Конспект по познавательному развитию "Жизнь первобытного человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кузьменко Оксана Петровна

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе по теме "Жизнь первобытного человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_pervobytnogo_cheloveka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад №1 «Жар-птица»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

по теме: «Жизнь первобытного человека»

Разработала:

        Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/ с №1 «Жар-птица»

        Кузьменко Оксана Петровна

Рубцовск, 2019 г.

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО)  Кузьменко Оксана Петровна

Образовательная область  познавательное развитие  Возрастная группа  старшая

Тема занятия  «Жизнь первобытного человека»

Интеграция образовательных областей:  художественно-эстетическое развитие, речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Цель: Формирование представлений об образе жизни первобытных людей.

Программные задачи

  1. Образовательные:

- познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека, его достижениями: умение изготавливать одежду, добывать огонь разными способами, охотиться, рисовать на камнях и стенах пещер;

- расширять словарный запас, активизировать в речи слова и словосочетания по теме: первобытный человек, кремень, пещера, мамонт, саблезубый тигр;

  1. Развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, умение слышать и слушать друг друга и педагога;

- развивать познавательный интерес, мышление, воображение;

-  учить рассуждать, делать умозаключения;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории, уважение к предкам;

- воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования,  учить доводить замысел до конца.

Формы организации совместной деятельности: сюрпризный момент, исполнение танца, просмотр  презентаций, рассказ ребёнка, пальчиковая гимнастика, рисование на камнях.

Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации: наглядные: демонстрация презентации, показ картины;

словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя и детей;

практические: дидактическая игра.

Оборудование: камни-стулья крупные и мелкие для рисования, костюмы для танца,  светильник-костёр, палочки, презентация, дидактическая игра «Разрезные картинки», картина-петроглиф, угольки.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Ледниковый период», знакомство с информацией о первобытных людях в книге «Моя первая энциклопедия», разучивание обрядового танца, подготовка рассказов с детьми о способах добычи огня.

Словарная работа: обряд, хижина, дичь, клич.

  1. Организационный момент

Цель: организация внимания детей, введение в тему.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.      

Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения.  

Дети надевают шкуры и танцуют, повторяя движения воспитателя.

Игровая мотивация

- Ребята, сегодня рано утром я обнаружила в нашей группе необычную вещь. Как вы думаете что это? (мех, шкура)

- Давным-давно из таких шкур животных делали себе одежду первобытные люди. Вы хотели бы узнать о том, как они жили?

- Жил на свете первобытный человек:

Он впервые в жизни видел даже снег,

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

- Сегодня предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в прошлое, чтобы  узнать о том, как жили люди в те далёкие времена. Согласны? (да)

- А чтобы попасть в  прошлое, надо совершить таинственный обряд. Надевайте шкуры, вставайте в круг. Готовы?

Воспитатель показывает шкуру, даёт детям её потрогать.

 Звучит музыка

  1. Основная часть занятия.

Цель: формирование представлений о образе жизни первобытных людей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети садятся на камни.

Дети слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию и отвечают на вопросы .

Рассказ ребёнка:

Древние люди ждали, когда будет гроза. Молния ударяла в какое-нибудь дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около него, и этот огонь они берегли в своей пещере.

Рассказ ребёнка:

Первобытные люди находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох.

Дети смотрят мультфильм.

Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выполняют практическое задание.

Дети по 4-е человека складывают разрезные картинки из 8 частей с изображением мамонта и саблезубого тигра.

Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Дети садятся на камни.

Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Дети собирают угольки.

Снимают шкуры.

Дети садятся за столы.

Обсуждение вариантов изображения наскальных рисунков.

Дети рисуют.

- Вот мы и попали с вами в прошлое.

- Посмотрите – это  жилище первобытного человека. Здесь нет стульев, ни скамеек, ни кресел, а только камни.  Присаживайтесь на них.

Рассказ воспитателя

- Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Древние люди, в те давние времена, жили группами,  они  вели общий быт, вместе жили, охотились и защищали друг друга. Посмотрите, как выглядел первобытный человек.

- А кто знает, где жили древние люди? (Они строили шалаши из веток или  жили в пещерах)

- Мне кажется, что в пещере становится темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. Как мы можем согреться? (Развести огонь)

- Да, хорошо было бы развести костер.

- Я вам открою один секрет. Первобытные люди умели добывать огонь разными способами.

- Яна, расскажи, как  люди разводили костёр при помощи молнии.

- Но ждать молнии приходилось очень долго, месяц, два, а может и больше.

- Потом люди научились сами  добывать огонь.

- Маша, расскажи нам, пожалуйста, как они это делали?

.

- Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам)

- А что нужно современному человеку, чтобы развести костёр? (дрова,  ветки)

- Ветки здесь есть, но нет спичек.

- Предлагаю посмотреть мультфильм, о том как в таких случаях поступали первобытные люди.

Просмотр отрывка из мультфильма о первобытном человеке

Упражнение на развитие мелкой моторики «Разожжём костёр»

- Давайте попробуем с вами разжечь костёр: возьмите сухую палочку и потрите её между ладоней.

Палочку в руках катаю,

Палочку в руках верчу

Древним способом сегодня

Я разжечь огонь хочу!

- Ну, вот сразу стало светло и тепло.

- Скажите,  а детям можно самим разводить огонь? (Нет, это очень опасно!)

- Можно только наблюдать, как это делают взрослые. А что может произойти, если играть с огнём? (Пожар.)

- Ребята, а для чего ещё первобытным людям мог понадобиться огонь? (Готовить еду, жарить животных.)

- Кто из вас знает, как первобытные люди добывали пищу? (собирали корни растений, ягоды и грибы, охотились на животных)

- Первобытные люди охотились на животных, собирали плоды и ягоды.

- Хотите узнать, на кого мог охотиться древний человек?

- Были у меня картинки каких-то древних животных, но с ними случилась неприятность. Картинкам очень много лет, и они рассыпались на несколько частей. Попробуем их собрать? Когда соберём полностью всё изображение, тогда и узнаем на кого же охотились первобытные люди.

Дидактическая игра «Собери картинку»

- Кто знает, что же это за животное? (Мамонт)

- Да, в те далекие времена на земле водились мамонты

- На какого зверя похож мамонт? (Мамонт похож  на слона.)

- Верно. А чем мамонт отличается от слона? (У мамонтов, в отличие от слонов, имелись очень длинные и изогнутые бивни. У слона нет шерсти.)

- Правильно, слоны и мамонты – родственники.

- А кто изображён на вашей картинке? (тигр)

- Это саблезубый тигр, который существовал в давние времена, а сейчас таких животных нет в природе.

- На какое современное животное похож саблезубый тигр?

- А чем отличаются?

- Давайте скорее вернёмся в пещеру, пока нам не повстречались эти животные.

- Но вот человек после охоты поел. Прилег в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Мог человек послушать музыку? А посмотреть телевизор? А почитать книжку?  Что же делать? И человек стал… РИСОВАТЬ!

- Как вы думаете, на чем мог рисовать пещерный человек? (На земле, на песке, на стене пещеры.)

- А чем мог рисовать человек? Карандашей нет, и красок. (палочкой, камешком)

- А вот уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след!

- Посмотрите человек рисует на камне.

- А вот человек рисует на стене пещеры.

- Кого здесь изобразили первобытные люди?

- Да, животные и люди, которые на этих животных охотятся.

- Ребята, мы с вами не заметили, как погас костёр. Пришло время возвращаться в детский сад, я предлагаю вам взять с собой угольки, чтобы попробовать с их помощью рисовать так, как это делали первобытные люди.

- Чтобы вернуться назад, нам надо снять одежду первобытного человека.

- Вот мы и вернулись в детский сад. Присаживайтесь за столы.

- Сегодня я приготовила для вас  настоящий рисунок превобытного человека, который был изображен на скале и скопирован на ткань. Этот рисунок хранится в городской картинной галерее.

- Что здесь изображено?

- Предлагаю все ваши впечатления о нашем путешествии отразить в рисунках.

- Какие сцены из жизни первобытного человека можно изобразить?

- А мог бы первобытный человек нарисовать самолёт или корабль?

- Рисовать мы будем не на обычной бумаге карандашами, а углем на камнях, как первобытные люди.

- Возьмите угли и камни. Приступайте к рисованию.

В центре ковра – макет-имитация костра, вокруг которого камни и ветки.

(слайд№1)

(слайд №2)

(слайд №3)

(слайд №4)

Демонстрация фрагмента мультфильма

Воспитатель крутит палочку и проговаривает стихотворение.

Загорается «огонь» (включают светильник).

(слайд №5)

(слайд №6)

(слайд №7)

(слайд №8).

(слайд № 9)

(слайд №10)  

(слайд №11)

(слайд №12)

(слайд №13, №14)

Воспитатель незаметно «гасит костёр».

Звучит музыка

Воспитатель показывает петроглифы.

Воспитатель раздаёт угли и камни.

Воспитатель помогает, уточняет: что рисует ребёнок.

Звучит музыка

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итога занятия.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети показывают свои рисунки и рассказывают о них.

Дети делятся впечатлениями от увиденного

-  Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.

- Предлагаю каждому из вас рассказать, что он изобразил на камне.

- А теперь давайте выложим все камни рядом и у нас получилась целая картина, на которой изображены разные животные ……

- Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие в древний мир?

- Что нового вы узнали?

- Да древний мир очень интересный и сложный. Древним людям было нелегко жить.

- Сегодня мы с вами побывали в прошлом. А вы хотели бы узнать, как будут жить люди в будущем? Тогда на следующем занятии отправимся её в одно путешествие.

Дети складывают на поддон с песком камни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Рисунок в жизни первобытного человека»

материал может быть полезен воспитателю при закреплении знаний детей о первобытном человеке и роли рисунка в жизни древних людей...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Первобытный человек»

Занятие содейстсвует обогащению знаний о быте и занятиях древних людей, отличию их жизни от современной,развитию творческого мышления, воображения, любознательности....

Конспект "Жизнь первобытного человека"

     Чтобы рассказать детям о жизни первобытного человека  и закрепить их знания, предлагаю воспитателям готовый конспект занятия для старшего дошкольного возраста...

Конспект по познавательному развитию (мир человека) для дошкольников старшей группы «Этот загадочный космос»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о космосе.Задачи:Образовательная·                   Фор...

Конспект занятия "Жизнь первобытного человека"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы...