Открытое ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе по теме " Мое Отечество - Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе «Березка» «Мое Отечество – Россия»
Программное содержание:
Формировать у детей интерес к получению знаний о России, воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважении к культурам других народов, умении рассказывать об истории и культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства и любви к своей стране у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе «Березка» «Мое Отечество – Россия»
Программное содержание:
Формировать у детей интерес к получению знаний о России, воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважении к культурам других народов, умении рассказывать об истории и культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства и любви к своей стране у дошкольников.
Методы и приемы: показ, рассказ, объяснение, вопросы, игры, практические действия детей.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
Предварительная работа: беседы, чтение стихотворений, пословиц, поговорок, рассматривание иллюстраций.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Словарная работа: родной, русский, герб, флаг, гимн, конституция, национальности, многонациональная.
Материалы и оборудование: иллюстрации, карта России, буквы для выкладывания слова «Россия», портрет В.В. Путина, картинки с национальностями, пазлы, ноутбук, музыкальное сопровождение, мультимедийный аппарат.
Ход занятия
Начало занятия начинается с того, что дети стоят на ковре в кругу.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, и не просто гости, а учителя, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).
-Сегодня на нашем занятии мы с вами раскроем тайну одного очень важного для нас слова. Вы готовы узнать тайну? (ответы детей).
Но сначала вспомним уже знакомое слово, послушайте внимательно и вспомните его секрет – слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящее слово. Вспомнить, кого или что мы можем назвать родным (ответы детей – мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край) (передавая мяч, дети называют словосочетания).
- Какие вы молодцы. Давайте, послушаем, как это слово может звучать в стихотворении.
Аня: Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я:
«Родная мамочка моя».
- А давайте повторим нежно и ласково: «Родная мамочка моя»
Молодцы! Давайте послушаем еще одно стихотворение.
Кристина: Рано утром детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят
В уголке скучают!
Красный мяч, синий мяч,
Куклы, медвежата,
Детский сад!
Родной наш сад!
Любят все ребята.
- Вот так по-разному может звучать одно и тоже слово.
- Послушайте еще одно стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос «Что такое Родина»?
Андрей Ч: Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И березки и дороги,
По которым мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
- Вы послушали стихотворение. И так, что такое Родина? (ответы детей: Родиной мы ее зовем потому, что в ней мы родились, всё в ней для нас родное)
- А давайте посмотрим, какая она наша Родина, давайте присядем за наши столы и посмотрим презентацию про нашу Родину, нашу большую и великую страну (по оценке Федеральной службы государственной статистики на начало года население нашей страны составляло 146 780 720 (146 миллионов 780 тысяч 720) постоянных жителей, страна занимает 9 место в мире по численности населения – Китай – 1 399 483 000 (миллиард), Индия – 1 368 774 000, США – 331 427 186, Индонезия – 266 911 900, Пакистан – 215 855 198, Бразилия – 210 611 060, Нигерия – 204 117 376, Бангладеш – 169 495 503).
Вот такая замечательная презентация.
Скажите, какая она наша Родина? (ответы детей: красивая, прекрасная, любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, богатая, огромная).
- Константин Дмитриевич Ушинский говорил – «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем ее потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…»
- А теперь давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
Глазкам нужно отдохнуть, (закрыли глазки)
Нужно глубоко вздохнуть,
Глазки по кругу побегут,
Много-много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все!»
- Молодцы! Продолжим говорить о нашей Родине.
- А как называется наша Родина, наша страна, в которой мы живем? (ответы детей – Россия)
- Правильно – это Россия, у нашей страны очень красивое и звучное имя – Россия, посмотрите, как пишется это слово (на доске выкладывается слово из букв «Россия»)
- Смотрите, какое красивое имя – Россия. А вы знаете, что на территории нашей страны живут более ста национальностей – это русские, чуваши, башкиры, мордва, буряты, калмыки и многие другие (воспитатель выкладывает картинки с национальностями). Вот такая у нас многонациональная страна.
А еще про нашу страну, нашу Родину есть много пословиц, давайте вспомним некоторые из них:
На родной стороне и камешек знаком.
Каждому мила своя сторона.
Нет в мире краше Родины нашей.
У народа один дом – Родина.
Человек без родины – соловей без песни.
Всякому мила своя сторона.
- Молодцы! А как вы думаете, нужна ли человеку Родина?
- Правильно, нужна.
- А почему? (ответы детей: Родина это место, где родились, здесь родители, друзья, дом, здесь любимая родная природа, люди, которые окружают).
- Молодцы! И в продолжении нашего разговора, запомните такие слова:
Зверю – лес, поле и степи,
Рыбе – вода,
Птице – воздух,
А человеку нужна Родина!
- Родина – это наш большой и общий дом.
- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем небольшую физминутку:
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно-желтый листопад
Обсыпает всех ребят,
А по небу ходят тучи,
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты.
Вянут травы и цветы.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скуку
Будем листья собирать.
То налево посмотрели,
То направо поглядели.
Лист дубовый, клена лист,
Ты сорвать поторопись,
Низко-низко приседаем,
И листочки собираем.
Соберем большой букет
Славной осени привет.
Мы последний раз присели,
Отдохнули, посвежели,
А теперь домой идем,
Листья желтые несем.
- А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», только не забываем, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку и отвечаем полным ответом.
1. Наша страна называется… (Россия)
2. Граждане России называются… (россияне)
3. Столица России – город… (Москва)
4. Кто президент в России… (Владимир Владимирович Путин)
5. Кто выбирал президента… (российский народ)
6. Какой документ имеет гражданин России… (паспорт, свидетельство о рождении)
7. В каком документе записаны права гражданина России… (конституция РФ)
- Послушайте, пожалуйста, легенду!
«Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь обзываться – обзывайся. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, нельзя грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Государство Можно захватило половину государства нельзя. И как вы думаете, что тогда, ребята, случилось? В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. Придумали Конституцию, в государстве установился порядок, а все жители стали жить счастливо и дружно».
- И так, что же такое Конституция? (ответы детей: основной закон, те список самых главных правил, которые установили для себя граждане странны).
- Какие вы все молодцы!
- У России есть много своего особенного, того, что люди называют «русским». Давайте вспомним и скажем, про что можно сказать «русский», «русская», русские»? (русская природа, русская песня, характер, люди, душа, зима, закаты, солдаты, морозы и т.д.).
- Молодцы! Присаживаемся на свои места за столы.
- А скажите, пожалуйста, какие государственные символы вы знаете? (ответы детей: герб, флаг, гимн).
- Нашу Родину – Россию можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.
- Мы с вами знаем, что наш флаг не похож на флаги других стран.
Из каких цветов состоит полотнище нашего флага (ответы детей: Полотнище нашего флага состоит из трех цветов).
- Назовите их цвета (ответы детей: белый, синий, красный).
- Давайте вспомним, что означают эти цвета? (ответы детей: белый – мир, благородство; синий – цвет неба, верность; красный – отвагу, мужество, героизм).
- Где можно увидеть российский флаг? (ответы детей: флаг поднят на зданиях администрации и правительства, флаг вывешивают в дни праздников, флаг развивается на мачтах Российских кораблях, изображение флага мы видим на самолетах, космических кораблях, на спортивных соревнованиях, дети и взрослые с Российскими флажками ходят на праздники) (22 августа отмечается День Российского флага).
- Теперь давайте рассмотрим наш герб и попробуем его описать.
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел (орел означает силу, две головы – головы орла смотрят в разные стороны, как бы показывая, что хоть страна и большая, но она единая), корона говорит, что Россия живет своими законами, на груди орла расположен герб Москвы, он представляет собой изображение всадника в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне, он поражает золотым копьем черного змея (дракона) (означает победа добра над злом, справедливости над несправедливостью).
- Где можно встретить изображение герба? (ответы детей: на печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на государственных зданиях)
- Что такое гимн? (ответы детей: это главная песня нашей страны)
- Герб и флаг мы видим, а гимн – слышим, это мелодия торжественная и величественная, она звучит в торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных собраний, исполняется во время спортивных соревнований.
- Когда она звучит, то мы должны…. встать. (музыка Александра Васильевича Александрова, слова Сергея Владимировича Михалкова)
- Молодцы! А в закреплении сказанного, поиграем и сложим пазлы. На столах у вас лежат 2 конверта, содержимое их разное, мы с вами сейчас поработаем в парах, и соберем пазлы, и скажем, что получилось. Какая пара сложит пазлы все, тихо поднимаем руку, я подойду и проверю, а затем мы проверим на доске, что у нас с вами получилось. Приступаем.
- И еще в нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России.
Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники:
1. Дед Мороз принес подарки,
Их под елочку кладет.
Наступил веселый, яркий,
Лучший праздник… (Новый год).
2. Чтоб на всей большой Земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
День… (Защитника Отечества).
3. Если нам куда-то надо,
Путь найти поможет карта.
Если нам нужны награды,
Быстрый бег начнем со старта…
А весной мы встретить рады
Женский день… (Восьмое марта).
4. Музыка, флаги, шары и цветы,
Сколько весенней вокруг красоты!
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник… (Весны и труда).
5. Идет парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный… (День Победы).
6. 12 июня мы отмечаем день… (Рождения России).
7. 4 ноября какой будем отмечать праздник… (День народного единства – народ объединился и защитил свою Родину от врагов).
- Что вы сегодня узнали и о чем мы с вами говорили? (ответы детей: поиграли в игры подбирали к словам родной и русский слова; узнали, что такое Родина, повторили символы нашей страны, вспомнили государственные праздники, повторили национальности и т.д.)
Закончу сегодня наше занятие такими словами:
Берегите Россию, без нее нам не жить,
Берегите ее, чтобы вечно ей быть!
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой!
- В завершении занятия, вспомним песню Георгия Струве «У моей России длинные косички…».
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Для меня Россия – белые березы,
Для меня Россия – утренние росы.
Для меня Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это я с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Государственные символы России- флаг, гимн.»
Цель: Формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны (Флаг, гимн); формирование простейших географических представлений о стра...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».
Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...
Конспект открытого занятия для студентов по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Кукла умывается».
Конспект открытого занятия для студентов по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Кукла умывается»....
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе. Тема: "В окно повеяло Весною".
Конспект открытого занятия (окружающий мир) Тема: "В окно повеяло весною"...
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе. Тема: "В окно повеяло Весною".
Конспект (окружающий мир) Тема: "В окно повеяло весною"...
ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»
ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»...