ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гиберт Екатерина Владимировна








Конспект организованной образовательной деятельности
                            Тема: «Золотая осень»



               





Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно – образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Золотая осень»

Цель: - формировать элементарные экологические представления.

Образовательные задачи:
- расширять представления детей о характерных признаках осени
-  учить самостоятельно, находить их, устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;
-  продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.
Развивающие:
- развивать связную речь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- развивать наблюдательность, любознательность;
-развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Материалы и оборудование: «Времена года» П.И. Чайковского, мультимедийное оборудование, презентация, осенние листья березы, клена, дуба, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  «Времена года», наблюдение во время прогулки, рассматривание деревьев, листьев, чтение литературных произведений об осени, художественное творчество.
                                                      Ход  деятельности
Педагог:- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать,  о каком времени года пойдет речь. (Рассказ читается под музыку Чайковского из сборника «Времена года»)
Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»
В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям.
Педагог: - О каком времени года идет речь?
Дети: - Осень.
 Педагог: - Как вы догадались?
Ответы детей.
Педагог: - Ребята, что изменилось с приходом осени?
Показ детям иллюстрации с изображением леса летом и осенью. Рассуждения детей. 
Педагог: - Ребята как вы думаете, почему эта осенняя пора называется «золотая осень»?
Ответы детей.
Педагог: - Давайте рассмотрим осенние листья (листья  разложены на полу). Волшебница - осень раскрасила каждый листик в свой цвет.
Педагог: - Отгадайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. 
Педагог: - Ребята, найдите листья березы. Как они называются?
Дети: - Березовые.
Педагог: - Какого они цвета?
 Дети: - Желтые, зеленые.
Педагог: - Любит наш народ русскую красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул можно сделать и скрипку. А вот и  нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена.
Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый, после высыхания, не ломается. (Показать детям заранее высушенный березовый прут.)  Лес, где растут  березы называют березовой рощей.
Педагог: - Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! 
Педагог:  - Найдите листья дуба. Как они  называются?
Дети: - Дубовые.
  Педагог: - Какой они формы? какого цвета?
Ответы детей.
Педагог: - Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Сейчас дубрав стало меньше.  Древесина из дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. В старину из дубов выдалбливали лодки.
Педагог: - Ребята, послушайте следующую загадку:
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это...
Педагог: - Найдите листья клена. Как называются?
Дети: - Кленовые.
Педагог: -  Какой они формы, на что похожи?
Ответы детей.
Педагог: - Кленовые листья самые красивые осенью. Посмотрите, как красиво их разукрасила осень. (Полюбоваться с детьми  разнообразным окрасом кленовых листьев.)
Педагог: - А вот еще одна загадка:
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце?
Педагог: - Найдите листья рябины. Как называются?
Дети: - Рябиновые.
Педагог: - Посмотрите внимательно на лист рябины – как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят.
Физминутка «Листопад»
 Педагог: - А сейчас поиграем в «Листопад». Мы превратимся в осенние листочки. Возьмите в руки листочки. Каждый выберет,  каким листочком он хочет стать. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыкальное сопровождение)
Мы листики осенние,
На веточках сидим,
Дунул ветер, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял –
Завертел нас, закружил
И на землю опустил.
Педагог: - Ребята, помните мы ходили  с вами на экскурсию в парк. Там  мы видели много разных деревьев.   У деревьев есть плоды. Сейчас мы их рассмотрим.
(Дети подходят к столу, на котором лежат плоды различных деревьев.)
Педагог: - Найдите плоды дуба, рябины.    
А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы.
Педагог: - Мы уже говорили о том, что все растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т.е. их становится много.
Педагог: - Ребята, а как это происходит?  Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.
 Педагог: - Для чего необходимы деревья?     Ответы детей.
Педагог: -  Деревья приносят пользу людям?    Ответы детей.
Педагог: - Конечно, ведь деревья очищают воздух. В городе  и в нашей станице люди сажают много молодых деревцев, которые вырастут и будут очищать грязный  воздух. Поэтому к деревьям и кустарникам нужно относиться бережно, ведь они очень помогают нам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ581.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

                            Тема: «Золотая осень» (с применением ИКТ)

               

                                                         

                               

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно – образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Золотая осень»

Цель: - формировать элементарные экологические представления.

Образовательные задачи:

- расширять представления детей о характерных признаках осени

-  учить самостоятельно, находить их, устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода;

-  продолжать учить различать некоторые лиственные деревья.

Развивающие: 

- развивать связную речь, упражнять в согласовании существительных с прилагательными;

- развивать наблюдательность, любознательность;

-развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Материалы и оборудование: «Времена года» П.И. Чайковского, мультимедийное оборудование, презентация, осенние листья березы, клена, дуба, рябины; плоды деревьев: крылатки клена, сережки березы, желуди, ягоды рябины, высушенные березовые прутики.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций  «Времена года», наблюдение во время прогулки, рассматривание деревьев, листьев, чтение литературных произведений об осени, художественное творчество.

                                                      Ход  деятельности

Педагог:- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте отгадать,  о каком времени года пойдет речь. (Рассказ читается под музыку Чайковского из сборника «Времена года»)

Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»

В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям.

Педагог: - О каком времени года идет речь?

Дети: - Осень.

 Педагог: - Как вы догадались?

Ответы детей.

Педагог: - Ребята, что изменилось с приходом осени?

Показ детям иллюстрации с изображением леса летом и осенью. Рассуждения детей.  

Педагог: - Ребята как вы думаете, почему эта осенняя пора называется «золотая осень»?

Ответы детей.

Педагог: - Давайте рассмотрим осенние листья (листья  разложены на полу). Волшебница - осень раскрасила каждый листик в свой цвет.

Педагог: - Отгадайте загадку:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.  

Педагог: - Ребята, найдите листья березы. Как они называются?

Дети: - Березовые.

Педагог: - Какого они цвета?

 Дети: - Желтые, зеленые.

Педагог: - Любит наш народ русскую красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Много в лесу деревьев, и кажется, что из всякого и стул можно сделать и скрипку. А вот и  нет! Каждое дерево особенно, его древесина для конкретного дела предназначена.

Из березы, например, делают прочную мебель, лыжи. Из прутьев ее – метлы. Прут березовый, после высыхания, не ломается. (Показать детям заранее высушенный березовый прут.)  Лес, где растут  березы называют березовой рощей.

Педагог: - Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем!  

Педагог:  - Найдите листья дуба. Как они  называются?

Дети: - Дубовые.

  Педагог: - Какой они формы? какого цвета?

Ответы детей.

Педагог: - Живет дуб очень долго, больше 2000 лет. Сохранились дубы, которые росли еще тогда, когда и Москвы не было. Когда-то дубов было много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Сейчас дубрав стало меньше.  Древесина из дуба очень прочная. Дубовая мебель живет столетиями. В старину из дубов выдалбливали лодки.

Педагог: - Ребята, послушайте следующую загадку:

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... 

Педагог: - Найдите листья клена. Как называются?

Дети: - Кленовые.

Педагог: -  Какой они формы, на что похожи?

Ответы детей.

Педагог: - Кленовые листья самые красивые осенью. Посмотрите, как красиво их разукрасила осень. (Полюбоваться с детьми  разнообразным окрасом кленовых листьев.)

Педагог: - А вот еще одна загадка:

В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце?

Педагог: - Найдите листья рябины. Как называются?

Дети: - Рябиновые.

Педагог: - Посмотрите внимательно на лист рябины – как будто много маленьких листиков на одной веточке сидят.

Физминутка «Листопад»

 Педагог: - А сейчас поиграем в «Листопад». Мы превратимся в осенние листочки. Возьмите в руки листочки. Каждый выберет,  каким листочком он хочет стать. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом под музыкальное сопровождение)

Мы листики осенние,

На веточках сидим,

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял –

Завертел нас, закружил

И на землю опустил.

Педагог: - Ребята, помните мы ходили  с вами на экскурсию в парк. Там  мы видели много разных деревьев.   У деревьев есть плоды. Сейчас мы их рассмотрим.

(Дети подходят к столу, на котором лежат плоды различных деревьев.)

Педагог: - Найдите плоды дуба, рябины.  

А вот это (показать детям крылатку клена, сережки березы) – плоды клена и березы.

Педагог: - Мы уже говорили о том, что все растения живые. Они дышат, питаются, растут, размножаются, т.е. их становится много.

Педагог: - Ребята, а как это происходит?  Давайте рассмотрим плоды и раскроем их. Внутри каждого – семена. Они попадают в землю и, если в этом месте для семени хватит солнца, влаги, то из него вырастет молодое дерево, с такими же листьями, как у взрослого дерева, с которого упали семена.

 Педагог: - Для чего необходимы деревья?     Ответы детей.

Педагог: -  Деревья приносят пользу людям?    Ответы детей.

Педагог: - Конечно, ведь деревья очищают воздух. В городе  и в нашей станице люди сажают много молодых деревцев, которые вырастут и будут очищать грязный  воздух. Поэтому к деревьям и кустарникам нужно относиться бережно, ведь они очень помогают нам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень».

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи: Обра...