педагогический проект "Эти удивительные камни"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Парфенова Елена Николаевна

Живя в стране  богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Эти удивительные камни».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,  речевое развитие.

Педагогические технологии: метод проекта, исследовательские методы, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, мнематехника, метод моделирования, игровые методы, обучение в сотрудничестве.

Вид проекта: Групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Продолжительность  с май по ноябрь 2016г.

Участники проекта: Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели.

 

Актуальность проекта

Живя в стране  богатом полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Ребенок  учится познавать  окружающий мир ориентироваться в явлениях природы, предметах, созданных руками человека.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.  
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них   любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатством.

Целью проекта явилось: Создание условий для развития  познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи проекта:

1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.

Предполагаемый результат проекта:

У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.
*Имеют представления о том,  как добывают камни и как их используют, какими
полезными ископаемыми богата Россия.
*Проявляют познавательные способности: демонстрируют  предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
*Воплощают идеи в творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

1 этап

С чего все начиналось…

Нам в группу родители принесли коллекцию камней и у детей сразу возникли вопросы. Как называются камни, откуда они??? Это и послужило началом проекта. Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о камнях? Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на вопросы?  

Что мы знаем о камнях?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

*Камни твердые, а еще они разные.

* Из них делают дома, дворцы, мосты и для опытов.

*Из них делают браслеты, бусы и берут для изучения.

*Бывают каменные дороги и стены.

*Из них делают колонны, серьги.

* Я знаю мрамор, из него бывают ступеньки и чаша. Я видела в музеи.

* Я знаю гранит. Он есть у меня дома.

* У меня дома есть каменная фигурка.

*Почему камни бывают красивые и блестящие?

*Как из них делают драгоценности?

*Какие бывают камни?

*Как появились камни?

*Как из камней получают украшения?

*Почему камни такие разные?

Откуда взялись камни?

Почему камни такие разные?

Спрошу у мамы и папы.

*Расскажет воспитатель.

*Нужно посмотреть в книжке.

*Есть все в компьютере.

*Посмотреть в журнале.

*Найти картинки про камни.

 Спланирована дальнейшая работа по проекту:

*Информирование  родителей о предстоящей деятельности.

*Проведен опрос и оказалось, что они тоже не могут ответить на вопросы без предварительной подготовки. (опрос)

*Подборка  информации о камнях, демонстрационный материал и экспонаты для

мини-музея.

2 этап

1.Совместная деятельность  взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Познавательное развитие

*Проведение опытов с камнями на :«определение цвета и формы»,  «определение размера»,   «определение характера  поверхности»,  веса, температуры, прочности.

*Составление мнемотаблицы о свойствах камней.

*Беседы на тему:   «Откуда берутся камни?»,  «Как человек использует камни», «Где находятся самые высокие горы», Где можно встретить у нас в городе мрамор и гранит»

*Рассматривание карт России и мира.

*Изготовление макета поверхности Земли.

*Изготовление макета вулкана.

Речевое развитие

*Составление  с детьми творческих рассказов: «История одного камня», «Что у нас под ногами».

* Составление словесных описаний камней: «Угадай, какой я камень спрятала?»  «Мой волшебный камень».

*Создание альбома с авторскими рассказами детей и стихами родителей.

*Чтение художественной литературы: сказки П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», стихи о камнях.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце»,  «Хозяйка медной горы», «В гостях у гномов».

Художественно - эстетическое  развитие

*Дети приняли участие в выставки «Разноцветные камни в картине»

* Рисование: «Узоры на камушках», « Мой волшебный камень», «Моя любимая сказка

П. Бажова»

*Лепка: «Макет вулкана»

*Ручной труд: поделки из камней

 Социально- коммуникативное развитие

Дидактические игры «Сложи узор из камушек», «Четвертый лишний», «Назови по описанию», «Отыщи такой же камень»,  «Узнай на ощупь»,

*Настольно-печатные игры: 

*Сюжетно-ролевые игры:  «Мы  геологи», «Путешествие  за кладом», «Ювелирный магазин»,  «В гости к гномам»,

*Большое внимание уделяли правилам безопасного поведения в нашей  лаборатории.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы»,  «Найди свой камень»

Работа с родителями:

Оформление  альбома для родителей: «Как подобрать для себя камень»,

Проведение консультации  «Использование камней в жизни человека».

Разработали маршруты выходного дня для родителей: посещение родителей и детей музея Эрмитаж – Малахитовый зал, выставочное отделение «Мир камня».

 Рекомендовали родителям изготовить вместе с детьми книжки-малышки

3 этап стал для нас заключительным

*Создали тематический альбом «Вот такие камни»
*Провели викторину «Что мы знаем об удивительных камнях»
*Изготовили макет поверхности Земли.
*Оформили мини-музей «Удивительные камни»

* Сделали презентацию «Эти удивительные камни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "удивительные камни"

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

Удивительные камни

Данное  занятие  разработано  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Содержит  интересную  экспериментальную деятельность  с  детьми, художествен...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

«Мир удивительных камней».

Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....

Педагогический проект для старших дошкольников «Удивительные камни»

Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Камни – д...