Проект «Мир удивительных камней»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Радионова Анна Александровна

Все занятия по проекту «Мир удивительных камней» взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной – для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное, желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир удивительных камней проект 32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир удивительных камней»

Краткая аннотация проекта

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность:1 месяц.

Все занятия по проекту «Мир удивительных камней» взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной – для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное, желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.  

Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.    

Постановка проблемы и актуальность проекта:  

Традиционно больше внимания уделяется живой природе растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются не так часто. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.

Актуальность: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей мало знаний  об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе  познакомиться с природой родного края. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению мало знакомы.

Непосредственная образовательная деятельность, эксперименты, исследования и творчество  связанные с изучением  камнямней оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатством. В подготовительной группе образовательная деятельность переходит на новый уровень. Ребята уже многое знают и умеют: способны классифицировать объекты по различным признакам, выявлять причинно-следственные связи, имеют широкий кругозор, хорошо воспринимают информацию.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и создавать свое.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.  Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у ребенка собственной активности в познании, занимались Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Князева О.Л. и др. Внутреннюю инициативу, побуждающую к поискам нового, исследовали Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., Лисина М.И. и др. Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О.Л., Поддьякова Н.Н., Савинкова А.И.Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко, т.к. вопрос технологии организации этого процесса, изучен недостаточно. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках проекта является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми старшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта.

Цель проекта:

Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи проекта:

Обучающие  

Развивающие:  

Воспитательные:

1.Познакомить детей с природным материалом - камень.  

2.Формировать умение определять свойства и качества камня.                             
 3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
1
. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.     
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.  

1. Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.

2. Воспитывать умения работать в команде.

3. Воспитывать умения ответственность к выполнению задания.

Предмет изучения:

Предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы, изделия из камней.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Основное направление проекта:

Познавательно – исследовательское.

Формы реализации проекта:

Беседы, обобщения,  игры (дидактические, настольно печатные), рассматривание иллюстраций, картинок, открыток журналов, энциклопедий, наблюдение на прогулке за камнями, чтение художественной литературы, опыты, эксперименты.  

Предполагаемый результат:  

Для детей:

Для педагога:  

Для родителей:

Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментированияВыполнение детьми естественно - научных и творческих заданий.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду; создание презентации фотоотчет по проекту, выставка творческих работ из камня; возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.

Продукт проекта:

- Выставка камней «Камни вокруг нас»;

- изделия из камня выполненные совместно с детьми «Декупаж Камня», «Аквариум», «Новогодняя Елка»;

- создание совместно с детьми дидактических игр;

- картотеки -   «Стихи, пословицы, загадки, сказки «Мир камней», «Опыты и Эксперименты с камнями»;       

- подбор экспонатов для музея «Камни вокруг нас»;

- лэпбук «Мир Камня»

- презентации «Богатый Урал», «Камни какие они».  

Подготовительный этап:

- Изучение теоретического и практического  материала в рамках проекта.

- Составление плана проекта.

- Работа с родителями: привлечение родителей к созданию выставки.

- Проведение диагностики детей.

- Изучение материалов по теме на различных сайтах

- Подбор литературы

- Знакомство родителей с проектом.

- Пополнение уголка экспериментирования.

- Создание развивающей среды (тематические журналы, энциклопедии, коллекция камней, изделий из камня).    

- Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы,  

таблицы).      

Проведение диагностики детей    (Приложение №1)      

 Выявление первоначальных знаний детей о камнях  (Приложение №2)  

Что мы знаем о Камнях?

Что мы хотим Узнать?

Где узнать ответы на наши вопросы?

                   

Основной Этап

1 неделя    

2 неделя    

 

3 неделя

4 неделя

 

1. Наблюдение за камнями на прогулке.  

2.Социально-коммуникативное развитие -  Трудовая деятельность  - сбор и мытье камней для творческой деятельности и уголка камня

3. Познавательное развитие  - Исследовательская деятельность -  Рассмотреть камень через лупу. Что видно?  

4. Физическое развитие - Подвижные игры: «Камень, ножницы, бумага», «Царица гора».  

(Приложение №3)    

5.Позновательное развитие  - беседы с детьми  -  «Что такое горы?», «Что вы знаете о камнях», «Что у камня внутри?», «Мир камня»;

показ презентаций НОД по теме «Богатый Урал» Коммуникация:  беседа диалог

 (Приложение №4; 5)

6. Речевое развитие - чтение художественной литературы: П.Бажов «Малахитовая шкатулка».    

1. Познавательное развитие НОД на тему: «Есть такая профессия геолог»  

Приложение №6

2. Социально-коммуникативное развитие - сюжетно ролевая игра  на прогулке «Мы геологи»

 Приложение№7  

3. Речевое развитие - чтение художественной литературы Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камешки»    

 

Образ камня в рассказах, сказках, малых фольклорных формах.  (Стихи, пословицы) (Картотека стихи, пословицы, загадки, сказки «Мир камней»)      

 

5. Художественно-эстетическое развитие -

Составление панно из камней  «Новогодняя Елка»  

6. Дидактическая игра – «Найди свой камешек» Приложение №12  

1. Познавательное развитие -  беседа – диалог, рассматривание альбома, энциклопедии, иллюстрации по теме:

-  «Значение камней в жизни человека, так ли они важны»;

- «Знакомство с украшениями, постройками, памятниками, сувенирами из камней»

(Приложение №8 )  

2. Познавательное развитие НОД - опытно-экспериментальная деятельность (игровые эксперименты):  «Исследование  камня»,  игра  «Правильно - не правильно»

 (Приложение № 9)    

 

(Картотека опыты, экспериментирование -   «Исследование камня»)

3. НОД- опыты

«Выращивание кристалла»    

(Приложение №10)  

4. Физическое развитие - подвижная игра:  «Каменный Дом».   (Приложение №11)  

5. Речевое развитие - чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебренное копытце»

6. Дидактические игры «Продолжи ряд»; «Про что я говорю»  

 (Приложение №12)  

1. Социально-коммуникативное развитие - создание  дидактических игр совместно с детьми:

«Каменный сад»; «Умные камешки».  

 (Приложение № 13)    

2. Художественно-эстетическое развитие-

Декупаж камней «Птицы»; «Аквариум»    

3. Физическое развитие:  «Хождение по каменой  дорожке»     

4. Речевое развитие - чтение художественной литературы:

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».    

5. НОД «Мы коллекционеры»  (Приложение №14)    

Оформление выставки «Камни вокруг нас»


В ходе реализации проекта

- Мы успешно провели занятия;

- подготовили материал для  создания  Лэпбука;

- изделия из камня выполненные совместно с детьми «Декупаж Камня», «Аквариум», «Новогодняя Елка»;

- собрали и оформили совместно с детьми коллекцию камней;

 - создали и оформили  совместно с детьми дидактических игр - «Каменный сад»; «Умные камешки»; «Продолжи ряд».  

- подобрали экспонаты для музея «Камни вокруг нас»;  

- собрали и оформили выставку «Камни вокруг нас»;

- картотеки -   «Стихи, пословицы, загадки, сказки «Мир камней», «Опыты и Эксперименты с камнями»;       

- презентации «Богатый Урал», «Камни какие они»;

В ходе проектирования дети

- Знают, из чего состоит почва; как добывают земные богатства и где используют;

- проявляют познавательные способности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно;

- готовы к индивидуальному самовыражению;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- совершенствуют мелкую моторику рук;

- участие детей во всех видах деятельности.  

Список литературы

Интернет ресурсы

  1. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В.  Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
  2. «Юный эколог" С.Н. Николаева. Москва. Мозаика - Синтез 2002г.
  3. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе. Соответствует ФГОС, С.В. Машкова. Издательство Учитель 2015 год.
  4. «Экологические проекты в детском саду». Соответствует ФГОС.
  5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
  6. Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003. №10 -11.    
  7. Должанская Т.Ю Детская энциклопедия  - Москва: 2017
  8. Е.Снегирева Планета Земля – Москва 2016
  9. Н.В Дубровская Аппликация из камней и ракушек Москва: 2010
  10. Родной Край Урал Москва: 2000
  11. Всемирная география Москва: 2001
  12. Ю. Яровой Цветные глаза земли Москва: 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Эти удивительные камни"

Вот и начался учебный год, а вместе с ним и начался наш проект "Эти удивительные камни"Для начала мы стали оборудовать мини-музей камней, где мы собрали разные минералы, найденые в разных местах Нашей...

Проект "Эти удивительные камни"

Проект "Эти удивительные камни"...

педагогический проект "Эти удивительные камни"

Живя в стране  богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России....

Проект "Эти удивительные камни"

По доминирующему методу: проект носит исследовательский, творческий характер....

Презентация к проекту "Эти удивительные камни"

Информационно-исследовательский проект "Эти удивительные камни"Цель проекта: Создание условий для развития  познавательных и исследовательских способностей воспитанников....

Проект "Мир удивительных камней"

В рамках проекта "Мир удивительных камней" сделали с ребятами из соленого теста макет гор, раскрасили их и сделали сенсорную коробку....