Методическая тема "Познавательное развитие посредством экологического воспитания"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бледнюк Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Методическая тема:

«Познавательное развитие дошкольников,

 посредством экологического воспитания»

Бледнюк Светлана Владимировна

2018

 «Мир, окружающий ребёнка,
это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В.Сухомлинский.  

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.

- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

       

         Актуальность:

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.

                                                             

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

 Проблема развития познавательных способностей детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку познание является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Формы и методы экологической работы,

 используемые       в  воспитательно  - образовательном   процессе.

 Экологические  беседы.

Уроки доброты («Что значит быть добрым?»,  «Кто может считаться заботливым?», «Когда я был добрым по отношению к природе?»

Викторины

Экологические  акции  («Покормите птиц зимой»,   «Посади цветок»,   «Сделай скворечник»)

Лаборатория юного эколога («зона экспериментирования»).

Ведение календарей природы.

Экологические выставки и экспозиции (поделки детей из природного материала).

Экологические праздники.

Экологические игры (дидактические, имитационные игры,  моделирования экосистем)

Экологические сказки:

Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

При этом исходное звено экологического воспитания дошкольников – это система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы, разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах.



Предварительный просмотр:

План работы на 2018-2019 год

Сентябрь

Направления

        1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с детьми

Диагностика

Беседа на тему «Что нас окружает? »

Рисование ватными палочками

«Осенний лес»

Рассматривние иллюстраций «Природные явления»

Праздник «Осенний переполох»

Работа с родителями, сотрудниками

Рекомендация «Совместная работа ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Смотр-конкурс «Дары Осени»

Октябрь

Работа с детьми

Беседа на тему «Что нас окружает?» Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование ветром.

Коллективная работа из макарон «Осеннее дерево»

(макароны)

Заучивание стихотворений: И.Токмаковой  «Скворечник»,

А.Толстой «Осень»

Развлечение: «Осенняя сказка»

Конкурс «Умники и умницы»

Работа с родителями, сотрудниками

Благоустройство участка детского сада. Уборка клумб

Смотр – конкурс « Энергосбережение»

Ноябрь

Работа с детьми

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Что такое заповедник?»

Беседа на тему: «Что такое погода»

Чтение: С. Алексеев «Родная природа»,

 И. Соколов-Микитов «Весна в лесу»,

В. Бианки «Чей нос лучше?»

М. Зверев «Лесные доктора».

Презентация: «Красная книга»

Работа с родителями, сотрудниками

Информация:  «Осторожно гололед»

Рекомендация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»

Декабрь

Работа с детьми

Проект: «Зимушка - зима»

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы»

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника»,

Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»,

Е. Благинина «Улетают, улетели».

НОД «Лесные жители зимой». (Речевое развитие)

Работа с родителями, сотрудниками

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Смотр-конкурс «Новогодняя фантазия» поделки из природного и бросового материала

Январь

Работа с детьми

Д/И « Береги живое», «Что сначала, что потом»,

«Откуда пришла вода»

Изучение      свойств воздуха, снега в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Беседа- рассуждение: «Когда я был добрым по отношению к природе?»

Развлечение: «Приключения в зимнем лесу»

Работа с родителями, сотрудниками

Рекомендация «Ознакомление дошкольников с природой зимой»

ДПИ «Зимняя тарелочка» Совместная работа родителей с детьми

Февраль

Работа с детьми

Проблемная ситуация: «Почему снег грязный?»

Фотокнига: «Природа - наш дом родной».

Беседа на тему: «Безопасное поведение на водоемах зимой»

Проект: «Веселый огород»

Работа с родителями, сотрудниками

Мастерилка: «Зима в спичечном коробке»

Информация «Осторожно сосульки»

Март

Работа с детьми

Беседа «Во саду, ли в огороде»

Беседа на тему: «Весна-красна»

НОД «Весеннее дерево» (Аппликация)

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Работа с родителями, сотрудниками

Викторина с детьми и родителями «Хочу все знать»

Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»

Апрель

Работа с детьми

Беседа: «Польза комнатных растений»

Развлечение по экологии  «Праздник юных любителей природы»

Наблюдение, исследование свойств воды во время  режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Работа с родителями, сотрудниками

Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родной природе в семье»

Информация для родителей «Подвижные познавательные игры на природе»

Май

Работа с детьми

Объемная композиция: «Береги планету» (оригами)

Просмотр презентации: «Бабочки»

Беседа на тему: «Как вести себя в лесу. Правила безопасного поведения

НОД «Юный эколог»

Работа с родителями, сотрудниками

Консультация для родителей: «Пожарная безопасность. Как вести себя в лесу»

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса посредством экологического воспитания в детском саду.

    Материал Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием 2012г."Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраст...

Методические разработки из опыта работы МБДОУ д/с № 12 по реабилитации детей с ОВЗ посредством экологического воспитания. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!»

Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду компенсирующего вида № 12 г. Белгорода уже почти полвека, и за эти годы руками педагогического коллектива создан настоящ...

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя САИТОВОЙ З. Ш. (подготовительная группа)Тема: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содежится план работы по самообразованию для воспитателей по теме: "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...

Конспект НОД по познавательному развитию посредством экологического воспитания в подготовительной группе

Конспект открытого мероприятия с детьми подготовительной группы на тему свойства воды....