Конспект СД с детьми по кружковой работе «Лаборатория неживой природы» Тема: «Свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кохарова Елена Михайловна

 Тема: «Свойства воздуха»

Возрастная группа: старшая

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, через организацию совместной деятельности.

 Ведущая образовательная  область: познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект СД "Свойства воздуха"23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Совместной  деятельности с детьми по кружковой работе

 «Лаборатория неживой природы»

 Тема: «Свойства воздуха»

Возрастная группа: старшая

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, через организацию совместной деятельности.

 Ведущая образовательная  область: познавательное развитие.

Задачи:

  • Образовательные: Расширять знания детей о воздухе и его свойствах Закреплять навыки проведения  опытов

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

  • Развивающие: Продолжать развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, внимание, интерес к познавательной деятельности, развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру

  • Коррекционные: Формировать прослеживающую функцию глаза, фиксацию взора на движущемся объекте.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за движением воздуха -ветром (деревья качаются, облачка по небу летят).

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникационная, двигательная.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Приемы и методы:

Образовательные:расширять знания детей о воздухе, его свойствах. Закреплять навыки проведения опытов. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

Развивающие: Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Наблюдательность, внимание, интерес к познавательной деятельности.

Наглядные: карточки-схемы, мыльные пузыри.

Словесные : рассказ воспитателя, стимулирование детских вопросов, вопросы к детям, высказывания детей, беседа, выводы, художественное слово.

Игровые : сюрпризный момент, игровая ситуация.

Практические: Эксперименты с воздухом

Здоровьесберегающие : гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, рефлексия.

Воспитательные: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, эксперименты, прозрачный, невидимый.

Оборудование и материалы:  

  • полиэтиленовые пакеты
  • Стаканы с прозрачной водой
  • Трубочки пластмассовые
  • Веера
  • Халаты
  • Ковер самолет
  • Воздушные шарики
  • Карточки- помощники

  • Аудиозапись  «Где водятся волшебники? »

Ход занятия

Организационный момент.

Все в сборе, взрослые и дети, мы можем начинать,  но сначала нужно здравствуйте сказать. Давайте  поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня.

Гимнастика для глаз

Ребята встаньте передо мной, расправьте плечи, спина прямая. Работают только глаза, моргаем на каждое слово.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

Смотрит вниз

Вот уселась на карниз – посмотрите на кончик носа,

А потом свалилась вниз  - зажмурьте глаза.

Сюрпризный момент.

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес посылку для вас, а откуда мы сейчас посмотрим (читаю   - страна Почемучек).

Ребята, давайте ее откроем, что нам прислали? (открываем – пусто)

Посмотрите, а вот на крышке прикреплена какая-то открытка с загадкой.

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас!

- Что это?  (О. д. – воздух).

Что же нам прислали из страны почемучек?

(Ответы детей.)

Вы знаете, что человек, не может прожить без еды 5 недель, без воды 5 дней, без воздуха – не больше 5 минут. А каким воздухом полезно дышать? (ответы детей) – чистым.

Где можно найти чистый свежий воздух? (О.д.)

В лесу, в горах, в хорошо проветриваемом помещении.

Кому нужен воздух? (о.д. правильно, всему живому). И сегодня, чтобы по больше узнать о воздухе, мы совершим путешествие в страну «Почемучек».

А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (о.д.)

А сказочный транспорт вы знаете? Садитесь на наш ковер – самолет. Закройте глаза. Мы летим ( под нами высокие горы, пролетаем города, море) ( звучит музыка. Открываем глаза.

Мы оказались с вами в самой настоящей  научной лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория? (о.д.-правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль заведующей лаборатории. А вы будете научными сотрудниками. Давайте, оденем белые халаты.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило 1. Ничего на столах не трогать без разрешения заведующей  лабораторией.

Правило 2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило 3. Содержание сосудов, не пробовать на вкус.

Ребята давайте познакомимся с воздухом поближе и узнаем его свойства.

Эксперимент№1. Свойство воздуха не видим, прозрачный.

Возьмите со стола целлофановые  пакеты. Посмотрите. Что в нем? (пусто) – Да, он пустой его можно сложить несколько раз. Теперь мы закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (действительно, он стал полым). Воздух занял все место в пакете.  Какой воздух? Он имеет цвет? Мы можем его увидеть? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Какой вывод мы можем сделать о свойстве воздуха? Давайте отметим на доске карточкой свойство воздуха. «Воздух не имеет цвета».

Эксперимент№2 Свойство воздуха – он вокруг нас.

Садитесь за столы, возьмите трубочки, опустите один конец трубочки в стакан с водой, а в другой подуйте, не сильно. Что вы увидели? Пузырьки воздуха. Как они там оказались? В стакане же только вода была. Пузырьки это воздух, которым мы дышим.  Где воздух? Он везде. В доме, на улице. Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте пальчиками нос, а ладошкой другой руки рот и не дышите. Правда очень трудно, нестерпимо. Хочется убрать ладошку и глотнуть воздуха. Без воздуха на земле не может обойтись все живое. Давайте поставим карточку помощницу воздух вокруг нас.

Эксперимент№3 Свойство воздуха – не имеет вкуса и запаха.

А если вдохнуть воздух ртом, мы узнаем какой у него вкус? У чистого воздуха нет вкуса. Вдохните воздух носом. Какой у него запах? ( у него нет запаха) Поставим карточки помощницы, воздух не имеет вкуса ( конфета перечеркнутая) и не имеет запаха (ромашка перечеркнутая)

Дыхательная гимнастика

Очень весело играем

Нюхать воздух начинаем

Чем же пахнет? Не понять.

Нужно носиком вдыхать.

Выдох- вдох, выдох-вдох.

Чудо воздух – ох –ох –ох!

Эксперимент№4 Свойство воздуха – может двигаться

 Ребята, а давайте узнаем можно ли почувствовать воздух? Для этого нужно привести воздух в движение. Хотите почувствовать, как движется воздух? Возьмите веера из бумаги и помашите ими у лица. Что чувствуете? А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете (ответы детей). Ветер – это движение воздуха. Давайте поставим карточку, что воздух может двигаться.

Динамическая  пауза.

Ребята, оказывается в воздух еще можно поиграть. А помогут в этом мыльные пузыри! В этих баночках находится мыльная пена. Что нам поможет их надуть? Воздух. Вы их руками не ловите, а глазками за ними следите. Выберите каждый себе пузырь и проследите за ним глазами.

Экперимент№ 4  Свойство воздуха -  у воздуха нет формы.

Давайте, узнаем имеет ли форму воздух?. Посмотрите, (показываю детям пустой стакан) как вы думаете, этот стакан пустой? (переворачиваю). А давайте проверим? Переворачиваем стакан и опускаем его в чашку с водой. Вода в стакане есть или нет? Почему в стакане не оказалось воды? Что не пустило воду в стакан (ответы детей). Вода не могла зайти в стакан, потому что там был воздух. Какую форму принял воздух? Давайте убедимся, что воздух не имеет формы. Возьмите шарики попробуйте их надуть. Видите у одного он маленький, у другого большой. Воздух принимает форму того предмета, в котором он находится. Так мы с вами выяснили, воздух не имеет формы.

Выводы.

Ребята, вам понравились опыты про воздух? А какой опыт вам понравился больше всего? Какие свойства воздуха мы узнали? Посмотрите на  наши карточки помощницы и расскажите, о каких свойствах воздуха мы с вами сегодня узнали?  На память о нашем путешествии я хочу вам подарить мыльные пузыри. И  теперь, вы сможете своим родителям, друзьям  рассказать с помощью чего мы надуваем мыльные пузыри и вспомните наше путешествие, надеюсь, оно было для вас интересным и вы многое узнали о воздухе.

Рефлексия. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, давайте снимем халаты. Садитесь на ковер-самолет, закройте глаза (играет музыка). Ребята, открывайте глаза, вставайте, мы вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Познавательно - исследовательская деятельность по экологии старший дошкольный возраст (неживая природа). Тема: "Царица - Водица".

Исследовательская, поисковая активность детей старшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи. Именно эта активность лежит в основе появле...

Исследовательский проект по естествознанию (неживая природа). Тема: "Небесные тела, влияющие на Землю".

Исследовательский проект по ознакомлению старших дошкольников с небесными телами- Солнцем  и Луной. Применение солнечной энергии на Земле, влияние приливов на нашу планету. Понятие времени- сутки...

План кружковой работы "Лаборатория Почемучек"

Данный материал представляет годовой план занятий с дошкольниками по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности....

Номинация «Естественнонаучная» (живая и неживая природа) тема работы «Воздух вокруг нас»

Номинация «Естественнонаучная» (живая и неживая природа) .Тема работы «Воздух вокруг нас»Оглавление1.Введение2.Основная часть1.Информация по теме.3. Практическая часть1. Экспер...

Кружковая работа "Лаборатория юного исследователя"

Фотоотчет "Кружковая работа в средней группе «Лаборатории юного исследователя»"...

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»

Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...