Технология проектной деятельности в детском саду.
проект
Проект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проектной деятельности | 28.15 КБ |
Развлечение «Посвящение в волонтёры в детском саду» | 17.4 КБ |
Развлечение "День матери" | 21.81 КБ |
Проект "День Победы в подготовительной группе" | 19.31 КБ |
Проект "Лучше папы друга нет на свете" | 17.42 КБ |
Проект "Пасха" | 73.5 КБ |
Практико-значимая работа проект "День Матери" | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в детском саду.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде (А.И.Савенков).
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов. Проект - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- основной тезис современного понимания метода проектов.
Требования к проекту: результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
Содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы . Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала .
Классификация проектов.
- По составу участников: индивидуальные, групповые, парные, межгрупповые;
- По целевой установке: образовательный проект, воспитательный проект, организационный проект, социально значимый проект, проект – исследование проблемы, обзорный проект. проект – инсценировка, итоговый образовательный проект;
- По содержанию : монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
- По продолжительности: краткосрочные (от 1 занятия до недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (от 1 месяца) ;
- По тематике: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие, исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна); ролево-игровые- с элементами творческих игр (в нем дети играют конкретных персонажей).
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГОС ДО). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
- Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
- Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
- В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать, полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития ребенка:
1.Развитие познавательных способностей
2. Развитие творческого мышления
3. Развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности(специфичны для каждого возраста)
В младшем дошкольном возрасте – это:
- Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
-Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
-Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – “выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Предварительный просмотр:
Развлечение «Посвящение в волонтёры в детском саду».
Цель: Создание благоприятного эмоционального настроя на участие в волонтёрском движении.
Задачи:
1.Продвигать идеи волонтёрства и поддержки волонтерских инициатив в детском саду.
2. Определить направления деятельности волонтеров.
3. Развитие милосердия и гуманности по отношению к окружающему миру.
Ход:
Звучит музыка. Выходят ведущая
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости!
Мы рады видеть вас на первом в истории нашего детского сада празднике «Дорогою добра», который посвящен самым добрым, отзывчивым, бескорыстным и готовым в любую минуту прийти на помощь людям.
Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Такие люди были всегда. А как их называют? (добровольцы).
Ребята, а еще их называют волонтёры. Волонтёры – это люди, которые добровольно готовы помочь тем, кому нужна помощь. И сегодня к нам в гости пришли волонтеры, и они с удовольствием расскажут о себе.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ волонтёрского клуба «Ветер перемен»
Дети читают стихи волонтерам
Звучат стихи:
Ребёнок 1.Труд добровольцев важен, нужен,
Они меняют мир порой
Тем, что в дожди, жару и стужу
Поддержат дружеской рукой.
Ребёнок 2. Не ждут оплаты, поощрения,
Спокойно отдают свой труд.
У них такая точка зрения,
Они так чувствуют, живут.
Ребёнок 3. Спасибо тем, кто помогает
Всем, кто слабей. Извечно так:
Кто чувствует и понимает,
В тех доброта – отличья знак.
Ведущий. Ребята, у каждого человека есть свой Ангел-Хранитель. Он живет на небе и наблюдает за нами. Сегодня мы ходим совершить с вами доброе дело. Он услышал это и прилетел к нам на праздник.
Звучит музыка, появляется Ангел.
Ангел: ….
Ведущий: Ребята, волонтеры делают людям добро, а как называют доброго человека?
Ответы детей
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Передай доброту другу».
Предлагаю вам встать своей группой в свой кружок. Каждый передаёт шар - доброты соседу и говорит ему что то доброе и ласковое своему соседу. Таким образом, передавая «доброту по кругу».
«Доброта» должна вернуться обратно к воспитателю.
Игра «Передай доброту другу».
Игра «Хорошие манеры»
Я буду читать отрывки из стихов, а вы решайте, хорошо или плохо поступают дети. Если хорошо – хлопайте в ладоши, если плохо – топайте. Будьте внимательны. Готовы?
Любят детки утром рано
Глазки мыть водой из крана (Хлопают)
Моют детки носик чисто, (Хлопают)
Ну и зубки любят чистить (Хлопают)
Любят собирать игрушки, (Хлопают)
Прыгать на своей подушке, (Топают)
Сказки с мамою читать, (Хлопают)
Листики у книжки рвать(Топают
Капризничать, кричать, (Топают)
Лечь в ботинках на кровать(Топают)
Танец «Что такое доброта».
Ведущий: Давайте посмотрим, какие добрые дела могут делать дети.
Презентация «Добрые дела»
На экране картинка «Детского дома»
Ведущий: у нас в детском саду прошла акция «Доброе сердце». Дети и родители принесли в детский сад много книг, карандашей, красок, игр, и много других предметов, которые мы хотим передать детям в «Детский дом». Ваши родители совершили хороший поступок, потому что у всех у нас доброе сердце. Мы проявляем тепло и любовь другим людям. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьется наше сердце. Наши маленькие сердечки объединились в большое доброе любящее сердце.
Звучит музыка. Выходит «Большое Сердце».
Танец с сердечками.
Танец «Барбарики с ленточками».
Передача подаркам волонтерам
Сердце вручает каждому ребенку награду «Сердечко».
Флешмоб с Ангелом и Сердцем.
Предварительный просмотр:
Развлечение «День Матери».
(подготовительная группа)
Зал празднично украшен.
Под музыку дети входят в зал (встают полукругом или в домики).
Читают стихи:
1реб.
Мамы милые, родные,
Вы любимые у нас.
Собрались сегодня вместе,
Чтоб сейчас поздравить вас.
2реб.
Попросить у вас прощенья
За обидные слова.
И сказать: «Родная мама,
Очень я люблю тебя!»
3 реб.
Пожелать хочу здоровья,
Много счастья пожелать.
Оставаться милой, доброй
И от моды не отстать.
4реб.
С праздником мамочку я поздравляю,
Счастья, веселья только желаю.
Частых улыбок, радостных дел.
Чтоб соловей тебе песенку пел,
Солнце светило, листик шуршал,
Чтоб обходила беда стороной.
Песня «Про мамонтенка» (сели на стулья).
Вед1. Мама! Самое прекрасное слово на земле – это первое слово, которое произносит человек.
Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник.
Вед2. Дорогие наши мамы! Сегодня, в день Матери, мы приветствуем вас и хотим порадовать своими выступлениями.
Вед1. Народная мудрость гласит: «Мама в доме, что солнышко на небе!»
- дети, из своих детских ладошек сделали солнышко для своих любимых мам. (Солнышко висит в зале).
Стих «Солнышко»
За окошком серый дождик плачет невпопад,
А в саду сегодня солнце светит всем подряд.
Это солнце от улыбок лучших мам на свете.
Греются в его лучах взрослые и дети.
Пусть же мамы не грустят, чаще улыбаются.
Солнечные зайчики пусть всюду разбегаются.
Музыкальный номер (танец) «Круглая песня»
Презентация.
Слайды «Как мы готовились к празднику»
Игры-аттракционы.
- Конкурс «Интеллектуальный». Разгадать ребусы (на экране).
- Загадки детям.
- Конкурс «Узнай маму» или Мамины руки».
- «Сервируем к празднику стол».
- Загадки мамам.
- Конкурс «Имя мамы» (на мольберте дети маркером пишут имя своей мамы).
- Конкурс «Комплимент для мамы» (нужно назвать прилагательное, означающее комплименты. Например: добрая, нежная, самая красивая и т.д.).
1 реб. Стих читает
И бабушек мы вспомним – они ведь тоже мамы.
Их теплоту и ласку не будем забывать.
Желаем вам здоровья, и счастья вам желаем!
Удачи и терпенья! Бабуля, улыбнись!
И твердо обещаем, что мы не подведем вас.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
2 реб. Стих читает
На свете добрых слов
Живет немало,
Но всех добрее
И нежней одно:
Их двух слогов
Простое слово «мама»
И нету слов
Роднее, чем оно!
Становиться доброй традицией
В один из ноябрьских дней
В любви признаться маме,
Сказать «Спасибо» ей.
(Встают в домики)
Вед.2 Сегодня мы собрались, чтобы сказать спасибо нашим мамам и бабушкам.
- за ваш труд! (спасибо)
- за заботу! (спасибо)
- за вкусные ватрушки! (спасибо)
- за бессонные ночи! (спасибо)
- за любовь! (спасибо)
- за доброту! (спасибо)
- за терпение! (спасибо)
Песня про маму (Мама, без ума тебя люблю я).
Вед1. А теперь настал тот час
Частушки будем петь сейчас
А вы мамы, не скучайте
Своим детям помогайте!
Частушки (исполняют девочки)
Мы весёлые подружки
Мы танцуем и поём,
А сейчас мы вам расскажем,
Как мы с мамами живём.
Маме утром наша Мила
Две конфеты подарила,
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
«Помогать я маме буду»,-
Наш Антошка говорит.
Но как надо мыть посуду,
У него живот болит.
Даша вымыла полы,
Настя помогала.
Только жалко, мама снова
Всё перемывала.
Папа мне решал задачу,
В математике помог.
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.
Попросила мама Люду
Вымыть грязную посуду.
Почему-то стала Люда
Тоже грязной, как посуда.
Чтобы мама удивилась,
Мы сготовили обед.
Почему-то даже кошка
Убежала от котлет.
Мы частушки петь кончаем
И даём такой совет:
Помогайте больше мамам –
Проживут они сто лет!
Вед1.
Молодцы! А наши мальчики тоже готовились к празднику! (читают мальчики)
1.Нынче мамин день на свете,
В доме праздник должен быть.
Размышляют наши дети:
«Что же маме подарить?»
2.Я бы ей конфет купил,
Только денег не скопил.
3.Я бы ей обед сварил,
Пол помыл, полил цветочки.
Только ведь я мамин сын,
Очень жаль, что я не дочка.
4. Я щенка бы нашей маме
В этот праздник подарил,
Ну а вдруг мне скажет мама,
Чтобы я за ним следил.
Лучше уж не рисковать
5. Я б ей в этот день погожий
Сплёл из бисера браслет.
Бисер есть и леска тоже,
Только вот желанья нет.
(Вместе)
Что нам делать?
-Как нам быть?
-Что нам маме подарить?
Вед2.
Наши дети приготовили для мам подарки «Букет для мамы». (Дети дарят подарки).
Реб. Стих читает.
Чтобы мамам не скучать
Надо дружно танцевать
Свою маму приглашайте
В пары дружные вставайте!
«Танец с мамами»
Предварительный просмотр:
Проект «День Победы»
в подготовительной группе
Тема проекта: «День Победы»
Составитель проекта: воспитатель МДОУ № 56 Матвеенко Наталья Михайловна.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 23апреля - по 9 мая).)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, муз. руководитель, родители.
Актуальность выбора темы и её значимость:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». Наш проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Гипотеза: Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Ожидаемый результат:
В результате проведенных мероприятий дети должны узнать о легендарном прошлом нашей Родины; иметь представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о земляках-героях, о героях своей семьи; должны быть ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).
Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
• Познакомить с историческими фактами военных лет.
• Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• Обогащать и развивать словарный запас детей.
• Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Ожидаемые результаты:
• Расширение представлений детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
• Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
• Формирование внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Этапы реализации проекта:
1 этап - организационно- подготовительный :
1. Изучение имеющихся условий для реализации проекта, сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, создание развивающей предметно-пространственной среды, подборка аудиозаписей, видеотеки.
2. Знакомство родителей с предложением об участии их, совместно с детьми в проектной деятельности, приуроченной к празднованию 73-летия Победы в Великой Отечественной войне, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
2 этап - основной- практический:
1. Беседы:
• «История георгиевской ленточки»
• «О Великой Отечественной войне»
• «Что такое героизм?»
• «О городах героях»
• «Дети войны»
• «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
2. Непосредственная образовательная деятельность:
• «Это праздник со слезами на глазах»
• «Поклонимся погибшим тем бойцам…»
• «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»
• «Символы Победы – ордена, медали и знамена»
• «Нам нужен мир»
3. Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Великой Отечественной войне.
Стихи: О. Высотская «Салют», В. Берестов «Мирная считалка», Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить», К. Ибряев «Здравствуй Родина моя!».
Пословицы и поговорки: «Родной край –сердцу рай», «Родина – мать, чужбина-мачеха», «Нет в мире краше Родины нашей», «Умелый боец-везде молодец!», «Воин воюет, а детки горюют», «Мир да лад-Божья благодать!»…
4. Чтение художественной литературы:
М. Зощенко «Солдатские рассказы», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «За Родину», С. Михалков «Быль для детей», О. Высоцкая «Салют», С. Орлов «9 мая 1945года», Е. Благинина «Шинель», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Е. Трутнева «Парад», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», «Мешок Овсянки», С. П. Алексеев «Медаль», «Всюду известны», К. Чибисов «Вечный огонь», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Михалков «День Победы».
5. Прослушивание музыкальных произведений:
«Вставай страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Сурикова); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисовой); «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина); «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, сл. В Добронравова); «Три танкиста» (муз. Братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина)
6. Просмотр мультфильма о войне.
7. Продуктивная деятельность: Рассматривание иллюстраций о войне.
Рисование: «Военная техника».
Аппликация: «Цветы к памятным местам», коллективная работа «Праздничный салют над городом».
Пластилинография: «Вечный огонь», «Танки».
8. Дидактические игры: «Назови пословицу», «Военный транспорт», «Чья форма?»,
«Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Великие люди России».
9. Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Мы военные разведчики», «Моряки», «Лётчики».
10. Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Помоги раненому», «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок», «Будь внимательным», «Кто быстрее», «Саперы», «Пройди бесшумно», эстафета «Доставить письмо».
3 этап – заключительный итог проекта:
1. Организация выставки работ ко Дню Победы.
2. Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (под руководством своих родителей ребята разучили понравившиеся произведения о ВОВ).
3. Создание альбома стихов о войне с иллюстрациями.
4. Мероприятие ко Дню Победы «Вечная память героям».
5. Экскурсия с родителями в библиотеку «Очаг».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Предварительный просмотр:
Проект «Лучше папы друга нет на свете…»
Тип проекта: информационно-творческий. Среднесрочный.
Реализация проекта: февраль 2016
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Все мы знаем, что главными воспитателями своих детей являются родители. Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Но мы видим, что в последнее время родители всю ответственность за воспитание ребёнка перекладывают на детский сад и школу.
Осознавая огромную роль семьи в социально-личностном развитии подрастающего поколения, Министерство образования и науки РФ
в новых ФГОСТ к структуре основной общеобразовательной программы включило взаимодействие с семьями детей в объем обязательной части программы.
Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности отцами, - одно
из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в нашей группе.
Не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание ребёнка очень важен.
Отец, как и мать, - первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать - источник жизни и тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова.
Найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний отцов своим детям; помочь детям адаптироваться в современной жизни; повысить эффективность сотрудничества детей и отцов.
Актуальное направление проекта связано с решением следующих задач:
1. Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
2. Обучить отцов общению с детьми;
3. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком;
4. Помочь отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности.
5. Развивать у детей любознательность, инициативность и самостоятельность в совместной работе с отцом.
6. Создание условий и системы работы по воспитанию у детей нравственных чувств, по отношению к отцу.
Этапы
1 – Подготовка к проекту. Подобрать методическую, иллюстрационный материал, художественную литературу по тематике проекта. Составление плана работы с родителями.
2 - Практическая деятельность по проекту.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому, что нужно для работы? »
Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом, жить будем в нем», «Помогаем папе», «Ремонтная мастерская».
Пальчиковые игры: «На чем поедем? », «Наша дружная семья».
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Мой папочка», «Как я играю с папой», «Что папа делает дома? »
Упражнения по активизации словаря и развития связной речи: «Назови ласково», «Папины вещи», «Какой папа? », «Папино хобби».
Подвижные игры: «Снайперы», «Вертолеты».
Продуктивная деятельность:
Художественное творчество – выставка рисунков на тему 23 февраля.
Художественное творчество (аппликация): « Галстук для любимого папы».
Изготовление совместных поделок «Вместе с папой»
Познавательно - исследовательская деятельность:
Наблюдения за трудом взрослых.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихов: «Как папа», «Папина сказка», «Папы разными бывают».
Чтение: «Моя семья», В. Драгунский «Хитрый способ», В. Давыдов «Армия мира», С. Маршак «Февраль».
Музыкально-художественная деятельность:
Слушание и заучивание песен: «Папа может», «Лучше папы друга нет на свете»
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
Фотовыставка «Я горжусь тобой, милый папа мой! »;
Участие пап в ежегодном конкурсе «Зимний участок»;
Родительское собрание «Мой папа».
Развлечение вместе с папами «Папа может..» .
3 – Оценка результатов .
Для того чтобы привлечь родителей к сотрудничеству мною была разработана анкета, которая позволит выявить удобные формы взаимодействия с этими родителями и разработать дальнейший план работы с учётом интересов всех отцов группы. Работая по данной теме, я нашла подход к папам детей, создала атмосферу доверия.
Предварительный просмотр:
Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада
«Праздник Светлой Пасхи».
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: познавательный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой .
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта — воспитатель.
Дети и родители старшей группы.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи работы с детьми:
Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Развивать интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Познакомить с народными играми , традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
Развивать творческие умения необходимые в декоративно-прикладном искусстве.
Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:
Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).
Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Комплекс мероприятий:
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»
Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».
Аппликация «Птенчик на Пасху»
Лепка на тему «Веселый птенчик».
Просмотр мультфильмов на тему «Пасха»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».
Информационный материал «Окраска пасхальных яиц».
Итоговое мероприятие:
Праздник «Пасха Светлая».
Этапы реализации проекта.
- Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
1 мая мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному -пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
2. Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?
И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещѐ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
- Игры:
Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.
Игра «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись , катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок , у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.
Игра «Чиж»: Дети встают в хоровод и поют песню: «По дубочку постучишь, вылетает пестрый чиж, у чижа, у чижика - хохолочек рыженький. Чиж, чиж, не зевай - себе пару выбирай». После этих слов дети перестраиваются в пары, затем тройки, четверки, пятерки…
Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
4.Рекомендуемая литература для чтения детям:
Александр Блок – "Вербочки"
Александр Куприн - "Пасхальные колокола"
Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..."
Аполлон Майков - "Христос воскрес!"
Аполлон Майков - "Вербная неделя"
Афанасий Фет - "Уж верба вся пушистая..."
Василий Никифоров-Волгин - "Плащаница"
Василий Никифоров-Волгин - "Светлая заутреня"
Василий Никифоров-Волгин - "Канун Пасхи"
Вильгельм Кюхельбекер - "На Воскресение Христа"
Владимир Бенедиктов - "Воскресная школа"
"Великая суббота"
Иван Шмелёв - "Лето Господне" (Отрывок)
Константин Балъмонт - "Ъербы"
Константин Бальмонт - "Красота Благовест"
Константин Роше - "Христос воскрес! "
Константин Фофанов - "Под напев молитв пасхальных..."
К. Р. "Тебе, Воскресшему, благодаренье!.."
Лев Зилов - "Легенда о Христовом жаворонке"
Лидия Чарская - "Колокола"
Милий Стремин - "По утрам еще морозит..."
Михаил Лермонтов - "Молитва"
"Молитва"
Семён Надсон - "Сила любви"
Сергей Городецкий - "Солнце плыло из-за утренней зари..."
Сергей Есенин - "Сохнет стаявшая глина..."
5.Подбор иллюстраций
Н. Рерих « Русская пасха».
Н. Пимоненко « К заутрене».
С. Жуковский « Пасхальный натюрморт».
Н. А. Кошелев « Дети катающие пасхальные яйца».
С. Ф. Колесников « Пасха»
Б. Кустодиев « Христосование»
6.Праздник « Пасха Светлая».
В зал под фонограмму русской народной музыки заходят дети старшей и подготовительной групп, в русских народных костюмах.
Встают полукругом.
Ребёнок:
Распушила ветки верба,
Песни ласточек слышны.
Праздник света, праздник веры
Есть у ласковой весны.
Ребёнок:
Колокольным перезвоном
Славят люди праздник тот,
С добрым словом и поклоном
Обнимается народ.
Ребёнок:
«Жив Христос! Христос воскресе!» -
Носит тёплый ветерок.
Праздник пасхи так чудесен,
Сердцу каждому урок.
Ребёнок:
О чём звонят колокола?
О мире на планете,
К любви и дружбе призвала
Молитва на рассвете.
Ребёнок:
О чём звонят колокола?
О состраданье к людям,
Мы их ошибки и дела
С обидой не осудим.
Ребёнок:
О чём звонят колокола?
О доброте сердечной
Пусть помощь наша и мала,
Но полбеды залечит.
Ребёнок:
О чём звонят колокола?
О радости безмерной.
Как птице дал господь крыла,
Так даст нам сила вера.
Песня «Здравствуй лучик солнечный».
Звучит Пасхальный колокольный звон.
Ребёнок:
Утро! Небо ярко блещет
Светлой алою зарёю.
Громко песня раздаётся
Над проснувшейся землёй.
Ребёнок:
То замрёт, то снова льётся
В трелях трели без конца.
Это птичек славят хоры
В песнях радостных Творца.
Ребёнок:
Вся природа славит бога.
Встань, послушай и взгляни,
И в молитве благодатной
Ты колени преклони.
Ребёнок:
Что ж, ребята, запоём,
Весну-Красну зазовём.
Пусть к нам с Пасхою придёт
И веселье принесет.
Хоровод «Веснянка
Во время хоровода в центр круга заходит Весна – ведущая.
Дети садятся на стульчики.
Весна-ведущая:
Вы меня, Весну-Красну,
Звали – зазывали?
Знаю, так я вам мила,
Как меня вы ждали!
Светит солнышко с небес
Лучом весеннего привета,
Шумит вдали зелёный лес,
И гимн звучит: «Христос Воскрес!»
Дети:
Воистину Воскрес!
Ребёнок:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть могла.
Ребёнок:
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон,
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Песня «Комаринская» П. И. Чайковский. (с колокольчиками и треугольниками, бубнами)
Весна-ведущая:
Вы радость разнесли мою.
Вас от души благодарю.
Я вам берёзку принесла,
Её листочки распушились от тепла,
От моего весеннего дыханья,
От моего весеннего сиянья.
Девицы красные, вы ветки берите
И хоровод весенний заводите.
Хоровод «Деревца»
Ребёнок:
В день апрельский мы с весною
Пасху красную встречаем
И на волю всей семьёй
Божьих птичек выпускаем.
Ребёнок:
Птички радостно взлетают,
Птичью песенку поют,
Нас с весною поздравляют
И приветы с неба шлют.
Ребёнок:
Зима красна белыми снегами,
Лето – ягодой, грибами,
Осень житом и снопами,
А Весняночка – Весна
Тёплым солнышком красна.
Весна-ведущая:
Так давайте же Солнышко разбудим!
Закличка
«Солнышко-вёдрышко»
Солнышко появись,
Красное обрядись,
Поскорей, не жалей,
Нас ребяток обогрей.
В зал заходит Солнышко (девочка) с яйцом в руках.
Солнышко:
Я – Солнце ясное! Я – Солнце красное!
Землю я обогреваю,
С Пасхой всех поздравляю!
Счастья всем желаю,
И яйцом пасхальным угощаю!
Вот оно какое большое-пребольшое! (садится)
Весна-ведущая:
Спасибо тебе, ясное Солнышко!
Яйцо – символ новой жизни, чистой, светлой, символ
надежды. Хотите я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну:
Из яйца, из нижней части
Вышла мать – Земля сырая.
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился.
Из яйца, из пёстрой части,
Звезда сделалась на небе.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает!
Счастья я вам всем желаю,
И яйцом пасхальным угощаю!
Вот оно какое: большое-пребольшое!
Ребёнок:
За яйцо благодарим,
Мы ж свои тебе дадим.
Вот они смотри какие:
Яркие и расписные.
Их разрисовали сами,
Разукрасили цветами.
Ребёнок:
Обменяться нам пристало,
Ведь сама же ты сказала:
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает.
Счастья мы тебе желаем,
Яйца крашены вручаем!
Дети обмениваются с Весной крашенными яйцами.
Весна-ведущая:
Благодарствую. Как раз
Мне нужны они сейчас.
С ними будем мы играть,
По кружку передавать.
Становись честной народ
К нам в огромный хоровод
Игра «Катись яичко» (по кругу)
Ребёнок:
Будем в хороводе мы плясать,
Праздник Пасху отмечать.
Игра « Летели две птички».
Весна:
А мы дальше поиграем:
Берёшь яйцо, кладёшь в ложку
И пробежишься с ним немножко.
Кто первым прибежал,
Тот победителем стал!
Игра «Бег с яйцом»
Игра « Чиж».
Ребёнок:
Хорошо весной гулять,
Пасху красную встречать.
Ребёнок:
На весенний выйдем луг,
Становитесь дети в круг.
Ребёнок:
Ты мой друг,
И я твой друг!
И запело всё вокруг.
Ребёнок:
А поём мы о России,
Потому что нет нигде
Родины красивей.
Песня «Белый, синий, красный»
Выходит ребёнок с куличом в руках
Ребёнок:
Мы поклонимся Весне,
Мы поклонимся Красне,
Хорошо, что к нам пришла,
Этот праздник принесла!
Для тебя, Весна, старались, как могли,
Для тебя кулич пасхальный испекли.
Весна-ведущая:
Через год приду опять с вами Пасху величать,
А сейчас зову с собой за праздничный стол:
Кулич да крашенки отведать!
Дети с Весной идут в группу, пить чай с пасхальными угощениями.
Ожидаемый результат:
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
- http://www.infoniac.ru/news/Kak-krasit-yaica-na-Pashu.html
- http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/
- http://palomnic.org/oh/poet/pasha/
- http://mosmama.ru/782-chto-rasskazat-rebenku-o-pasxe.html
- http://vozrosdenie.ru/archives/2627
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pasha-v-detskom-sadu
- Добрый мир.Учебно-методический материал для малышей в семи книгах. Учебное посабие. М. -2014г
- Ишимова А. О., Есенин С.А., Майков А. Н. - Пасхальная книга для детей - издательство Москва «Никея» 2013 г.
- Куцвева Н. Г. «Детям о Пасхе Христовой» - издательство Белорусская Православная церковь, 2013г.
10.Казакевич А. Н. « Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.
11.Салищева М. Н. « Пасха» издательство «Карапуз» 2009г.
Предварительный просмотр:
Практико-значимая работа
на тему:
«Реализация технологии социального партнерства с родителями в подготовительной возрастной группе»
воспитатель МДОУ №56
Матвеенко Наталья Михайловна
Электросталь 2017г.
Введение.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В настоящее время особое внимание ученых и практиков обращено к проблемам модернизации дошкольного образования. Противоречия между сложившимися стереотипами стиля и методов педагогической работы и объективными реалиями сегодняшнего дня требуют пересмотра существующих взглядов на систему воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".
В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Первые воспитатели ребенка - мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Связи "родитель - ребенок" имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющий развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающимся сознании. Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Несомненно, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Внимательное отношение педагогов к связям "родитель-ребенок" позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения.
Совместная деятельность педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Необходимо стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников, становясь партнерами в прямом смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи.
Каким бы полноценным и продуктивным не было взаимодействие семья - детский сад необходимо формировать предпосылки для вхождения ребенка в более широкий социум.
Социально-нравственное воспитание детей должно быть направленно на развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Важное место в этом процессе принадлежит расширению общих представлений детей об окружающем мире, углублению представлений о людях - взрослых и детях, формированию ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.
Примерно 10 - 12 часов в сутки ребенок находится в дошкольном учреждении, и именно оно должно найти все возможные пути приобщения дошкольников к доступным формам социального партнерства.
Проект
«День Матери».
Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
С 2 ноября по 26 ноября 2017 г.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива детей и родителей.
Проблема: Отсутствие традиции проведения праздника «День Матери» в ДОУ. Преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
Актуальность: В сложных экономических условиях, во время кризиса в социальной сфере, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и в семье, особое значение приобретает работа детского сада на начальном этапе формировании личности ребенка. На дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку - маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Цель проекта: Расширить представление о праздновании Дня Матери. Обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, воспитать уважение, бережное и заботливое отношение к матери.
Задачи проекта:
- Повысить социальную значимость материнства через раскрытия образа матери в поэзии, прозе, живописи, музыке;
- Обобщить знания детей дошкольного возраста о Российском празднике «День матери»;
- Побудить детей выразить благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность;
- Развить инициативность и творчество у детей дошкольного возраста;
- Воспитывать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между сверстниками и взрослыми.
Участники проекта: дети подготовительной группы, мамы и бабушки детей, воспитатели, музыкальный работник.
Форма проведения: групповая.
Срок реализации проекта: 4 недели.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям, репродукций и картин;
- Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме». Беседы с родителями на тему праздника.
- Подбор аудиозаписей
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон и т.д.)
2 этап. Выполнение проекта
- Анкетирование мам «Легко быть мамой, потому что… Трудно быть мамой, потому что…»
- «Задание на дом для мам» - рассказать ребенку о своей родине, семье, о своей работе.
- Консультации для родителей на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье».
- Чтение стихов: «Сердце – маме» Марина Халеева, «Вот какая мама!» Елена Благинина; рассказов: «Что сказала бы мама?» Л.Воронкова, «Как я помогал маме мыть пол» В. Голявкин, Емельянов Б. "Рассказы о маме": «Надо и не хочется», «Мама всё понимает», «Мамины руки».
- Коммуникативная деятельность: рассказы детей о своей маме (пересказ «домашнего задания»). Воспитатель записывает рассказы детей.
- Продуктивная деятельность: изготовление подарка для мам - открытка «Цветы для любимой мамочки»
- Исполнение песни
- Продуктивная деятельность: «Портрет моей мамы»
Предполагаемый результат:
- привить культуру проведения праздника «День матери»;
- знать информацию о своей семье, профессию мамы, её интересы;
- проявлять заботу и уважение ко всем членам семьи;
- умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
- развитие связанной речи, умение составлять описательные рассказы о своей семье, матери.
- развитие продуктивной деятельности детей.
- чтение наизусть стихотворений о матери.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группе, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Результаты проектной деятельности:
- Вернисаж детских рисунков
- Фотоколлаж «Мама и я»
- Изготовление детьми открыток «Цветы для любимой мамочки»
- Конкурс на выразительное чтение стихов о матери
- Равлечение «День матери». Открытый показ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени.
Следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Мы стараемся чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может
быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родителей.
Использованная литература
- Н.Е. Веракса, А. Н. Веракса, «Проектная деятельность дошкольников» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Е.Благинина, «Вот какая мама!» ,М.: Детская литература, 1981 г.
- Б.Емельянов, «Рассказы о маме», М.: Детская литература, 1987 г.
- Э.Машковская, «Я маму обидел», М.: Стрекоза, 2010 г.
- Указ Президента России Б. Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 «О Дне матери»
- М.Халеева, «Сердце – маме».
- Программа «От рождения до школы» под ред. Васильевой М. А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Владос, 2006.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990
|
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
- Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 2010.
- Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А.Е. «Дошкольное учреждение и сесья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ» - М.: Линка-Пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....
Технология проектной деятельности в детском саду
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”....
Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...
Технология проектной деятельности в детском саду
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...
«Технология проектной деятельности в детском саду»
laquo;Технология проектной деятельности в детском саду»...