Дидактическая игра «Дерево знаний»
методическая разработка по окружающему миру

Хантимерова Ирина Александровна

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе.

Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx77.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Дерево знаний»

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе.

Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. 

Описание: http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/05/thumb_c8588fee8911d950e305858081d088cf.jpg 

Описание:  пособие изготовлено из плотного фетра, мягкого фетра и флиса ярких цветов, для крепления деталей используется липучка. Съемные детали (листья, цветы, снежинки, птицы и др.) могут использоваться отдельно, например, фигурки животных можно использовать в пальчиковом театре.  Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми  младшего и среднего дошкольного возраста. Пособие соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности, многофункциональное  используется в работе с детьми в непосредственной образовательной деятельности,  в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей).

Возрастная направленность: разработано для детей 3-5 лет.

Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, поддержание познавательного интереса у детей. 

Задачи:

-  воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;

- сообщатьдетям  элементарные знания о природе и формировать на этой основе у них ряд конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы;

-  развивать речь;

- развивать мелкую моторику рук, сенсорные навыки;

- развивать пространственные представления.

  

Данное пособие можно использовать в уголке природы для изучения погоды (ясно, пасмурно, облачно, осадки, ветер),  может быть предназначено для демонстрации любых наглядных пособий, например,  птиц – зимующих или перелётных. Дети, самостоятельно размещая птиц на ветки, имеют возможность внимательно их рассмотреть, проанализировать особенности внешнего вида, закрепить название птиц, выбрать, где будет жить птица: в гнезде, в дупле или в скворечнике.

Также «дерево знаний» может использоваться как наглядное пособие в непосредственной образовательной деятельности, например:

 по развитию речи - закрепление правильного употребления предлогов (на дереве, под деревом, в дереве, над деревом, за деревом  и т.д.) ; составление рассказов-описаний, рассуждений, обсуждений и др.;

по ФЭМП - знакомство с геометрическими фигурами «Построй свой теремок», закрепление навыков прямого и обратного счёта (считаем подснежники,  грибочки,  цветочки,  яблочки, морковки,снежинки, птичек) и др.

по ознакомлению с окружающим миром: знакомство с живой и неживой природой.

- «Времена года»

- «Кто где живёт?»

- «Чей хвост?»

- «Чей обед?»

- «Чей детёныш?» и др.

по изобразительной деятельности: развитие творческих способностей, воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы.

-«Выросли листочки из набухшей почки» (Весна).

-«Мы посадим тут цветы небывалой красоты» (Лето).

-«Яблочки с веточки для  здоровья деточкам» (Осень).

-«Красивые снежинки-белые пушинки» (Зима).

- «Создай свой цветок (свою бабочку, свой гриб, своего снеговика, свой теремок и др.)».

арианты  игр, упражнений и бесед:

1. Классификация (насекомые, дикие-домашние животные, перелетные-зимующие птицы, овощи-фрукты» и т.д.).

Цель: развивать умение  выделять общие признаки и классифицировать предметы по группам.

Ход: раздели животныхна диких и домашних. 

2. «Чего не хватает?»

Цель: развивать умение находить недостающие детали, части.

Ход игры: предложить детям ряд героев из сказки «Колобок» («Теремок», «Репка»)  с недостающим героем.

- «Кого не хватает?»

3. «Найди такой же»

Цель: учить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

Ход игры:  у дерева выложены три домика из геометрических фигур, педагог показывает одну фигуру и предлагает детям найти такую же.

4.«Найди лишнее»

Цель: закреплять умение находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры:  на дереве прикреплены птицы: воробей, синица, снегирь, ласточка. Кто здесь лишний? (Ласточка) Почему? (Ласточка-перелетная птица, а остальные зимующие).

5.«Найди ошибку»

Цель:  развивать наблюдательность, внимание,  умение находить ошибку и исправлять её.

Ход игры: на зимнем дереве растут яблоки, под зимним деревом сидит лягушка, на ветку прилетел ёжик, зайчик живёт в дупле и др.

6. «Больше-меньше-столько же»

Цель: закрепить понятия «больше-меньше», «столько же».

Ход игры:

-Прикрепи на дерево столько яблок, сколько ежей под деревом.

-Сколько яблок прикрепили? (Три).

-К дереву прибежали еще два ежа. Чего стало больше, яблок или ежей? –

- Добавьте столько яблок, чтобы их стало столько же, сколько ежей».

7. «Сравни по цвету, форме, величине, количеству»

Цель: развивать умение находить сходство и различия между предметами, закрепить понятие «один-много».

Ход игры:

-Покажи маленькие цветы. Какого они цвета?

-Сколько синих цветов? (Много) Сколько белых цветов? (Один)

8. «Моё настроение»

Цель:развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их.

Ход игры

-Передай своё настроение солнышку.

-Если ты радуешься-пусть солнышко порадуется с тобой, а если грустишь, то солнышко разделит твою грусть.

9. «Какая сегодня погода?»

Цель: закрепить представления о явлениях неживой природы.

Ход беседы:

- Какая сегодня погода?

- Сегодня идёт дождь?

- Есть ли сегодня на небе облака?

10.  Театрализованные игры

Цель: развивать все компоненты устной речи детей.

Ход игры: постановка сказки «Теремок»

Образовательный эффект: В процессе работы с пособием у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность. Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на знание звуков и букв

Семь интересных дидактических игр для закрепления знаний букв и звуков, в которые можно играть в группе с воспитателем, а так же дома с родителями....

«Дидактическая игра – энциклопедия знаний».

Дидактическая игра – это настоящая энциклопедия знаний для детей. Увлекательные задания и забавные картинки способствуют:ü  всестороннему развитию ребёнка, ü  расширяют представление об окру...

Дидактическая игра "Дерево плохих и хороших поступков"

Данная игра направлена на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра " Дерево знаний своих прав"

На основе литературных произведений формировать у детей представления о правах человека....

Дидактическая игра "Дерево здоровья"

Дидактическая игра "Дерево здоровья" для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: закреплять знания у детей о вредных и полезных привычка...

Дидактическая игра "Дерево"

Предназначена для детей...

Дидактическая игра "Деревья Оренбургского края."

Дидактическая игра "Деревья Оренбургского края" - это комплект математических пазлов с цифрами от 1 до 10, на которых изображены деревья (или фрагменты деревьев), произрастающие в Оренбургск...