Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя в старшей группе тема: «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
продолжать уточнять знания детей о зимующих птицах нашего края: снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей; учить находить общие признаки для всех птиц / клюв, лапки, коготки, оперенье, хвост, крылья /; отличать птиц друг от друга; рассказывать, где они живут и чем питаются; почему птицы улетают в теплые края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ptitsy.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
воспитателя в старшей группе тема: «Птицы»
Цель: продолжать уточнять знания детей о зимующих птицах нашего края: снегирь, ворона, дятел, голубь, воробей; учить находить общие признаки для всех птиц / клюв, лапки, коготки, оперенье, хвост, крылья /; отличать птиц друг от друга; рассказывать, где они живут и чем питаются; почему птицы улетают в теплые края
Программные задачи:
Образовательная:
- продолжать знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи, снегири и вороны.
- формировать предпосылки умения соотносить народные приметы, связанные с повадками птиц.
- раскрыть понятия «зимующие птицы»;
- расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
- рассматривание семян растений;
Развивающая:
- развивать мышление, наблюдательность;
- развивать зрительную и словесно-логическую памяти;
- способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, их потребностях)
- способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательная:
воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная работа:
- беседы и чтение книг о птицах, наблюдение за птицами на прогулке; чтение художественной литературы о птицах: В. Чаплина «Птицы в нашем лесу», В.Чарушин «Воробей», Е.Ильина «Снегирь», Е. Благинина «Улетают, улетели», Ю.Кушак «Сорок сорок», С.Маршак «Где обедал воробей?», рассматривание иллюстраций «Птицы».
Словарная работа: корм, кормушка, холодно, голодно;
Средства и способы: загадки, беседа, игра «Разрезнные картинки», игра «Скачет шустрая синица», словарная работа.
Материал и оборудование:
Карточки – загадки с картинками птиц, разрезные картинки птиц, семена, карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, плакат «Пищевые цепочки»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша старшая группа «Цветные ладошки», а прислал нам Старичок - Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок - Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, «перелетные» - улетели в теплые края, а другим «зимующим» нечем питаться. И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…»
Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?
Карточки - загадки про птиц:
1. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость
хочет? (Сорока)
Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укроет землю и они не могут найти себе корм.
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?
Дети: люди.
Воспитатель: А как называют этих птиц, которые не улетают, а остаются с нами зимовать?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса - человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок – Лесовичок…
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери разрезанную картинку и расскажи про птичку».
-У меня есть 5 конвертов с изображением птиц.
-Давайте разделимся на 5 групп. Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё.
Дети (1 подгруппа): Это синица.
Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали.
-А знаете ли вы, что синица, а именно самцы весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну.
Народная примета гласит: первое массовое появление синиц у домов - признак наступления больших холодов, синичка с утра начинает пищать — жди мороза.
Дети(2 подгруппа): Это птица воробей.
Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.
А еще есть примета, если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.
Дети (3 подгруппа): Это птица снегирь.
У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Воспитатель: Молодцы!
- Дети, а вы знаете, что чем сильнее мороз, тем спокойнее ведут себя снегири, мало передвигаются. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. С наступлением весны снегири исчезают из городов, но они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы.
- Примета гласит, если запел снегирь - быть вьюге. Снегирь под окном зимой поет - к оттепели.
Дети (4подгруппа): Это сорока.
У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красивый у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
Воспитатель: Сороку невозможно спутать с другими птицами. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы.
- Сорока обычно селится в открытом месте со множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.
- Примета гласит: если сорока под крышу лезет - к вьюге.
Воспитатель: Посмотрим, кого же собрала у нас пятая подгруппа.
Дети (5 подгруппа): Это ворона.
У вороны голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Воспитатель: Молодцы! Для гнёзда вороны выбирают опушки лесов, а так же, селятся в центре города.
В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.
-Молодцы, все справились с этим заданием.
- А сейчас мы с вами расскажем, чем занимается синица.
Скачет шустрая синица – прыжки на месте на двух ногах
Ей на месте не сидится, - прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок - прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. - кружимся на месте.
Вот присела на минутку, - присели.
Почесала клювом грудку, - встали, наклоны головы влево - вправо
И с дорожки — на плетень, - взмахи обеими руками.
Тири - тири, - взмахи обеими руками.
Тень-тень-тень! - прыжки на месте на двух ногах. (А. Барто)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок - Лесовичок.
«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям, изготовьте кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок – Лесовичок.»
Ну, что ж, ребята, надо постараться исполнить просьбу Старичка- Лесовичка. А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой? (ответы детей, на тарелочках разложены семечки, семена тыквы, арбуза, дыни, ягоды рябины, пшено)
Воспитатель: 1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, любит несолёное сало. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона - всеядны. Зимой питается остатками человеческой пищи. Любят разные зерна, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, даже питаются мелкими грызунами.
Дидактическое упражнение: «Что могут делать птицы?» Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.
(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют)
Игра: «Посчитаем» /карточки с цифрами от 1 до 5/
1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев, синица, ворона, сорока, снегирь.
Игра: «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем птиц ласковыми словами –
воробей - воробушек, синица - синичка, снегирь - снегирек,.
Игра «Сравни птиц с животными и людьми»
- у человека дети, а у птицы – птенцы,
- у человека нос, а у птицы – клюв,
- у животных шерсть, а у птиц – перья,
- у животных лапы, а у птиц – крылья, ноги
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. Кому показалось что-то трудным?
Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Покормите птиц!».
Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах....
Проект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Покормите птиц!».
Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах....
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет по аппликации с презентацией "Зимующие птицы"
Самоанализ занятия раскрывает педагогический смысл интегрированного обучения, который предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по реализации образовательной области «Познание» тема «Весна. Перелетные птицы»
НОД - это продукт работы курсов повышения квалификации....
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Птицы - наши друзья, зимой их забывать нельзя!»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по речевому развитию «Перелётные птицы»
Цель - формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста....