Технология проектной деятельности в детском саду.
проект
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде (А.И.Савенков).
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов. Проект - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»- основной тезис современного понимания метода проектов.
Требования к проекту: результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
Содержательная часть проекта должна быть основано на самостоятельной деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы . Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала .
Классификация проектов.
- По составу участников: индивидуальные, групповые, парные, межгрупповые;
- По целевой установке: образовательный проект, воспитательный проект, организационный проект, социально значимый проект, проект – исследование проблемы, обзорный проект. проект – инсценировка, итоговый образовательный проект;
- По содержанию : монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
- По продолжительности: краткосрочные (от 1 занятия до недели), среднесрочные (до 1 месяца), долгосрочные (от 1 месяца) ;
- По тематике: исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие, исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна); ролево-игровые- с элементами творческих игр (в нем дети играют конкретных персонажей).
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГОС ДО). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий ? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
- Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
- Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
- В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать, полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития ребенка:
1.Развитие познавательных способностей
2. Развитие творческого мышления
3. Развитие коммуникативных навыков
Задачи исследовательской деятельности(специфичны для каждого возраста)
В младшем дошкольном возрасте – это:
- Вхождение в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте – это:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
-Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
-Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это игра «всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательное составляющее проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Работа над проектом
Первый этап – “выбор темы”.
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – презентация.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Зеленый мир вокруг нас»
Актуальность проекта.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Начнем работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Цель: формирование у дошкольников начал экологической культуры, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к живым природным объектам.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: декабрь 2016 г. – май 2017 г.
Тип проекта: информационно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: среднесрочный
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
-имеют представление о природе родного города.
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей.
Педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор.
Задачи проекта:
Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать у детей эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
Этапы проекта
1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4. Итоговый
Подготовительный этап.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Рассматривание физической карты России.
3. Просмотр фотоматериалов о родном городе.
4. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянием на состояние деревьев.
5. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас".
6. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
7. Беседы с детьми:
В чем отличие деревьев от других растений?
Какие деревья растут на территории детского сада?
Как на территории детского сада появились деревья?
Кто сажает деревья в лесу?
Какую пользу приносят деревья?
Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.
Аналитический
1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада; детской литературы о деревьях, стихотворений, физминуток, дидактических игр, подвижных игр.
Практический
1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Занятие "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Составление дидактической игры «Круг полезности".
5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев и стихи о каждом дереве.
6. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполняется совместно с детьми.
7. Цикл дидактических игр с использованием карты и других игр по экологии:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
-"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
дуб, береза, клен, черемуха, яблоня, ясень широколистный,
верба, рябина, сирень, липа, ива, ель, сосна, тополь
-«Подбери листок к дереву»
- «Найди такой же листок» и другие.
Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
Итоговый этап.
Участие в посадке новых деревьев на территории д/сада и уходом за ними: экологические акции «Посади свое дерево» и «Зеленый май»
Дети совместно с воспитателями и родителями на территории детского сада посадили саженцы ели, сосны, туи, калины, черемухи, яблони, кусты сирени, гортензии древовидной, бересклета крылатого, пузыреплодника калинолистного. Дети с удовольствием и ответственностью принимали участие в посадке деревьев и кустарников, и каждый смог выбрать для себя «зеленого друга», за которым впоследствии он мог бы ухаживать и оберегать его.
Заключение.
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами, научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Использованная литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
«Сохраним природу вместе»
“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.
Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день.
В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.
Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру складывается и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать вырабатывать как можно раньше. Ведь известно, что настоящая красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются обширные возможности для нравственного воспитания.
Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Тема проекта нами выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Проблема: снижение интереса и равнодушное отношение к природе, отсутствие у детей активно - действенного отношения к природе.
Цель проекта: формирование начал экологической культуры дошкольников, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к природе.
Задачи проекта:
1. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
2. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.
4. Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
Ожидаемые результаты проекта:
-формирование у детей начал экологической культуры. Дети будут осознавать значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
-развитие у детей потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды;
- воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту природы;
- развитие у детей мотивации познавательно- исследовательской деятельности;
- повышение уровня экологической культуры родителей воспитанников;
Тип проекта: познавательно - исследовательский, долгосрочный.
Продолжительность проекта: с сентября 2017 г. по апрель 2018 г.
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.
Ресурсное обеспечение проекта.
Информационные и учебно – методические ресурсы: учебно – методическая литература, художественная литература, дидактические, настольно – печатные игры, плакаты, иллюстрированные альбомы, записи музыкальных произведений.
Материально – технические ресурсы: компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, игровое оборудование, информационные стенды.
Риски и пути преодоления рисков.
Риски: отсутствие интереса у детей темой проекта.
Пути преодоления риска: заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные
средства, методы и приёмы.
Риски: малая активность родителей в проведении совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска: провести с родителями беседу о том, только совместными усилиями мы сможем получить положительный результат в повышении уровня экологической культуры у детей.
Педагогические принципы:
-Принцип системности: работа проводится систематически. Систематическая и последовательная деятельность развивает речь, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
-Принцип возрастной адресности: планирование работы происходит с учетом возрастных особенностей детей.
-Принцип интеграции: для более успешного усвоения материала используется интеграция областей: чтение книг, просмотр слайдов, дидактические игры и т.д.
-Принцип преемственности взаимодействия дошкольных учреждений с семьей: вовлечение родителей в работу по данному вопросу, тесная связь со своими детьми, активное поддерживание формы работы педагога с детьми.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
Создание творческой группы по разработке проекта, выделение приоритетной проблемы , определение цели и задач проекта, составление плана работы, изучение и анализ методической литературы по тематике проекта, обогащение предметно-развивающей среды : игры и задания экспериментального характера, картотека опытов, материалы и коллекции в уголках природы и лаборатории, дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания, разработка перспективного планирования проекта.
II этап – основной.
Работа по проекту осуществлялась по следующим темам: «Земля – наш общий дом», «Уроки природолюбия», «Птицы – наши друзья», «Елочка – колючая иголочка», «Выбор за нами», «Сохраним первоцветы», «Зеленый май».
Работа по этим темам проводилась с использованием разнообразных форм:
познавательные занятия и беседы с детьми,
чтение художественной литературы о природе,
наблюдения,
опытно-экспериментальная деятельность,
природоохранные акции,
художественно – продуктивная деятельность,
тематические праздники и досуги.
Перспективное планирование проекта.
Тема | Мероприятия | Сроки |
«Земля – наш общий дом» | Дидактические игры: «Где, что растет?» «Кто, где живет?», «Угадай, что за растение?», «С какого дерева листок?». Настольно – печатные игры: «Зоологическое лото», «Живая и неживая природа», «Знаешь ли ты?», «Морское дно», лото «На лесной тропинке», «Зеленый друг» Познавательные занятия: «Красная книга. В мире редких растений», «Правила поведения в природе», «Живые цепочки» Выставка «Зеленая аптека природы» Папка– раскладушка «В мире лекарственных растений» Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы» Разучивание песен «Не рвите цветы, не рвите», «Эко –экология», «Пусть будет мир на всей Земле» Театрализованная деятельность: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета», В. Танасийчук «Кислый дождь», «Взрыв без шума», В. Песков «Лоси», Т. А. Шорыгина «Родник» Тематический досуг «Берегите Землю» | Сентябрь 2017 г. |
«Уроки природолюбия» | Тематическая неделя «Уроки природолюбия»: тематические беседы:, «Что на планете важнее всего?», «Боль сломанной ветки»; познавательные занятия: «Планета Земля в опасности», «Человек – природе друг»; организация игр экологического содержания (дидактические, настольно-печатные); изготовление экологических листовок, памяток, плакатов, рисование экологических знаков. | Октябрь 2017 г. |
«Птицы – наши друзья» | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Трудно птицам зимовать» Дидактические игры: «Кто как голос подает?», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Сосчитай птиц», «большой – маленький». Подвижные игры: «Собачка и воробьи», «Совушка», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Перелет птиц», «Птички и кошка» Заучивание стихотворений «Воробьишко» В. Мирясова, «Синица» А. Барто, «Снегири», А. Прокофьев, «Покормите птиц», А. Яшин. Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», А. Чепуров «Птичкина столовая» Наблюдения за птицами на участке детского сада. Продуктивная деятельность: рисование «Дятел», «Зимующие птицы»; лепка «Прилетели воробьи»; аппликация «Птицы на кормушке», «Снегири на ветке» Опытно – исследовательская деятельность: «Рассматривание птичьих следов». «Исследование птичьего пера» Оформление книжного уголка «Пернатые друзья» Оформление альбома «Зимующие птицы» Создание картотеки стихов, загадок о птицах Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»: изготовление листовок «Помогите птицам», заготовка корма для птиц, изготовление кормушек для птиц, выставка кормушек, развешивание кормушек на территории участка детского сада и открытие «Птичьей столовой», наблюдение за прилетом птиц к кормушке. Тематический досуг: «Зимующие птицы», «Птицы –наши друзья» Выставка рисунков «Зимующие птицы» Работа в творческой мастерской: изготовление поделок из бросового материала, кормушек для птиц. | Ноябрь – декабрь 2017 г. |
«Елочка – колючая иголочка» | Сбор еловых шишек (совместно с родителями), рассматривание шишек ели, семян. Чтение художественной литературы : А. Сожан «Сказка о елочке, которую не срубили», М. Шкурина «Сказка про елочку» Заучивание стихотворений «И. Токмакова «Живи, елочка!», Т. Волгина «Лесная красавица» Познавательное занятие «Елочка, елка – лесной аромат». Разучивание песни « Маленькой елочке не холодно зимой» Экологическая акция «Елочка – живи!»: тематические беседы, занятия «Ель – красавица наших лесов», просмотр обучающих видеофильмов и электронных презентаций; изготовление листовок и эмблем, призывающих беречь хвойные деревья, рисование плакатов «Сохраним елочку – красавицу наших лесов!», «Берегите ель, не рубите ель!»; выставка альтернативных елочек «Такие разные елочки», интервьюирование родителей «С какой елью вы встретите Новый год?» | Декабрь - январь2018г. |
«Волшебница-вода, невидимка-воздух» | Беседа «Зачем растениям нужна вода, солнце и тепло» Конкурс рисунков «Вода добрая и злая» | февраль 2018 г. |
«Выбор за нами» | Беседа с детьми «Помогите природе!» Д/и «Мусор Земле не к лицу» Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада» Экологическая акция «Мой чистый двор», «Мусор превращается…» Создание экологической папки – передвижки для родителей «Прикоснись к природе сердцем» Выпуск экологических плакатов, агитационных листов «Выбор за нами» Экспериментальная деятельность «Если закопать в землю мусор, что произойдет? Экологическая викторина. «Знатоки природы» | март 2018 г. |
«Зеленый май» | Акция «Сохраним первоцветы!» Субботник «Что бы мир был чище и наряднее» Озеленение территории детского сада. Посадка деревьев, кустарников, цветов. | Апрель -май 2018 г. |
III этап – итоговый.
Экологический праздник «Мы – защитники природы»»
Выставка совместных творческих работ педагогов, детей и родителей «Мы с природою друзья»
Экологический флешмоб «Сохраним природу вместе!»
Презентация проекта.
В результате реализации проекта у детей пополнился запас знаний по экологии. Дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе, имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях. У детей начала развиваться потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды.
Совместная деятельность еще более сплотила родителей и детей. Повысился уровень экологической культуры родителей воспитанников.
Список литературы:
И. Белавина, Н. Найденская «Планета – наш дом», М. : ЛАЙДА, 1995г. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», «Детство – Пресс», С-Петербург, 2001 г.
С.Н. Николаева «Юный эколог» парциальная программа «Мозаика – Синтез», Москва, 2016 г.
Предварительный просмотр:
Проект
«К 130 летию С.Я. Маршака».
Вид проекта – групповой
Тип проекта -информационный
Продолжительность – краткосрочный
Участники проекта – дети подготовительной группы;
- воспитатели группы;
- музыкальный работник;
- родители воспитанников.
Актуальность проекта. Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, так как, видимо, считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей 21 века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность произведений С. Я. Маршака, их музыкальность, ритмичность и необыкновенный юмор.
Цель проекта. Продолжать знакомить детей подготовительной группы с творчеством советского детского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
Задачи проекта: - познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака;
- обогатить знания детей об окружающем мире (объекты соц. назначения,
- природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…);
- формировать эмоционально – образное восприятие произведений;
- воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов…
- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений; способствовать
- воспитанию добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы;
- продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания;
- приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Предполагаемый результат: - оснащение развивающей среды в группе;
- формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
- развивать способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения;
4. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
5. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
6. Развитие интереса к литературе, творчеству С.Я. Маршака.
7. Активное участие родителей в реализации проекта.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
11. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитию литературной речи, развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Художественно – эстетическое развитие
- Рисование по произведению "Детки в клетке".
- Аппликация "Поезд".
- Конструирование "Вокзал".
- Лепка - коллективная работа "Зоопарк".
- Слушание музыки.
Социально - коммуникативное развитие
- Дидактическая игра "Где обедал воробей?"
- Сюжетно - ролевая игра "Вокзал" по стихотворению "Багаж" (развитие умения использовать постройки собственного конструирования).
- Театрализованная игра "Зоопарк" по стихотворениям "Детки в клетке" и "Где обедал воробей?"
- Инсценировка стихотворения "Вот какой рассеянный".
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению "Сказка о глупом мышонке".
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению "Мяч".
- Воспитание правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте.
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре "Зоопарк".
Речевое развитие
- Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.
- Чтение основных произведений С.Я. Маршака.
- Разучивание стихотворений из произведения "Детки в клетке" и "Круглый год".
- Выразительное чтение наизусть произведения или отрывка из него.
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения "Детки в клетке".
- Вечер загадок и викторина по произведениям С.Я. Маршака.
- Развитие способности детей делать умозаключения и высказывать собственные предположения.
Основные произведения С.Я. Маршака
1. "Двенадцать месяцев" (пьеса)
2. "Дом, который построил Джек"
3. "Вот какой рассеянный"
4. "Кошкин дом" (пьеса)
5. "Багаж"
6. "Сказка о глупом мышонке"
7. "Автобус номер двадцать шесть"
8. "Где обедал воробей?"
9. "Сказка об умном мышонке"
10. "Усатый - полосатый"
11. "Теремок" (пьеса)
12. "Белый кот"
13. "Весёлое путешествие от "А" до "Я""
14. "А, Бе, Цб"
15. "Радуга - дуга"
16. "Мяч"
17. "Весёлый счёт"
18. "Ванька - Встанька"
19. "Круглый год"
20. "Детки в клетке"
Познавательное развитие
- Ознакомительная беседа с биографией автора произведений.
- Познакомить детей с основными произведениями С.Я. Маршака.
- Развитие восприятия художественного слова.
- Формирование представлений о сезонных изменениях по стихотворению "Круглый год"
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения "Весёлый счёт".
Использование ИКТ
Просмотр мультфильмов по произведениям С.Я. Маршака
- "Сказка о глупом мышонке"
- "Кошкин дом"
- "Гришкины книжки"
- "Почта"
- " Вот какой рассеянный..."
- " Где обедал воробей?"
Физическое развитие
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом.
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению Ванька - Встанька".
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке.
- Подбор книг по теме "С.Я. Маршак".
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога.
Сотрудничество с родителями
- Постараться уделить больше времени и внимания совместному чтению книг.
- Вызвать у ребёнка интерес к произведениям автора.
- Помочь ребёнку научиться чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
- Воспитывать в ребёнке эмпатию, внимательность, чуткость, формировать нравственные чувства, помочь познать мир и себя в нём.
Предварительный просмотр:
Творческий проект для старшей группы
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Вид проекта: творческий.
Срок проекта: с 3 октября по 28 ноября 2016г
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Актуальность.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми. Но как этого добиться?
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа – чупсов и т. д. у детей формируются искажённые взгляды на питание. А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Таким образом, мы вместе с детьми, родителями в данном проекте попытались разобраться во всем, что касается правильного питания и особое внимание обратили на овощи и фрукты.
Идея и разработка проекта.
Вся деятельность по проекту «Овощи и фрукты – полезные продукты» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе эмоциональный заряд, а главное – продолжать работу над проектом. Организуя свою деятельность, нужно всегда помнить, что знания, усвоенные без интереса и желания, не становятся достоянием ребенка.
Цель проекта: пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Обогатить знания детей о пользе овощей и фруктов. Показать детям, что их здоровье и хорошее настроение во многом зависит от правильного питания; лучше съесть полезные и вкусные овощи и фрукты, чем чипсы и шоколадки. Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта:
Обучающие:
• расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать только здоровые продукты;
• формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
• уточнить знания о процессе приготовления супов и других овощных блюд;
• расширить знания детей о такой профессии, как повар;
• дать детям понятие, что овощи и фрукты должны являться ежедневными продуктами питания;
• обогатить кругозор детей;
• обогатить познавательный опыт детей.
Развивающие:
• совершенствовать трудовые и практические навыки детей;
• совершенствовать навыки связанного высказывания;
• развитие внимания, памяти, мышления;
• развивать у детей способность к поисковой деятельности;
• развивать у детей любознательность.
Воспитательные:
• формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
• способствовать развитию творческих способностей детей, умение работать сообща, согласовывая свои действия;
• приобщать родителей к воспитанию детей через совместную деятельность;
• воспитывать внимание, терпение, трудолюбие.
Проблема: определение значения овощей и фруктов для физического и эмоционального здоровья человека.
Планируемый результат:
Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия рационального питания, потребность в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье, бережное отношение к народным традициям питания.
Повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей, снижение уровня заболеваемости детей, формирование интереса к здоровому питанию в семьях.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный
Подготовительный этап:
• Уточнить представления детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни человека.
• Консультация для родителей «Полезно - вредно»
• Создание альбома «Овощи и фрукты».
• Организация экскурсии на кухню детского сада.
Основной этап.
Перспективное планирование:
Область развития .Содержание работы
Социально – коммуникативное развитие
Культура поведения за столом; правила питания; д/и «Полезное и вредное», «Вершки и корешки»; сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», «Кафе»; конкурс «Самый аккуратный за столом»; игра «Узнай на вкус»; сюжетно-ролевая игра «Овощное кафе «Витаминка»; отгадывание загадок об овощах и фруктах; НОД на тему: «Овощи и фрукты – очень полезные продукты».
Познавательное развитие
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и «Витамины А и В»; беседы на тему здорового питания, значения овощей и фруктов для здоровья человека; культура поведения за столом; правила питания.
Речевое развитие
Общение «Для чего мы едим? », «Что ты ел вчера на ужин. Полезно это или нет? » Рассуждалка «Что такое здоровое питание? »; активизация словарного запаса: название различных фруктов и овощей, витаминов и микроэлементов, дать понятие слову «дегустация», подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей; разучивание загадок об овощах и фруктах.
Художественно – эстетическое развитие
Рисование на темы: «Мои любимые фрукты»; рисование «Полезно - вредно»; создание альбома «Овощи и фрукты»; рисование «Тарелка с витаминами»; аппликация «Ваза с фруктами» (коллективная работа); лепка «Мы собрали урожай», коллективная работа по аппликации «Овощная тарелка».
Физическое развитие
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Собери урожай» (эстафета, «Баба сеяла горох», «Полезно – вредно» (Съедобно – несъедобно»); физкультминутки на каждом занятии.
Заключительный этап.
На заключительном этапе мы вместе с детьми проанализировали свою работу над проектом, отметив, что удалось и что было особенно интересным, сделали коллаж «Полезно – вредно», равлечение для старшей и подготовительной группы на тему: «Овощи и фрукты – очень полезные продукты», дегустация «Полезные продукты».
Вывод.
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Результаты проекта:
• у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты;
• большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом;
• дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе;
• ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов;
• совместная деятельность педагогов, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались основные понятия рационального питания, потребности в здоровом питании и образе жизни, умение выбирать полезные продукты, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. В результате проектной деятельности, у детей повысился уровень знаний о витаминах и минеральных веществах в овощах и фруктах, сформировались основы правильного поведения за столом, культура правильного питания. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Овощи и фрукты – полезные продукты» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Список использованной литературы
1. Виноградов Н. Ф., Куликова Т. А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993
2. Дитрих А. К., Юрмин Г. А. Комурникова Р. В. Д. 49 Почемучка. - М. : Педагогика 1991
3. Интернет ресурсы: detsadclub.ru, nsportal.ru, detsad-kitty.ru;
Источник: Е. О. Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников".
Сайт доктора Комаровского - www.komarovskiy.net
Предварительный просмотр:
Проект "Самая любимая - мамочка моя"
для детей старшей группы
Проблема проекта.
В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с их возрастом и образовательным статусом, во-вторых с загруженностью рабочего дня родителей, и в-третьих, с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формирования личности ребенка, в семьях не достаточное внимание уделяется выстраиванию правильного взаимопонимания между ребёнком и матерью, хотя это имеет очень большое значение для развития личности ребёнка. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама, так же, как и они сами, нуждается во внимании и заботе, благодарности и помощи. В результате обозначенных причин в процессе роста, ребенок всё чаще любовь к маме связывает с материальными ценностями, а не духовными. И поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, маме, с первых лет жизни. Ребенок должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – главной хранительницы семейного очага.
Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме, является главным в его нравственном воспитании.
Актуальность проекта.
В России, отмечать «День Матери» стали сравнительно недавно.
Новый праздник – День Матери основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года и празднуется в последнее воскресенье ноября.
Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения не только в обществе, но и в семье. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
А в условиях образовательно-воспитательной системы дошкольного учреждения, помочь семьям правильно организовывать взаимоотношения с ребенком, может организация совместной проектной деятельности, направленной на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. В атмосфере творческого взаимодействия детей с родителями в проекте, они смогут лучше узнать, понять и принять друг друга, проявляя уважение и любовь, чувство сопереживания и взаимопомощи, что и будет способствовать обогащению нравственных культурных практик ребенка, формирующих его личность.
Цель проекта.
Организация культурных практик старших дошкольников, способствующих формированию социально-нравственных культурных умений, обеспечивающих эмоционально-ценностные взаимоотношения ребенка с мамой; формирующих целостное представление образа матери-хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
Задачи проекта:
- обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»; познакомить с историей возникновения праздника «День матери»;
- дать представление о значимости матери для каждого человека, и не только ребенка, но и взрослого; углубить знания детей о роли мамы в их жизни;
- способствовать созданию и сохранению семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье;
- учить детей проявлять внимание и выражать благодарность своим матерям за заботу посредством разнообразных видов деятельности;
- способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме развитию эмоциональной отзывчивости у детей, терпимости, понимания взаимопомощи; проявлять уважение к ее труду;
- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к женщине.
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
Прогнозируемый результат.
Участие детей в совместной проектной деятельности посредством организации с ними особых культурных практик:
- обогатятся знания о празднике «День матери» в России, его традиции;
- пополнятся знания о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе, воспевающих образ женщины;
- расширятся коммуникативные навыки детей, способствующие развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме;
- сформируется уважительное отношение к маме, стремление заботиться о ней;
- активизируется познавательная, творческая деятельность детей через исполнительскую (пение, танцы), художественно-продуктивную деятельность, участие в празднике;
- проявится стремление к выполнению значимых заданий, добрых дел для семьи, детского сада.
- совершенствуется уровень накопленных культурных навыков взаимоотношений детей и родителей;
Участие родителей в совместной проектной деятельности с детьми, посредством организации особых культурных практик:
- активизирует заинтересованность участия в творческой и информационно-поисковой деятельности;
- повысит компетенции, посредством консультаций, бесед, разнообразной информационно-методических материалов и совместной творческой, продуктивной деятельности со всеми участниками проекта;
- повысит заинтересованность в продолжительном взаимодействии и сотрудничестве;
Педагоги в процессе разработки содержания культурных практик для детей в проектной деятельности:
- будут способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада, совершенствуют стиль партнёрских отношений;
-повысят профессиональную компетентность.
Основной раздел программы - социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
- разработка паспорта проекта по теме;
- изучение и анализ методической литературы по теме проекта;
- подбор книг, открыток, картинок и иллюстраций по теме;
- оформление презентации для просмотра
Основной этап:
- оформление стенгазеты «Мама – солнышко мое»
- проведение с детьми беседы «Вот какая мама»
- чтение и заучивание стихов: «Вот какая мама!» Елена Благинина; «Сердце – маме» Марина Халеева и рассказов: «Что сказала бы мама?» Л.Воронкова, Емельянов Б. "Рассказы о маме": «Мама всё понимает», «Мамины руки».
- проведение сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», «Больница»
- рисование «Моя семья», аппликация- изготовление детских поделок «Букет для мамочки любимой, дорогой…»;
- прослушивание аудиозаписей, пение песен, разучивание танцев;
- консультация для родителей: «Роль матери в воспитании детей»;
- привлечение родителей к участию в коворкингах «Украсим вместе елочку», «Моя мама медсестра», выставках рисунков и поделок, изготовлении ширм, в праздничном мероприятии «Самая любимая мамочка моя!».
Заключительный этап:
- презентация «Вместе с мамочкой родной»
- праздничное мероприятие «Самая любимая - мамочка моя!».
Перечень литературы
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольника. М., 2008.
- Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О.С. Ушакова. М.: Просвещение, 1993.
- Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. М.: Баласс, 2001.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
- Нилова Т.А. Азбука общения. С-Пб: Детство- Пресс, 2004.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой.- М.: Сфера, 1998.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада / сост. З.Я. Рез. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. М.: Просвещение. 1990. с.
- Интернет-ресурсы. http://www.calend.ru/holidays/0/0/169/
- http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/stihi-k-dnju-materi-3.html
Предварительный просмотр:
Проект «Лучше папы друга нет на свете…»
Тип проекта: информационно-творческий. Среднесрочный.
Реализация проекта: февраль
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Все мы знаем, что главными воспитателями своих детей являются родители. Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Но мы видим, что в последнее время родители всю ответственность за воспитание ребёнка перекладывают на детский сад и школу.
Осознавая огромную роль семьи в социально-личностном развитии подрастающего поколения, Министерство образования и науки РФ
в новых ФГОСТ к структуре основной общеобразовательной программы включило взаимодействие с семьями детей в объем обязательной части программы.
Поэтому сотрудничество с родителями, в особенности отцами, - одно
из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в нашей группе.
Не стоит воспринимать мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, так как его интеллектуальный вклад в воспитание ребёнка очень важен.
Отец, как и мать, - первый человек, с которым ребёнок встречается в жизни. Можно утверждать, что если ребёнок в силу ряда обстоятельств был обделён любовью родителей или даже одного из них – папы, то потом ему будет очень трудно научиться её дарить и понимать. Одна мама, отдавая всё своё тепло и нежность, никогда не сможет обеспечить ребёнка той поддержкой и любовью, которые ему может дать отец. Потеряв доверие к отцу, ребёнок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.
Для сына отец является примером, моделью для подражания. Без отца или заменяющего его мужчины мальчик не сможет получить представления об ответственном отношении к родным людям главы семьи – защитника и опекуна.
Как и мальчик, девочка воспринимает отношения между мамой и папой как образец или даже сценарий для своей будущей семейной жизни. Почти бессознательно она, повзрослев, начнёт искать себе супруга, сравнивая его со своим отцом. Если мать - источник жизни и тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова.
Найти эффективные средства и пути передачи навыков и знаний отцов своим детям; помочь детям адаптироваться в современной жизни; повысить эффективность сотрудничества детей и отцов.
Актуальное направление проекта связано с решением следующих задач:
1. Расширить знания отцов о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
2. Обучить отцов общению с детьми;
3. Оказать помощь в разумном выстраивании отношений с ребёнком;
4. Помочь отцам научиться уважать ребёнка как личность, развивать его творческие способности.
5. Развивать у детей любознательность, инициативность и самостоятельность в совместной работе с отцом.
6. Создание условий и системы работы по воспитанию у детей нравственных чувств, по отношению к отцу.
Этапы
1 – Подготовка к проекту. Подобрать методическую, иллюстрационный материал, художественную литературу по тематике проекта. Составление плана работы с родителями.
2 - Практическая деятельность по проекту.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Все работы хороши», «Кому, что нужно для работы? »
Сюжетно-ролевые игры: «Строим дом, жить будем в нем», «Помогаем папе», «Ремонтная мастерская».
Пальчиковые игры: «На чем поедем? », «Наша дружная семья».
Коммуникативная деятельность:
Беседы: «Мой папочка», «Как я играю с папой», «Что папа делает дома? »
Упражнения по активизации словаря и развития связной речи: «Назови ласково», «Папины вещи», «Какой папа? », «Папино хобби».
Подвижные игры: «Снайперы», «Вертолеты».
Продуктивная деятельность:
Художественное творчество – выставка рисунков на тему 23 февраля.
Художественное творчество (аппликация) : галстук для любимого папы.
Изготовление совместных поделок «Вместе с папой»
Познавательно - исследовательская деятельность:
Наблюдения за трудом взрослых.
Чтение художественной литературы:
Чтение стихов: «Как папа», «Папина сказка», «Папы разными бывают».
Чтение: «Моя семья», В. Драгунский «Хитрый способ», В. Давыдов «Армия мира», С. Маршак «Февраль».
Музыкально-художественная деятельность:
Слушание и заучивание песен: «Папа может», «Лучше папы друга нет на свете»
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»;
Фотовыставка «Я горжусь тобой, милый папа мой! »;
Участие пап в ежегодном конкурсе «Зимний участок»;
Родительское собрание «Мой папа».
Развлечение «Папа может..» .
3 – Оценка результатов .
Для того чтобы привлечь родителей к сотрудничеству мною была разработана анкета, которая позволит выявить удобные формы взаимодействия с этими родителями и разработать дальнейший план работы с учётом интересов всех отцов группы. Работая по данной теме, я нашла подход к папам детей, создала атмосферу доверия.
Предварительный просмотр:
КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(для старшего дошкольного возраста)
Актуальность темы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Тип проекта.
- Творческий
- Краткосрочный
- Групповой.
Сроки реализации проекта.
Одна неделя.
Методы.
Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.
Участники проекта.
Дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи проекта:
1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
2. Обогащать духовный мир детей.
3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
6. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Ожидаемые результаты проекта.
· Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
· Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
· Повышение познавательного интереса к родной истории.
Знать:
1. Народные песни, потешки, сказки.
2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.
Уметь:
1. Играть в народные игры;
2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.
3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков.
4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.
Интеграция с другими образовательными областями.
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Этапы проекта:
- Этап - Подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
Перспективный план.
Понедельник «ВСТРЕЧА»
| Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | Беседа «Что за праздник, Масленица?» Рассматривание альбома «Масленица» Поговорки про масленицу. Заучивание стих-я «Масленица». Продуктивная деятельность «Петушки и птички». Постройка снежной крепости. |
Вторник «ЗАИГРЫШ»
| Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | Беседа «Как отмечать Масленицу». П/и «Горелки». Разучивание масленичных закличек. |
Среда «ЛАКОМКА»
| Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | Слушание песни «Ой, блины!» Игры-эстафеты на спортивной пло- щадке. |
Четверг «РАЗГУЛЯЙ»
| Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Подготовка к фольклорному праздни- ку «Широкая Масленица». Оформление выставки для родителей. |
Пятница «ПОСИДЕЛКИ»
| Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Развлечение «Широкая масленица». Сжигание чучела Масленицы. Лакомство блинами. |
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния организованные на площадках города.
Пути реализации проекта:
1. Сбор информации о празднике Масленица.
2. Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».
3. Организация выставки рисунков, посвященных празднику.
4. Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.
5. Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица».
II. Этап – Исследовательский.
- работа по плану с детьми, родителями;
- выполнение проекта.
III Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»;
Итоги, выводы.
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература.
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.
2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.
4. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.
6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.
7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Родина начинается с семьи».
«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда воздух, которым мы дышим, будет целебен, вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче почувствовать назначение и смысл человеческой жизни» В. Песков
АКТУАЛЬНОСТЬ:Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей Родины. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.
ТИП ПРОЕКТА: творческо-поисковый.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Для воспитателей:
Систематизация знаний воспитанников о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребёнка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Для воспитанников:
Систематизация знаний семьи о своей родословной; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Для родителей:
Понять актуальность и важность проблемы патриотического воспитания дошкольников. Сплотить родителей и детей, оставив в их сердцах самые тёплые воспоминания о работе над проектом по составлению родословной.
ЗАДАЧИ:
Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, распределении семейных обязанностей.
Создание генеалогического древа семьи.
Дать представление о понятии «род», «родители», «родословная».
Продолжать развивать познавательные способности у воспитанников, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Укреплять детско-родительские отношения.
Участниками реализации группового проекта стали педагоги старшей группы, воспитанники и их родители.
Совместно с родителями было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия педагогов и родителей.
Для достижения этих целей, наметили следующие задачи:
Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, распределении семейных обязанностей.
Создать генеалогическое древо семьи.
Дать представление о понятии «род», «родители», «родословная».
Продолжать развивать познавательные способности у воспитанников, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Укреплять детско-родительские отношения.
Корни связывают ребенка с родным домом и ближайшим окружением. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда бесед, консультаций для родителей, где они получили массу советов и рецептов по составлению родословных.
Через ролевые игры мы помогали детям проигрывать свой жизненный опыт, тем самым передавая его другим детям. На этом слайде вы видите сюжетно-ролевую игру «На пикнике».
Говоря о семейных традициях принимать гостей, проигрывали ролевые игры «Готовимся к Пасхе», «День рождения дочки»
В рамках проекта мы проводили беседу с детьми о профессиях их родителей, которая перетекла в сюжетно-ролевую игру «Больница».
В продуктивной деятельности, дети старались выразить свою любовь к близким людям, сделать им что-то приятное: «Подарок бабушке и дедушке на вербное воскресенье»
.Чтобы развить интерес к истории своей семьи, мы предложили детям нарисовать работы на темы «Мечта моей мамы», «Мечта моего папы», «Портрет моей семьи».
Для решения воспитательных задач проводили чтение художественной литературы: «Мамина дочка» В. Белова, «Косточка» К. Ушинского, «Старый дед и внучек» Л. Толстого.
Разучивали пальчиковые игры
Итогами нашего проекта стали:
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Создание «Генеалогического древа семьи»
«Вечер историй», где дети рассказывали о своих родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне или переживших ее.
Всё самое дорогое, что есть на Земле — дети. Мы призваны, чтобы помочь им разносторонне развиваться, поэтому девизом нашей работы стали стихи:
Без солнца в мире счастья не бывает,
Без детей его на свете нет.
В просторы неба птицы мира улетают,
И каждая имеет чудный цвет.
Цвета эти и в радуге небесной,
И в самоцветах маленьких, больших.
В руках храним детишек наших детство,
Пусть многогранным будет счастье их!
Изначально наш проект планировался как краткосрочный, но в процессе работы, мы с родителями так увлеклись этой темой, что решили продолжить его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....
Технология проектной деятельности в детском саду
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”....
Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...
Технология проектной деятельности в детском саду
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...
«Технология проектной деятельности в детском саду»
laquo;Технология проектной деятельности в детском саду»...