Конспект занятия по теме: «1 апреля - Международный день птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ошуркова Марина Сергеевна

Цели:

1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;

2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;

3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;

4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– принцип доступности;

– принцип развивающего обучения;

– принцип рефлективности.

Сопутствующие методы:

– игровой;

– объяснительно – иллюстративный;

– частично – поисковый;

– практический.

Способы оценки результатов:

– анализ;

– самоанализ;

– рефлексия;

– подведение итогов.

Предварительная работа:

беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕХЛОМЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

Конспект занятия по теме:

«1 апреля - Международный день птиц»

для детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Ошуркова Марина Сергеевна,

воспитатель дошкольной группы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Чехломеевская основная школа»                                                                  

д. Чехломей, 2019 год

Цели:

1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;

2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;

3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;

4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– принцип доступности;

– принцип развивающего обучения;

– принцип рефлективности.

Сопутствующие методы:

– игровой;

– объяснительно – иллюстративный;

– частично – поисковый;

– практический.

Способы оценки результатов:

– анализ;

– самоанализ;

– рефлексия;

– подведение итогов.

Предварительная работа:

беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.

Ход занятия

Ребята, а вы знаете, что сегодня у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется «Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.

(слышится стук в дверь, входит Незнайка).

Незнайка:

Ой, здравствуйте ребята, мне сказали, что вы сможете помочь.

Воспитатель:

Незнайка, в чём мы тебе можем помочь.

Незнайка:

Сегодня праздник птиц и мне Знайка поручил подготовиться к этому дню, но я ничего о птицах не знаю. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель:

Ребята поможем Незнайке?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Незнайка, присоединяйся к нам, и мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.

Встаньте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку

Дайте правильно отгадку.

Загадка: Она приходит с ласкою

И со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Воспитатель:

-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы).

Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.

Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.

Закличка:

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам! 

(вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами).

Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно.

 Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) - Дети поочерёдно показывают.

Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные).

 А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи).

 Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.

Стих по грачей

На проталинах  грачи 

Белоносые врачи -
Землю ковыряют,
Будто проверяют: 

Как здоровье у неё?
Чем и как лечить её? 

А какие птицы прилетают последними (ласточки).

А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)

Стих про ласточку

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/130e/000961dd-0d17d398/img19.jpg

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это за птица?

Дети:

Скворец.

Стих про скворцов (Саша П.)

- Это что за молодЕц?!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут – скворцы

Воспитатель:

А как вы догадались, что это скворец? Давайте рассмотрим скворца (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли).

Воспитатель:

Это кто?

Дети:

Соловей.

Воспитатель:

А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).

Воспитатель:

Это кто?

Дети:

Кукушка.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка». (ВСТАЕМ В КРУЖОК)

Вместе: К нам кукушка в огород

Прилетела и поёт,

Ты глаза не открывай,

Кто позвал, тебя, узнай!

Воспитатель:

Ребята, а давайте рассмотрим строение птицы? (Игра «Собери строение птицы»)

Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).

Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).

Воспитатель:

Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

  • Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
  • Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
  • Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
  • Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.

Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка).

 Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать и развесить скворечники).

Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы.

А сейчас сядьте поудобнее послушайте, и посмотрите на природу в весеннем лесу и пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.

Звучит видеозапись «Голоса птиц ввесеннем лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.) 

Воспитатель:

Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто лишний?» посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Синица, снегирь, голубь.)

Воспитатель:

И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).

Послушайте стихотворение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц, друзья!

Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, мы тебе помогли? Ты теперь справишься с заданием? Подготовишься к празднику «Международному дню птиц».

Незнайка:

Да, ребята, теперь я всё смогу сделать. Большое вам спасибо, без вас бы мне не справиться. (РАЗДАЕТ УГОШЕНИЕ).

Самоанализ занятия

В НОД основная образовательная область – Познание была в интеграции с образовательными областями: коммуникация, социализация

При планировании были учтены возрастные особенности детей.

Цели:

1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;

2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;

3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;

4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.

Тип занятия: закрепление полученных знаний.

Педагогические принципы:

– учет индивидуальных и возрастных особенностей;

– принцип доступности;

– принцип развивающего обучения;

– принцип рефлективности.

Сопутствующие методы:

– игровой;

– объяснительно – иллюстративный;

– частично – поисковый;

– практический.

Способы оценки результатов:

– анализ;

– самоанализ;

– рефлексия;

– подведение итогов.

Предварительная работа:

беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.

Занятие состояло из 3 блоков взаимосвязанных между собой. Данная структура вполне оправданна, так как каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач.

Вводная часть НОД предполагала организацию детей организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных задач.

Выполнению поставленных задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы дети могли на равных участвовать в работе. В середине занятия для снижения утомляемости проведена игра малой подвижности. Старалась обеспечить быструю сменяемость приемов. На протяжении всего занятия поддерживала интерес детей, чередуя деятельность.

 В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод обобщения.

Вовремя НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», старалась быть в позиции рядом.

Деятельность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Считаю, что удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной и интересной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "1 -апреля" Международный День птиц" - первенцы весны

Россия- страна славящаяся своей длинной зимой, которая порой может длиться вплоть до конца марта. Год от года люди с нетерпением ждут прихода весны, ведь именно это время года является отличной п...

1 апреля - Международный "День птиц"

1 апреля – Международный «День птиц».Ежегодно 1 апреля  празднуется Международный  «День птиц».  Птицы украшают землю, их веселая, звонкая песня; яркая окр...

Конспект занятия по Окружающему Миру в подготовительной группе Тема:"1 апреля - Международный день птиц"

Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД по кружающему миру на тему: "1 апреля - Международный день птиц"Эта тема поможет вашим детям:- лучше усвоить и понять мир птиц, покажет их многообразие...

Конспект занятия по теме: «1 апреля - Международный день птиц» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по теме:«1 апреля - Международный день птиц»для детей старшего дошкольного возраста.Цели:1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о ни...

1 Апреля - Международный день Птиц (конспект познавательного развлечения)

1 Апреля - Международный день Птиц (конспект познавательного развлечения)...

Конспект занятия в средней группе «1 апреля - Международный день птиц»

Задачи:   1.  Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам,     2.  Прививать любовь к родной природе, формировать целостный взгляд на окружающий мир и мест...