Проект " Русская тряпичная кукла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проектная деятельность с детьми в подготовительной группе по изучению русских кукол - оберегов и игрушек. Ознакомить детей с русскими традициями и материалами для кукол. Создание куклы своими руками в группе и совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tryapichnaya_kukla.odt | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Косиновская СОШ» группы дошкольная ступень
Проект в подготовительной группе
Тема: «Русская тряпичная кукла »
Воспитатель :
Абросимова Е.В.
Курск 2019
Продолжительность:1месяц.
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол и костюмов для них.
Задачи проекта:
- Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
- Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
- Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них.(Художественно-эстетическое развитие).
Предполагаемый результат: Выставка кукол, сделанных своими руками.
1 этап-целеполагание. Беседа с детьми на тему «Как появилась кукла»
Цель: познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять..
Дети угадывают, что это кукла. Воспитатель рассказывает детям, что в наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы отвечали за хороший урожай, защищали ребенка от злых духов и успокаивали в колыбели, или просто для добрых вестей. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.
Первую куклу девочка делала примерно в 11 лет. Воспитатель рассказала, что для того чтоб сшить такую куклу, мы должны познакомиться, с тем, как и из чего изготавливались куклы, мы прочитаем сказки, поиграем в игры, рассмотрим презентации с куклами. А итогом нашей работы будет выставка кукол, созданных своими руками. И помогут нам, конечно же наши родители.
2 этап-планирование.
1.Чтение сказки Афанасьева «Василиса- Прекрасная».
2.Беседа «Русская народная кукла».
3.Чтение стихотворения «Обереги»Эльза Попова
4.Дидактическая игра «Узнай по описанию»
5.Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
6.НОД Аппликация «Укрась народный сарафан».
7.Создание мини –музея в группе «Такие разные куклы».
8.Беседа «Наша кукла оберег».
9.Коллекционирование: тряпочки, клубочки, нитки, фурнитура для шитья для создания кукол.
10. Художественно-творческая деятельность с родителями «Кукла-кувадка, соломенная кукла и кукла колокольчик»
11.Выставка детских работ в образовательный портал.
Работа с родителями:
Консультация о проектной деятельности в детском саду.
Статьи в родительский уголок:
«Кто в куклы не играл-тот детства не узнал»
Помощь в создании мини музея «Такие разные куклы».
Подбор материала для коллекции.
Помощь в изготовлении куклы из соломы и тряпочек.
3 этап-осуществление проекта:
1.Чтение сказки Афанасьева «Василиса-прекрасная».
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам, учить осмысливать характеры персонажей; формировать представление на основе сказки о понятие кукла – оберег.
Воспитатель читает детям сказку.
Беседа по содержанию:
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
2. Беседа по иллюстрациям «Русская народная кукла.»
Цель: Познакомить детей с историей развития кукол оберегов.
Задачи:
- Формировать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества. (Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие0
- Способствовать привитию интереса детей к миру традиционной русской культуре.
- Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре. (Социально-Коммуникативное развитие).
Материал: Иллюстрации кукол, карандаши, бумага.
Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
Ход работы:
Воспитатель напоминает детям о прочитанной сказки «Василиса Прекрасная» и предлагает познакомиться с куклами –оберегами.
Воспитатель читает детям стихотворение:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Воспитатель рассказывает, что издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её» крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Воспитатель спрашивает детей какая кукла им понравилась и запомнилась и почему?
Хотели бы вы иметь таких кукол дома? А от чего бы она вас защищала?
Воспитатель предлагает придумать и нарисовать свою куклу оберег.
Дети рисуют и потом рассказывают о своих куклах.
4.Чтение стихотворения «Обереги» Эльза Попова.
Цель: Продолжать развивать интерес к истокам народного творчества, знакомить со славянскими куклами оберегами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
5.Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Задачи.
-формировать представление о славянских куклах оберегах, о их значении в жизни человека,
-учить по описанию отгадывать знакомые куклы.
Дидактический материал.
Картинки с изображением уже знакомых кукол-оберегов.
Правила:
Воспитатель читает описание кукла и для чего она предназначалась, а дети угадывали и показывали картинку.
- Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
- НОД Аппликация «Укрась народный сарафан»
Задачи:
Познакомить детей с русскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках.
Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу.
Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.
Формировать умение на силуэте платка, фартука, составлять узор из элементов русского орнамента.
Дидактический материал:
силуэт сарана, фартука, платка, пары сапог, элементы русского орнамента.
Ход работы:
Дети украшают узорами сарафан, фартук. Воспитатель помогает детям правильно расположить орнамент на сарафане и украшают сарафан рваной бумагой. Дети работают самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.
7.Создание мини –музея в группе «Такие разные куклы».
Воспитатель обращается к родителям за помощью в создании в группе мини –музея «Такие разные куклы» Куклы могут быть разными, приветствуются старинные куклы и сшитые своими руками. Воспитатель рассказывает детям об экспонатах музея, обращая внимание на выразительность образов.
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая?) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая?) – керамическая (куколка)
Дидактическая игра: « Из чего, какой?» ( Кукла)
Из глины? (глиняная )
Из соломы? ( соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? ( деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д.
Воспитатель: Когда дарят игрушки?
Предполагаемые ответы детей: На праздники.
Воспитатель: Какой праздник приближается?
Предполагаемые ответы детей: Новый год, Рождество.
Воспитатель: Давайте сделаем игрушки – обереги для своих родных.
Воспитатель показывает образец игрушки и подробно рассказывает как ее делать.
Складываем большой лоскуток втрое и перегибаем его пополам. Отрезаем ножницами нитку длиной 10 см, перевязываем ее вокруг ткани, делая голову кукле. Берем маленький лоскуток, складываем его вчетверо. Отрезаем две ниточки длиной по 6 см и перевязываем ткань с двух сторон, делая руки. Соединяем руки с туловищем. Обвязываем туловище ниткой вокруг талии, чтоб руки не выпали. Наша кукла – оберег готова.
Дети за столами делают кукол, воспитатель помогает при необходимости.
Воспитатель: Чтобы куклы принесли нам и нашим родным в Новом году добро и здоровье, защитили от бед, дружно заведём хоровод, развеселим честной народ!
Хоровод: «Зимушка снежная».
8.Беседа с детьми « Наша кукла –оберег»
Цель: Сформировать представление о том, какой будет придуманная детьми кукла-оберег, от чего она будет нас защищать, из чего сделана.
Воспитатель напоминает детям, о том, что мы очень много узнали о куклах оберегах, она спрашивает детей, хотели ли они иметь свою куклу –оберег? От чего она бы могла оберегать в нашей группе. Воспитатель рассказывает, что раньше существовала профессия – кукольницы. Они знали тайны мастерства кукол, делали их с заговорами в особых секретных условиях. На каждое важное событие в жизни человека делалась кукла.
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
- сожалению, кукольниц сейчас у же нет и многие их тайны исчезли навсегда.
Но некоторые секреты остались. И сделать самую настоящую старинную тряпичную куклу можно! Но для этого нужно придумать, какая у нас будет кукла и для чего.
Выслушивает предположения детей. Воспитатель предлагает детям сделать куклу для группы, оберег от плохого настроения. А придумать как будет называться кукла, каждый ребенок должен сам. Воспитатель с детьми обсуждают, какой будет кукла, какой материал нужен для изготовления кукол, какой костюм будет у куклы и предлагает обратиться за помощью к родителям, для создания коллекций из ткани, ниток, шерсти и всего необходимого для изготовления кукол.
9. Коллекционирование: тряпочки, клубочки, нитки, фурнитура для шитья для создания кукол.
Воспитатель обращается к родителям за помощью в подборе материала для изготовления кукол: лоскутков ткани, ниток, тесьмы, декоративного материала.
10. Художественно-творческая деятельность совместно с родителями « Кукла кувадка, соломенная кукла, кукла колокольчик»
Цель:
Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику.(Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.(Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).
Формировать уважение к традициям русского народа.
Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. .(Социально-коммуникативное развитие).
Расширять словарный запас.(речевое развитие)
Материалы:лоскутки тканей различных размеров, клубочки ниток, веревочки, тесемочки, швейная фарнитура.
4 этап-презентация проекта:
Выставка кукол-оберегов, сделанных своими руками в электронный портал.
5 этап- анализ результатов:
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве эти игрушки развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком, но все же самой памятной будет та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частицу своей души.
В процессе реализации проекта проекта, дети познакомились с историей возникновения рукотворной куклы (на примере кукол-оберегов), познакомились с технологией изготовления таких кукол. В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, он сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – на тему «Русские тряпичные куклы», для подготовительной группы.
Знакомство с видом декоративно-прикладного искусства – народной игрушкой – тряпичной куклой....
Статья на тему "Русская тряпичная кукла"
Консультация для родителей старшей группы....
Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»
Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...
Мастер-класс по русской тряпичной кукле
Очень подробное описание возникновения русской народной куклы. Виды и назначение кукол....
Знакомство детей с русскими тряпичными куклами
Кукла одна из самых интересных страниц в истории культуры. С давних времен народные мастера делали кукол. В старину кукла могла выполнять разные роли: детская забава, средства вос...
Творческий отчёт на тему "Русские тряпичные куклы. Кукла Желанница"
Формировать представления о культурных традициях русской семьи, можно через образ народной куклы. Куклы, с незапамятных времён, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили д...
Творческий ПРОЕКТ « Календарь тряпичной куклы в возрождении народных культурных традиций русского народа»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и...