Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день защиты слонов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "Всемирный день защиты слонов".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всемирный день защиты слонов
Образовательная область: познавательное развитие.
Описание: конспект подготовлен в рамках проекта «Природа – наш дом» и приурочен к экологическому празднику «Всемирный день защиты слонов».
Цели: знакомство с двумя видами слонов, живущих на нашей планете, а также с причиной сокращения их численности.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с видами слонов, обитающих на нашей планете; способствовать умению различать африканского и индийского слона; содействовать развитию понимания угрозы исчезновения этих животных.
Развивающие: поддерживать развитие интереса детей к изучению животного мира нашей планеты.
Воспитательные: воспитание экологического мировоззрения, коммуникабельности и любознательности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: «Слон» Г. Снегирёва, «Про слона» Б. Житкова; просмотр видео «Жизнь слонов»; беседа «Какой он, слон?».
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, дидактическая игра, использование художественной литературы и мультимедийной техники.
Материалы и оборудование: мультимедийное устройство, картинки формата А4 с изображениями индийского и африканского слонов.
Структура НОД:
1.Вводная часть – 5 минут
а. Приветствие на ковре «Здравствуй, Небо…»;
б. Загадывание загадки;
в. Сообщение темы занятия.
2.Основная часть – 20 минут
а. Общие сведения о празднике;
б. Пальчиковая гимнастика «Слон решил считать до ста»;
в. Физкультминутка «В зоопарке ходит слон»;
г. Познавательный рассказ-сравнение африканского и индийского слонов;
д. Складывание пазлов.
3.Заключительная часть – 5 минут
а. Ответы на вопросы
Ход занятия
1.Вводная часть
Приветствие «Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети с воспитателем сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
Здравствуйте, мои друзья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.)
Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, необходимо отгадать загадку.
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это...
Дети: - Слон!
Воспитатель: - Верно – слон. Тема занятия выбрана неспроста, ведь именно сегодня 22 сентября мир отмечает «Всемирный день защиты слонов».
Данный праздник был установлен по инициативе экологов и природоохранных организаций. Цель праздника – обратить внимание людей на беды слонов, на необходимость поддержки и защиты этих животных. Оказывается, и такие крупные животные как слоны, нуждаются в защите, а главная их угроза – человек.
2.Основная часть
Воспитатель: - Слоны – самые крупные из сухопутных млекопитающих на планете. Это умные и высокоорганизованные животные, единственные, дожившие до наших дней, представители древней группы хоботных, ранее населявшей большую часть суши. В настоящее время в природе слоны обитают в тропических лесах и саваннах Юго-Восточной Азии и Африки.
С древних времен слоны почитаются многими народами мира, во многих культурах они являются символом власти и величия правителей, мудрости и спокойствия, доброты и благополучия.
Немалую роль играли они в жизни людей. Известно, что слоны в древности участвовали в военных походах и сражениях, помогали в строительстве и транспортировке грузов, были незаменимыми помощниками крестьян.
Однако, именно человек является главным врагом слона. Ведь основные причины сокращения численности этих животных – охота на них людей ради бивней и мяса, истребление из-за причиняемого ущерба посевам, вырубка лесов – естественной среды обитания слонов, да и вообще ухудшение экологии. Несмотря на то, что во многих странах мира убийство слона очень строго наказуемо, и для их охраны созданы заповедные и природоохранные зоны, проблема всё равно остаётся. И даже зоопарки не являются решением проблемы. Ведь они далеко не везде комфортабельны, и не везде за слонами идёт соответствующий уход и доброе отношение. Но, прежде всего, в неволе слоны практически не размножаются, да и срок их жизни сокращается в разы (средняя продолжительность жизни на воле составляет 60-70 лет)
-Как вы считаете ребята, правильно поступили экологи что обратили внимание людей на проблему слонов?
Дети: - Да, конечно правильно!
Воспитатель: - Чтобы немного отдохнуть, давайте поиграем.
«Слон решил считать до ста»
Слон решил считать до ста. (Сжимают-разжимают пальцы на обеих руках одновременно.)
Да, задача непроста! (Пожимают плечами, руки опущены вниз, пальцы растопырены.)
Съел сначала, для разминки,
Десять яблок из корзинки,
Двадцать бубликов с корицей
И баранок с маком тридцать,
Сорок вафель шоколадных,
Пятьдесят лепёшек мятных,
Шестьдесят сухих галет,
Ровно семьдесят конфет,
После - восемьдесят плюшек,
Девяносто штук ватрушек,
Сто бананов.
Кончен счёт.
Эх, не лопнул бы живот!
Под конец слону особо
Тяжело далась учёба.
(Поочерёдно загибают пальцы сначала на правой, а затем на левой руке.)
(Хлопок в ладони.)
(Поглаживают себя по животу.)
(Вздыхая, проводят тыльной стороной ладони правой руки по лбу.)
Физкультминутка «В зоопарке ходит слон»
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (наклоны головы в стороны)
Головой своей кивает, (наклоны головы вперед)
Будто в гости приглашает. (голову прямо)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (наклоны вперёд, назад)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад.(подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (дети садятся)
Воспитатель: - Скажите, а как вы можете отличить в зоопарке или в цирке какой перед вами стоит слон?
Дети: - Прочитать на табличке или афише.
Воспитатель: - Да, табличка в этом деле хороший помощник, но всё же ребята, давайте поговорим о том, чем отличается африканский слон от слона индийского. (Словесный сравнительный анализ сопровождается сравнением характерных особенностей животных на изображение)
Сложно поверить, но 2 представителя из слоновьего семейства – африканский слон и его собрат – индийский слон, имеют столь явные различия, что биологи даже приписали этих животных к различным видам. Много различий наблюдается даже в их внешнем виде – каждому они бросаются в глаза, даже если посмотреть только на снимки этих слонов.
Отличие в размерах
Всем известно, что на нашей планете нет сухопутного обитателя крупнее, чем слон. Африканский слон превышает размерами своего индийского (азиатского) сородича, то есть является самым большим млекопитающим на суше. Высота африканского слона на уровне плеч может достигать целых 4 метров! А длина туловища – от 6 до 7 метров, иногда чуть больше. Масса тела этого гиганта – до 7000 кг. Азиатский слон поменьше – он вырастает до 3 м высотой, до 6 с небольшим, метров в длину, вес его редко превышает 5000 кг.
Отличие в форме ушей
Разную форму и длину имеют слоновьи уши. Африканский слон – обладатель больших, удлиненных органов слуха закругленной формы напоминающие континент Африка. У азиатского уши поменьше, более вытянуты к земле, заостренные.
Отличие в бивнях
Не только самец, но и самка африканского слона обладает роскошными бивнями. Самки азиатских слонов бивней лишены вовсе, а иногда их нет и у самцов (жители Индии назвали этих слонов “махна”). Бивень слона из Африки очень длинный (до 3,5 метра) и сильно изогнут. Бивень азиатского слона короче и почти прямой.
Поверхность тела
Кожа слона из Африки покрыта большим количеством морщинок. Поверхность тела азиатского слона покрыта небольшими волосками. В цвете кожи тоже есть отличия – азиатский слон темнее (темно-серый, бурый), африканский – серый с небольшим коричневым оттенком.
Очертание тела
Слоны не похожи между собой даже очертаниями тела – слон из Африки имеет спину прямую, иногда немного вогнутую. Спина азиатского слона явно выпуклая. Конечности слона из Индии потолще и покороче, поэтому он смотрится более грузным. Длинные ноги нужны африканскому слону – он ест только листву деревьев, за которой тянется высоко. Его собрат из Индии ест и некоторую пищу с земли, а не только листья и ветки с дерева. Несмотря на явное отличие конечностей оба вида отлично плавают.
Отличие между слонами в хоботах
Хоботы этих животных так же устроены по-разному – на них есть отростки, по форме напоминающие пальцы. Только на хоботе африканского слона их 2, а у азиатского только 1.
Отличие в поведении
Гиганты отличаются и своим нравом – индийский слон более дружелюбен при общении с людьми, их несложно сделать ручными. Жители азиатских именно этих слонов используют для различной тяжелой физической работы – при перевозке крупногабаритных вещей, например. Публику в цирке развлекают так же эти слоны. Слон из Африки намного чаще проявляет агрессию и нужно сильно постараться, чтобы сделать его ручным, хотя сделать домашними их возможно. Все представители слоновых живут стадами. Азиатские слоны собираются в группу в 15-20 особей, во главе, как правило, стоит пожилая самка. Стада африканских слонов в некоторое время могли включать до 400 особей. К сожалению, численность всех слонов сильно сокращается, в наши дни эти животные находятся под охраной Красной книги.
- Перед тем как закончить, предлагаю вам собрать пазлы с изображением слонов. (Дети делятся на команды. Каждой команде предлагается сложить заранее разрезанную картинку с изображением африканского либо индийского слона.)
3.Заключительная часть
Воспитатель: - Слоны - самые огромные наземные обитатели планеты. Ребята, скажите:
1. Сколько видов слонов существует в настоящее время?
- Два вида
2. Назовите эти виды
- Африканский и индийский
3. Назовите четыре отличия африканского слона от индийского?
- Отличия африканского слона от индийского: африканский слон больше по размерам, чем индийский. У африканского слона уши большие и напоминают континент – Африку, а у индийского слона уши маленькие. У африканского слона спина выгнутая, а у индийского выпуклая. На конце хобота у африканского слона есть два отростка – «пальца», а у индийского – только один.
4. Какова продолжительность жизни африканского слона?
- до 70 лет
5. Когда во всем мире отмечается день слона?
- 22 сентября
7. Считается, что слоны обладают большим набором поведений и умений. Они испытывают печаль, переживают, скучают, помогают сородичам, а также имеют некоторые способности к занятиям музыкой и рисованием. А всё потому, что у африканского слона самый большой как вы думаете что?
- мозг
8. Слоны не могут бегать. У них два вида походки: ходьба и быстрая ходьба, что равняется бегу. Зато замечательно могут делать это…
- плавать
Воспитатель:- Молодцы, ребята! А давайте теперь с вами перечислим и запомним причины, по которым слоны оказались в Красной книге и защищаются законами в странах, где обитают.
1. Браконьерство.
2. Сокращение среды обитания африканских и азиатских слонов
3.Существует ещё одна опасность для слонов — это слоновья чума, хотя к концу 20 в и началу 21 в слоны стали меньше болеть, но если животное не доедает и ослаблено, у него больше шансов погибнуть от чумы.
Мировое сообщество многое делает для того, чтобы уберечь слонов от истребления. Чтобы защитить их от вымирания, надо бороться с браконьерством и незаконной торговлей слоновой костью, не сокращать естественную среду обитания слонов, точно знать количество слонов, чтобы следить за их передвижением и состоянием здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе " День космонавтики в детском саду"
Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне, созвездиях....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день журавля"
Журавли одни из самых статных птиц, обитающих на нашей планете. Именно защите птиц, которые занесены в красную книгу, но чья популяция постоянно снижается из-за различных факторов, и посвящён этот эко...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Всемирный день мониторинга качества воды"
Всемирный день мониторинга качества воды отмечается во всем мире 18 сентября. Этот день был учрежден в 2003 году. Данный праздник стал глобальной информационно-образовательной программой, направленной...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "День защиты животных (4 октября)"
Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "День защиты животных"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Международный день снежного барса"
Конспект подготовлен в рамках проекта "Природа - наш дом" и приурочен к экологическому празднику "Международный день снежного барса"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «12 апреля - День Космонавтики»
уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "День народного единства!"
ель: Приобщение детей к истории России Задачи:Обучающие:Дать детям знания о событиях происхождение 400 лет назад (восстания против поляков) Совершенствовать все стороны речи: учить...