Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"
статья по окружающему миру (младшая группа)
В статье рассказывается как развить познавательную активность детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.odt | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС» (из опыта работы воспитателя)
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семёнович Выгодский.
Младший дошкольный возраст-период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё, что окружает ребёнка-вещи,принадлежащие взрослым, игрушки, растения, вода, песок и многое другое, - вызывает его исследовательский интерес, становится «проблемой для ума». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность ребёнка, расширяются его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Детское экспериментирование — важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребёнка уже с первых лет жизни. Этот вид деятельности не задаётся в прямом виде взрослым, а осуществляется ребёнком самостоятельно или посредством косвенных воздействий взрослых. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.
Познавательная активность в младшем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но, и прежде всего, в эмоциональной вовлеченности, настойчивости, удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности.
Как же развивать познавательную активность ребёнка? Это прежде всего создание условий для ознакомления с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования, организация наблюдений на прогулке и в группе, возможность самостоятельно или под наблюдением взрослого проводить опыты с песком, водой.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении
В процессе познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) ребёнок исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – маленькие «открытия» сделанные ребёнком.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: в проведении режимных моментов , на занятиях , в игровой деятельности, на прогулке.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Они проводятся как во время организованной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Например, при посадке лука была создана проблемная ситуация- «Какой выбрать ящик для посадки лука?». Детям предложили выбрать ящик: из бумаги, из пластмассы, деревянный. В результате этого опыта, дети сделали вывод, что бумага не прочная. Не секрет что младшие дошкольники обследуют предметы не только глазами и руками, но и часто пробуют на вкус. Столкнувшись с проблемой, что зимой дети часто едят снег, в группе был проведен опыт — наблюдение как снег тает и превращается в грязную водичку. После увиденного - детей желающих есть снег стало значительно меньше.
Непременным условием развития познавательной активности детей является оборудование специального уголка для игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.
Стараясь поддерживать познавательную активность ребёнка, побуждаю его к самостоятельному экспериментированию. С этой целью использую различные «загадочные» предметы: музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с различными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупу.
Исследовательский интерес ребёнка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пуская солнечных зайчиков, прикладывая магнит к игрушкам из различных материалов, освещая фонариком разные предметы).
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти игры очень полезны для установления физических закономерностей, овладения представлений об объёме, форме, изменениях веществ и познания свойств и возможностей того или иного материала.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет ребёнку сам добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература:
- «Ребёнок третьего года жизни» под редакцией С.Н. Теплюк изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016 год.
- .http://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Педагогическая статья...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Дети дошкольного возраста любознательны, им нравится наблюдать и экспериментировать. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Значит, и главной задачей педагога б...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Статья на представленную тему...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организо...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС. (из опыта работы воспитателя).
В соответствии с ФГОС ДОУ работу по ознакомлению детей с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы ...
Статья "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста младшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС (из опыта работы воспитателя)"
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность....