"Многогранная Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная разработка окажется полезной воспитателям ГБДОУ. В рамках занятия дети в интересной, творческой форме знакомятся с двумя народами, проживающими на территории России: чукчами, татарами, с их культурой, традициями и обычаями, расширяют представления о собственном народе-русских. Отражены некоторые активные формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
«Многогранная Россия»
Цель: Воспитывать в детях уважение к национальной культуре разных народов
Задачи:
Образовательные
- Познакомить с культурой, традициями и обычаями народов России.
- Углубить знания детей о культуре собственного народа.
- Формировать начальные умения устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
- Создать условия для расширения кругозора и эрудиции.
- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа
Воспитательные
- Создавать условия для возникновения у детей уважительного отношения к представителям различных народов
- Подвести к пониманию того, что сила страны в единстве ее граждан
- Вызывать чувство любви к своему народу, гордости за свою страну
- Создавать условия для совместной работы детей родителей и воспитателей.
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
Развивающие
- Развивать художественно-образное мышление ребенка, как основу развития творческой личности.
- Формировать навыки работы в группе.
- Стимулировать возникновение желания самостоятельно познакомиться с элементами традиционной народной культуры.
- Познакомить детей с народными играми (физическое развитие).
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, электронный носитель информации.
Атрибуты: Корзина с предметами: лапти, платок, клубок, халат, тюбетейка, расшитый пояс, лук, рукавицы, аркан (канатик с петлей)
Д.и. «К какому народу относится» (карточки)
Наглядный материал: Презентация «Россия начинается с тебя», карта «Народы мира»
Ход
Дети сидят полукругом перед экраном
Позади стоят три стола с разложенными на них дидактическими играми
Слайд 1. (Народы России. песня «Я, ты, он, она»)
Воспитатель. Здравствуйте, дети, уважаемые гости. Ребята, поздороваемся с нашими гостями. Сегодня мы совершим путешествие по России и поближе познакомимся с некоторыми населяющими ее народами. Но вначале послушайте одну древнюю притчу- краткую мудрую поучительную историю. (открываю свиток): «Веник» «У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок»
Вот такая притча. Как вы думаете, о чем она? (дети высказывают предположения). Давайте отправимся в путешествие, может оно поможет нам проверить ваши догадки?
Слайд Россия- герб, гимн, флаг.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? Правильно, в России. Наша страна многонациональная, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Национальный язык у нас русский. Россия имеет свои традиции и обычаи. У каждой страны есть свои символы: герб, гимн, флаг. Кто знает цвета нашего флага? что изображено на гербе нашей страны? Почему возник такой герб? Некоторые регионы нашей страны имеют свои собственные гербы, отражающие отличительные особенности их жизни, но самый главный герб для всех- герб России.
Слайд . Климатические пояса
Воспитатель: на территории России в разных регионах разный климат. От климата зависит их образ жизни.
Слайд 10 Народы в национальных костюмах.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна,
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Воспитатель: в нашей стране много народов. Каждая регион особенный и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. Мы говорим на разных языках, у нас разны обычаи и традиции. Но все мы едины в одном- все мы граждане одной страны.
Слайд Чукотка
(Под музыку вьюги и лай ездовых собак)
Ведущая: А сейчас мы познакомимся с культурой, традициями и обычаями жителей крайнего севера. Они оставили нам такое послание. Сможете ли вы рассказать по этой схеме об образе жизни чукчей?
На слайде мнемотаблица из шести картинок: чум, шуба и унты, олень, собачья упряжка, рыба
Слайд Чукча рядом с чумом и оленьей упряжкой
Воспитатель: Чукчи-кочевой народ, они возводят дома, покрытые оленьими шкурами, которые легко собираются и разбираются, когда нужно переходить вместе со стадами оленей на новые пастбища. Жители Чукотки занимаются охотой, рыболовством, изготавливают украшения, предметы быта, фигурки из костей морских животных. На Чукотке добывают полезные ископаемые уголь и золото. А вот герб Чукотского автономного округа. О чем говорит нам этот герб? (предположения детей)
Воспитатель: предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Поймай оленя»
Физминутка
Молодцы: мы познакомились с народом Крайнего Севера- чукчами. Они дарят нам свою мудрость, которая поможет понять смысл притчи: Не брезгуй другими, на себя посмотри!
Путешествие продолжается. Мы попадаем в Татарстан. Кто -то из вас побывал там? Андрей, расскажи нам о Татарстане. (Воспитанник читает стихотворение или краткий рассказ)
.
. Живут татары в избах, а летом, если передвигаются вместе со стадами в юртах. «Главным богатством недр Татарстана является нефть. Вместе с нефтью добывается попутный газ. Республика располагает также промышленными запасами известняка, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, торфа. В республике проживают представители свыше 115 национальностей. Благоприятный климат позволял вести оседлый образ жизни, вести пашенное земледелие, выращивать озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю, заниматься огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконные заводы, была развита торговля. Через Казань проходили торговые пути и разных товаров было в изобилии, потому костюм так сложен и богат рисунками и украшениями. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.
Герб Крылатый барс- в древности божество плодородия, покровитель детей, солнце- главное божество многих народов. Красное солнце означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса – круглый щит, означающий защищенность граждан законами страны
Игра: Найди нужные детали герба Татарстана
Вы справились с заданиям: татарская мудрость, которая поможет понять смысл притчи: Сила птицы в крыльях, а сила человека- в дружбе
Слайд 15 А теперь отгадайте загадку:
Мы всегда гостей встречаем
Круглым, пышным караваем!
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
О традиции какого народа идет речь?
Русский народ всегда славился гостеприимством. Есть такая замечательная традиция - встречать дорогих гостей хлебом да солью.
Но не только хороводами и караваем славится Россия. Мы многое узнали о быте русского народов после похода в этнографический музей накануне. Русские люди издавна были землепашцами-выращивали пшеницу, занимались традиционными ремёслами: резьбой по дереву, ткачеством, гончарным делом и многими другими ремёслами, жили в прочных уютных избах, носили сложные костюмы с богатой вышивкой
А теперь я предлагаю разделиться на три команды и выбрать те карточки, которые характерны для того или иного народа.
А вот и русская мудрость: Один в поле не воин.
.
А теперь давайте вспомним, какие народы мы сегодня посетили и сыграем в игру «Кому принадлежат предметы»
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по России. Мы собрали мудрые высказывания разных народов, которые помогут нам понять смысл притчи, которую мы читали вначале. Помните, как она называлась? Теперь давайте проверим ваши догадки
Татары говорили; Сила птицы в крыльях, а сила человека- в дружбе. Чукчи: Не брезгуй другими, на себя посмотри! Русская мудрость гласит. Один в поле не воин. И притча тоже о том, как важно жить в мире и согласии- тогда мы будем сильны и непобедимы. Ребята, важно не только жить в мире и согласии с народами, но и необходимо также дружить со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Поделитесь друг с другом своими улыбками и помните - нужно уважать и беречь друг друга.
Чтоб других ты смог понимать
Нужно терпенье в себе воспитать
Нужно с добром к людям в дом приходить.
Дружбу и любовь в своем сердце хранить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МНОГОГРАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГР С ВОДОЙ
Игры с водой...
«Что такое патриотическое воспитание? Многогранность чувства патриотизма»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением, на мой взгляд, становится патрио...
Дополнительное образование детей дошкольного возраста как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации
Выступление на педагогическом совете...
Система социального партнерства ДОУ - фактор успешного формирования многогранной личности будущих первоклассников
Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующаа с немалым числом организаций,предприятий,учреждений. Социальное партнерство в дошкольном образовании можно рассматрива...
Многогранность загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
Загадки — необходимый атрибут дошкольного детства, c помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышле...
Проект сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста " Многогранный мир песка"
Многогранный мир песка. Цель проекта: Разработка и апробация программы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, по трем направлениям работы (работа с детьми, родителями, пед...
конкурс "Многогранье"
Вместе с осенью....