Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гура Наталья Владимировна

Экологический

практико-ориентированный проект

 «Юные защитники природы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 4 детский сад «Ивушка» с. Леонидово

Экологический

практико-ориентированный проект

 «Юные защитники природы»

(старшая группа)

 Подготовила воспитатель Н. В. Гура

2016 год

Экологический практико-ориентированный проект

 «Юные защитники природы»

 

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня — это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей старшей- подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека. Наиболее значимыми для себя дети считают:

Представления детей 5-6 лет об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

32%;

  • потребность в общении с природой

20%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

14%;

  • практические экологические умения

8%;

  • интерес к экологическим проблемам

8%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;
  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Сроки реализации проекта: год. Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети старшей -подготовительной группы и их родители.

Этапы реализации проекта:

 1 этап - организационный (сентябрь) Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

2 этап - практическая деятельность (учебный год) Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап - итоговый, диагностический (апрель)Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.

Ожидаемые результаты проекта:

  • создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

  • повышение уровня знаний по экологии у детей;

  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по

теме проекта;

  • изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей старшей – подготовительной группы об экологической культуре человека.

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • «Уроки доброты»;
  • конкурсы и викторины, КВН;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • выпуск экологический газеты,
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога
  • Экологические знаки
  • Экологическая тропа
  • Экологическая газета
  • Итоговое мероприятие

 

План-карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

Акция: «Чистая планета» (октябрь-ноябрь).
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Люди мусорят.

Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу»

Трудовой десант «Мы за чистый двор»

Трудовой десант «Мы за чистый двор»

Игры, экспериментирование, презентации.

2.

Экологические знаки

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.

Конкурс рисунков-знаков.

Конкурс рисунков-знаков

3.

Экологическая тропа

Викторина «Чистюля»

Фотосессия на тропе

Игры, экспериментирование, презентации.

4.

Экологическая газета

Рисование «Чистый двор моего села»

«Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).

5.

Экологическая тропа

Чистые дворы и улицы.

Установка знаков «Уберите мусор!».

  Листовки: «Берегите свое здоровье!»  

Игры, экспериментирование, презентации.

Акция: «Открытие птичьей столовой» (ноябрь-декабрь).
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Птицам нечего есть

Решение проблемных ситуаций (беседа, презентация, видеоклип).

Чтение рассказа В. Бианки «Как Жаворонок простился с друзьями и о чём он пел, покидая Родину»

Конкурс «Птичьи домики»

2.

Экологические знаки

Рисование плаката «Покормите птиц зимой»

Составление презентаций о птицах

3.

Экологические знаки

Создание книги «Птицы нашего края»

Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»

Игры, экспериментирование, презентации.

4.

Экологическая тропа

КВН «Друзья птиц»

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)

Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи»

5.

Экологическая газета

Рисование «Птичьи дома»

Придумывание историй «Как я спас птичку»

Акция: «Ёлочка - живая иголочка» (декабрь).
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога Ёлочка просит помощи

Чтение письма от ёлочки.

Выпуск листовок и распространение в селе

2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков вырубки елей

Рисование запрещающих знаков вырубки елей

3.

Экологическая тропа

Установка запрещающих знаков

Установка знаков по экологической тропе

4.

Экологическая газета

«Не дадим лесу остаться без ели»

 Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе)

Акция: «Жизнь в капле воды» (февраль-март).
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вода в опасности

Просмотр документальных фильмов о воде.

Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь»

Игры, экспериментирование, презентации.

2.

Экологические знаки

Составление знаков «Берегите воду» для малышей

Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»

Игры, экспериментирование, презентации.

3.

Экологическая тропа

Исследуем слой снега.

Викторина «Вода – это жизнь»

Игры, экспериментирование, презентации.

4.

Экологическая газета

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде».

Составление картотеки игр с водой.

Игры, экспериментирование, презентации.

5.

Экологическая тропа

Исследовательская деятельность «Вода в природе».

Развивающие игры с капелькой воды.

Презентация «Водные богатства нашего края»  

Игры, экспериментирование, презентации.

Итоговый результат проекта; для детей 5-6 лет и родителей - развлечение (апрель).

Награждение юных защитников природы медалями, грамотами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Юные защитники природы"

для детей подготовительной группы...

Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»

формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Экологический практико-ориентированный проект «Юные защитники природы»

Автор проекта: Харланчук О.В., воспитатель 1 квалификационной категории, МОУ детский сад № 341Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему...

Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»

       Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"

Экологический проект «Юные защитники природы».Актуальность темы.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и бо...

презентация к проекту "Юные исследователи неживой природы"

презентация к проекту "Юные исследователи неживой природы" Цель; обогащение представлений у детей об объектах неживой природы....

Проект "Юные экологи- защитники Земли"

Проект по формированию представлений об окружающем мире....