«Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_poznavatelno_volshebnaya_sol.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами поздороваемся:
Доброе утро, доброе утро!
Мы друг другу говорим
Рады встрече, рады встрече
Руки все соединим.
С добрым утром, с добрым утром!
Будем вместе мы играть
Песни петь и сказки слушать,
Танцевать и рисовать.
- Какие еще слова приветствия мы с вами знаем? (здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, добрый день, привет)
- Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются и садятся на стульчики)
Хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку:
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна.
(соль)
Педагог. Правильно, это соль. Прежде чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (ответы детей могут сопровождаться опытами-доказательствами.)
Ребята не забывайте при работе с солью необходимо соблюдать правила:
не пробовать соль на вкус
не трогать руками глаза,
соблюдать тишину
не толкать соседа во время работы
сначала посмотри, а потом повтори
выполнил и положи на место
Теперь моя очередь поделиться в вами знаниями. Но сначала мы как настоящие исследователи проведем опыт. (на среднем столе - емкости). Возьмем две емкости со льдом, одну из них «посолим» и поставим в холодильник в мороз. Через некоторое время посмотрим, что произойдет.
А пока я расскажу вам о соли. (рассказ педагога сопровождается презентацией на экране мультимедийного оборудования)
В древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.
- Как вы понимаете слово «выпаривание»?
- Вы когда-нибудь видели, как закипает чайник?
- Что выходит из носика? (пар)
- Во что превращается вода, которая кипит?
Вот также из морской воды выпаривают соль. Воду нагревают, она превращается в пар, а соль остается. Этот процесс и называется выпаривание.
Соль – это пищевой продукт, мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле – это обработанная соль, люди сделали ее пригодной для пищи, а соль, которую добывают на рудниках имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная), крупная и мелкая, морская. (1 стол с образцами, детям предлагается рассмотреть разные виды соли.)
Каменную соль добывают в глубоких рудниках (показ презентации на мультимедийном оборудовании). Как она туда попала? Все очень просто. Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. В древности, когда еще на земле не было людей, на месте этих гор был океан. А потом морская вода испарялась, а соль кристаллизировалась.
- А что это за слово «кристаллизировалась»? (Превращалась в кристаллы.)
Морская соль добывается из моря путем испарения воды под воздействие Солнца (показ презентации на мультимедийном оборудовании).
В морской соли есть полезные минеральные вещества, значит, и сама соль полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене)
Конечно это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. слишком большое ее количество может нанести вред. Поэтому все хорошо в меру.
В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались и поэтому ее называли «белым золотом». И имела она очень высокую цену. Холодильников тогда не было.
- Как люди хранили продукты? (они их засаливали)
- А как вы думаете, почему соленые продукты хранятся дольше?
Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
- А вы знаете где еще кроме пищи используют соль?
В гололед улицы посыпают солью.
-А почему, сейчас узнаем.
В начале занятия мы с вами как настоящие исследователи начали эксперимент
- Что мы сделали? (взяли две емкости со льдом, одну из них «посолили» и поставили в холодильник в мороз)
- А сейчас подумайте и скажите для чего люди в гололед посыпают дороги солью? (Педагог приносит емкость с холодильника.)
- Что произошло с водой? (лед, который был посыпан солью – растаял)
Вывод: соль растворяет лед. В гололед улицы посыпают солью.
Не только для пищи и здоровья используют соль, но и для творчества. При помощи соли можно создавать картины.
- Сейчас мы нарисуем рисунок, который будет называться «Радуга», мы с вами уже подготовили «Радугу» из соли и нам осталось ее лишь разукрасить.
- Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
(Самостоятельная работа детей. Под музыку )
Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски. (Дети рисуют на листах картона с нанесенным слоем соли на клей ПВА, используя прием примакивания. Дождаться полного высыхания.)
- Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают
Физкультминутка
Мы сидели , мы устали
Дружно все мы рисовали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
- Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.
- Посмотрите и скажите
- Каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)
- Давайте покажем наши рисунки гостям.
(Дети показывают гостям рисунки)
- Ребята, можно ли сказать про соль: Что она- волшебная? (ДА)
- Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная
Итог занятия:
- Ну, что мои юные исследователи, вам понравилось наше занятие.
- Какая бывает соль? (морская, каменная)
- Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).
- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)
- Ребята благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...