щелчок). А чтобы узнать, что это, отгадайте загадку.
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей …
Вот перед нами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.
-Слайд 3
2. Введение в тему
- Что такое магнит? (рассуждения детей)
- Посмотрите вокруг себя, вы где-нибудь видите магниты? (на магнитной доске).
- Ребята, а Нолик ничего не знает о секретах магнита и хочет, чтобы мы ему в этом помогли. Сможем помочь?
- Для этого нам необходимо перейти в нашу Лабораторию.
– Слайд 4
- Вы знаете, кто работает в лаборатории? (ученые, профессоры, лаборанты)
- Чем они занимаются? (ставят опыты, проводят эксперименты, исследуют)
- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать настоящими учеными и раскрыть для Нолика некоторые секреты магнита. Хотите?
- Чтобы пройти в лабораторию, нам нужна спецодежда. Какую одежду носят ученые-исследователи? (Халаты, защитные очки, маски и шапочки).
- Подходите, пожалуйста, надевайте. Дети надевают халаты и шапочки.
- теперь можно пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
- Чтобы начать работу, вспомним правила поведения в Лаборатории, а помогут нам в этом символы:
- Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как настоящим ученым сделать определенные выводы.
3. Практическая часть.
- Перед вами магнит, потрогайте его. Какой магнит на ощупь? (Твердый, холодный, имеет вес)
- Как вы думаете, из чего он сделан?
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- А какое свойство магнита вам уже знакомо? (магнит притягивает металлические предметы)
- Например, какие металлические предметы может притянуть магнит? (Дети перечисляют: гвозди, скрепки, отвертку, и т. д.)
- Так как магнит притягивает металлические предметы, значит, он обладает силой, магнитной силой?
- Чтобы увидеть магнит ли у вас в руках обратимся к цифровой лаборатории «Наураша». Посмотрим, обладает ли ваш магнит магнитной силой. Используем датчик «Магнитное поле».
- Что мы будем делать? (Надо приложить датчик «Магнитного поля» к магниту и посмотреть действует ли магнитная сила). Дети по очереди проверяют свои магниты.
- Какой вывод мы сделаем?
Вывод: магнит обладает магнитной силой.
- Как вы думаете, может ли магнит притягивать предметы из других материалов: картона, дерева, пластмассы, ткани, резины и др.? (Ответы детей)
- У вас в контейнерах есть предметы, сделанные из разного материала. Можем мы проверить, притягивает ли магнит эти предметы? Как? (Нужно магнит поднести к деревянному, предмету).
- Давайте для Нолика это покажем экспериментальным путем, и результат отметим в таблице. Если магнитная сила действует на материал, поставим знак «+», если не действует – знак «-».
- Слайд 5
- Сделаем вывод: магнит притягивает металлические предметы и не притягивает предметы из других материалов.
- Молодцы!
Опыт 1 «Притянет – не притянет»
- Попрошу двух сотрудников мне помочь.
- У меня две металлические монеты. Поднесем к ним магниты. Что произошло?
(Одна монета притянулась, а другая - нет)
- Почему? (предположения детей)
Вывод: магнит притягивает не все металлические предметы.
– Слайд 6
- А чтобы вы это запомнили, посмотрим видео совет от Симки.
- Слайд 7
Слайд 8
4. Ознакомление с новым материалом. Магнитное поле.
- В нашей лаборатории мы продолжим изучение следующих свойств магнита. Мы убедились, что магнит обладает магнитной силой и образует вокруг себя магнитное поле.
- Ребята, как вы думаете, может ли магнитная сила действовать (проходить) через разные материалы и вещества, такие как: картон, ткань, дерево, резину, воду и др.? (Ответы детей)
- Поможет нам это проверить цифровая лаборатория «Наураша»
- Что нам для этого будет нужно? (магнит, разный материал, датчик).
- Как мы это можем проверить? (накрыть магнит каким-нибудь материалом и с помощью датчика «магнитное поле» измерить магнитную силу).
- Предлагаю вам поработать в парах, выбрать материал для исследования и сделать вывод.
- Дима, что вы выбрали? Из какого материала выбранный предмет? Что будем измерять?
(дети по очереди производят измерение магнитной силы через выбранный ими материал; озвучивают результат и формулируют вывод)
Вывод: магнитная сила проходит через многие материалы … (перечисляют, выставляем схемы на магнитную доску).
Физкультминутка
- Делать научные открытия, очень нелегко, поэтому и у ученых бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
- Садитесь, пожалуйста.
- Сегодня, к нам за помощью в нашу научную лабораторию, обратились герои сказок.
Опыт - игра №3 «Поможем Золушке».
- Посмотрите ребята, вы узнаете героиню сказки? Слайд 9
(Золушка)
- Золушка очень хочет попасть на бал, но она должна выполнить поручение злой мачехи, которая подкинула Золушке очередную работу, она смешала гречневую крупу с металлическими предметами и наказала всё быстро разобрать. Давайте поможем Золушке?
- Как поможем? Что нам надо? (магнит)
- Какое свойство магнита применим? (притягивать металлические предметы)
- Приступайте.
- Все справились? Все ли металлические предметы достали?
- Какой вывод с проделанного опыта с рассыпанными металлическими предметами можно сделать?
Вывод: металлические предметы легче и быстрее всего собрать с помощью магнита.
- Я думаю, что теперь вы сможете помочь маме или папе, если они рассыпят булавки или гвозди.
- Мы помогли Золушке, посмотрите, как она обрадовалась и ей нужно поспешить на бал.
-Слайд 9 (2)
- Ещё один сказочный герой обратился к нам за помощью.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это? Ответ: Буратино
-Слайд 10
Опыт - игра №4 «Золотой ключик».
- Беззаботный Буратино бежал вдоль берега озера, размахивая золотым ключиком. Вдруг ключик выскользнул из рук и упал в озеро. Ах, бедный Буратино! Что же теперь делать? Поможем бедному Буратино достать ключик? (Перед детьми стоит таз с водой на дне, которого лежит ключ и другие металлические предметы)
- Подумайте, как можно достать ключик со дна озера?
Дети выдвигают свои предположения. (С помощью магнита).
- Ребята, посмотрите, на берегу лежат удочки, наверно их забыл Дуремар. Можем ли мы их использовать? Посмотрите, что на конце удочки? - магнит.
Перед тем как опустить магнит в воду, воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, а в воде будет действовать сила магнита? (ответы детей)
- Предлагаю взять 1 удочку на пару ученых (как вы сидели) и договориться, кто будет первый доставать ключик.
- Ну, теперь пробуем достать ключик (достают ключик).
- На дне озера много других предметов. Нужны они в озере? Они только загрязняют водоём. Давайте очистим озеро от ненужных предметов. (Остальные дети вылавливают оставшиеся предметы)
- Буратино говорит вам: «Спасибо за помощь» Слайд 10(2)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: сила магнита действует даже в воде! (выставляем символ в схему)
Дети проходят на места.
- Молодцы. А пока мы помогали Буратино, Нолик приготовил вам задачку посложнее. Справитесь?
Слайд 11
- В ваши стаканчики с водой Нолик подбросил скрепки. Как же теперь достать скрепку, при этом, не намочив руки водой и веревочки у вас нет. Есть только магнит. Экспериментируйте (дети экспериментируют).
Если не получается педагог подсказывает.
- Ребята, какой вывод можно сделать из наших опытов?
Вывод: магнитная сила может действовать через пластмассу. (Выставляем символ на схему)
6. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, мы с вами сегодня провели много интересных опытов. Давайте вспомним, что нового и интересного мы узнали о свойствах магнита. Обращаем внимание на схему.
- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Не все металлы притягиваются магнитом.
- Сила магнита действует через пластмассу, дерево, резину, картон и воду.)
- Вот сколько интересного про магниты мы рассказали Нолику. И за это Нолик нам подарил интересную игрушку «Магнитный конструктор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
magnit.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия "Чудесные свойства магнита"
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» «Чудесные свойства магнита» ...
Проектно – экспериментальная деятельность в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»
Тема: Чудесные свойства магнита«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нрав...
Познавательно-исследовательская деятельность "Чудесные свойства магнита"
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.Образовательные задачи: - Формирование представлений о свойствах магнита: действие магнитной силы ...
Проект "Чудесные свойства магнита"
Краткосрочный - исследовательский проект для старших дошкольников "Чудесные свойства магнита"...
Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»
Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учрежданиях. Цель занятия - поз...
Сценарий занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Откроем чудесные свойства магнита!»
Сценарий предназначен для подготовки к занятию по экспериментально-исследовательской деятельности по теме "Магниты и их свойства" в дошкольных образовательных учреждениях. Цель занятия - поз...
Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»
Проектпо экспериментальной деятельностив старшей группеТема: «Чудесные свойства магнита»«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и...