НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим на тему "Животные холодных стран"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей представление о животных холодных стран. Программные задачи Образовательные: - формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ; - расширять и активизировать словарь детей. Развивающие: - развивать связную речь, слуховое внимание; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhivotnye_holodnyh_stran_starshaya_gruppa.docx | 24.65 КБ |
prilozhenie_k_zanyatiyu_zhivotnye_holodnyh_stran.docx | 383.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
« Животные холодных стран»
в группе старшего дошкольного возраста « Крепыши»
от 5 до 6 лет
Подготовил:
воспитатель Решетина И.Н .
г. Сургут
2018 г.
Тема НОД « Животные холодных стран»
Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран
Программные задачи
Образовательные:
- формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;
- расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать связную речь, слуховое внимание;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- коммуникативная;
- игровая;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы.
Предполагаемый результат:
-закрепление знаний у детей о животных холодных стран.
Предварительная работа:
- словарная (белый медведь, песец, клыки, рога, ласты, клюв, котик, льды, айсберг,
усы - вибриссы, высиживать, добывать, реветь , рычать, быстроногий, ветвистые, птичий. );
- чтение художественной литературы (сказка «Почему заяц зимой белый», рассказ
В. Бианки «Тундра», «Снежная книга», «Маленькие рассказы. Моржиха», «Два белых, третий как снег»; рассказы Е. И. Чарушина «Рысь», «Заяц», «Северный олень», рассказы Ю. Дмитриева «Далеко на Север», ненецкая народная сказка «Песец и олень» );
- наглядность (рассматривание тематических картин)
-Беседа «Как животные приспособились к зиме».
- Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
- Рассматривание серии картин «Животные Севера».
- прослушивание аудио произведения («Умка» )
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- сопоставление;
- художественное слово
- физкультминутка.
Необходимый материал, оборудование:
- картинки с изображением животных;
- картинки с изображением следов животных
- магнитная доска;
- магнитофон.
Структура НОД:
I. Вводная часть (5 мин.)
а) разговор о Севере;
б) чтения письма от белого медведя;
в) возникновение проблемной ситуации.
II. Основная часть (10 мин.)
а) проблемные вопросы;
б) загадывание загадок
в) беседа;
г) физкультминутка ;
д) собирание картинок.
III. Заключительная часть (5 мин.)
а) совместное подведение итогов НОД.
Воспитатель вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от медведя Умки и карта Арктики.
Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река.
« Здравствуйте, ребята. У нас в Арктике случилась беда, Снежная королева забрала к себе всех жителей материка, а мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А задания очень сложные и я не могу их выполнить. Полярная сова подсказала мне, что вы можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне, пожалуйста, а то скоро уже Новый год и мне бы не хотелось одному встречать этот праздник. Ваш друг Умка».
Воспитатель: ребята, поможем Умке вернуть друзей? (Ответы детей)
Тогда давайте приступим. Только сначала надо узнать , что такое Арктика и какие животные там живут?
- Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Кругом большие льдины, плавают айсберги.
Воспитатель. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.
(Воспитатель берёт глобус).
Воспитатель. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель. Это модель нашей планеты Земля – глобус.
Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).
Что жёлто-зелёным? (суша).
Сейчас и посмотрим на глобусе, где находится холодные страны Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком, но мы с вами поговорим об Арктике самой северной точке нашей родины.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто живёт среди снегов и льда, и кого мы должны вернуть в Арктику, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь). (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно это белый медведь. Белый медведь – это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями. Хотя белого медведя мы представляем себе сухопутным зверем, но большую часть жизни он проводит в воде. Да не просто в воде, а в ледяной воде Северного Ледовитого океана! Для человека при пребывании в воде с температурой 2-3 градуса Цельсия через 10-15 минут наступает смерть. А медведь весь день проводит, ныряя в воде с отрицательной температурой. И прекрасно себя чувствует! Так что же помогает ему не мерзнуть?
Во-первых, у медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см! Этот жир создает хорошую прокладку между ним и окружающей средой. И повышает плавучесть зверя в воде.
Во-вторых, у белого медведя черная кожа! Она прекрасно нагревается на солнце и помогает медведю быстро просыхать. А, в-третьих, шерсть у белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция - медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло. А еще шерсть медведя покрыта жиром и поэтому когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и вода скатывается с шерсти и медведь остается сухой.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. (Морж)
Воспитатель: Правильно, еще один житель Арктики- морж. Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде он не замерзает, так как спасает моржа толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, моржи питаются рыбками, рачками.
Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.
Воспитатель: А кто же еще живет в Арктике узнаем, когда отгадаем следующую загадку.
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (Олень).
Воспитатель: - Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? Длинные рога.
- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени? Мхом, травой.
- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.
Воспитатель: Молодцы, ребята, еще одного жителя мы с вами вернули в Арктику. Слушаем следующую загадку:
В Арктике кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -.(Тюлень).
Воспитатель: Правильно, тюлень.
- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
- А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас, как вы думаете? (Для того, чтобы быть незаметным для хищников.)
- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.)
- Верно, молодцы!
Воспитатель: И так с этими заданиями мы справились и на нашей карте появились жители Арктики. А теперь, прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немножко отдохнем и проведем разминку.
Физкульминутка «Мы идём!»
Мы идём, идём вперёд, – ( шагаем на месте).
Очень удивляемся. ( пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Идем дальше
Чтобы выполнить следующее задание, мы должны с вами посмотреть изображение следов животных Севера.
Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь слушайте задание. На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Мы сейчас с вами разделимся на три команды. По команде одна команда должна собрать следы оленя, вторая команда следы волка, а третья следы медведя. Когда дети соберут все следы педагог предлагает детям выложить дорожку из следов, пройти по следам и в конце каждого маршрута найти в конверте картинку того животного, следы которого они выложили открыть его достать картинку и приклеить на карту.
Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу троих зверей.
Воспитатель: А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру « Кто лишний?»
Морж, тюлень, бегемот, белый медведь
Песец, зебра, морж, тюлень
Воспитатель.
Ну вот и выполнили мы с вами все задания. Давайте вспомним какие животные живут в холодных странах?
- Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и клыках. (Моржи)
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? Что помогает животным выжить в этих суровых условиях:
- Толстый слой жира, густая шерсть,
- Широкие лапы, окраска меха.
- Молодцы, вспомнили .
- Что нового узнали?
Предварительный просмотр:
Приложение
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь).
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. (Морж)
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (Олень).
Слушаем следующую загадку:
В Арктике кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он -.(Тюлень).
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах надеты ласты.
Вы узнали господина,
Птицу важную. (пингвин)
Физкульт.минутка
Мы идём, идём вперёд, – ( шагаем на месте).
Очень удивляемся. ( пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
Письмо от Умки
« Здравствуйте, ребята. У нас в Арктике случилась беда, Снежная королева забрала к себе всех жителей материка, а мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А задания очень сложные и я не могу их выполнить. Полярная сова подсказала мне, что вы можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне, пожалуйста, а то скоро уже Новый год и мне бы не хотелось одному встречать этот праздник. Ваш друг Умка».
Шерсть белого медведя
Северное сияние
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Животные жарких стран».
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по ознакомлению с окружающим....
Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран
Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в страну «Дорожных знаков»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»155252, Ивановская область, г.Родники, мкр.60 лет Октября, 11Тел.: 8(4...
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС «Незнайка в стране насекомых»
Сформировать обобщённое понятие «насекомые»....
Интегрированное занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ-технологии «Стекляндия – волшебная страна»
Конспект интегрированного занятия содержит конспект и презентацию...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. ...