Конспект НОД в старшей группе. «Испекли мы каравай»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Закрепить знания детей о том, какой путь проходит зёрнышко до хлеба на столе.
- Закрепить знания детей о труде хлебороба.
- Познакомить детей с работой на хлебозаводе.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду хлебороба и пекаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_ispekli_my_karavay.docx | 814.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе.
«Испекли мы каравай»
Разработала:
Воспитатель
Белянина Валентина Ивановна
Задачи.
- Закрепить знания детей о том, какой путь проходит зёрнышко до хлеба на столе.
- Закрепить знания детей о труде хлебороба.
- Познакомить детей с работой на хлебозаводе.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить, уважение к труду хлебороба и пекаря.
Методические приёмы. Беседа, наблюдение, художественное слово, иллюстрации, вопросы.
Словарная работа. Названия, признаки и действия, связанные с хлебом.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова! Будет хлеб – будет и обед»
.Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома, всему он голова!
Крепкою державой его звали встарь,
Хлебушек по праву в государстве – царь!
Как отец родимый, он питает нас.
Яровой, озимый каждый день и час.
Он дороже злата, серебра ценней,
Крепкого булата хлебушек сильней.
Хлеб – живая сущность неба и Земли.
Хлебушек насущный, нива, нам пошли!
С давних пор водили ребятишки хоровод, приговаривая:
Как на Машины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Издавна чтят хлеб в народе, как самое большое богатство. Не случайно в русской народной игре каравай – это подарок, это радость для всех.
Был бы каравай на твоем столе – и вырастешь ты здоровым и крепким. Колосились бы в полях раздольных хлеба – и будет сильною наша страна. Потому забота о хлебе – это главная забота всего народа. Тысячи людей должны вложить в него свой труд, чтобы упал он на землю зёрнышком, из земли взошёл колосом, на твоем столе обернулся душистым калачом.
Когда начинается жатва. Дорога каждая минута. Перезрелые колосья могут уронить зёрна на землю, и урожай будет потерян. Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает самое горячее время, недаром оно называется «страдой».
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами. Теперь на помощь земледельцам пришли умные машины – трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.
Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелёгкий и напряжённый!
(Дети рассматривают картинки на стенде).
Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как чудесно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно, рядками разложены батоны, булки, буханки, бублики, слойки, пирожные. И всё это выпекается из белой пшеничной муки. А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнёры, и трактористы, и шофёры, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!
Хлеб
Даже стены тут приятны –
Пахнут хлебом ароматным.
Много дружных пекарей
Хлеб пекут здесь на заре.
А потом его в машины –
И развозят в магазины.
Вот откуда нам на стол
Теплый, вкусный хлеб пришел.
Сегодня мы побываем с вами на одном из хлебозаводов. К его воротам отовсюду торопятся муковозы – автоцистерны с надписью: «Мука».
Когда приезжает муковоз на завод, к цистерне подключают шланги и перекачивают муку на склад. Мука здесь хранится в огромных банках, высотой в пятиэтажный дом. От банок тянутся нити труб. По ним, словно вода по водопроводу, струится в пекарный цех непрерывный мучной поток. Спустимся в цех и мы.
Посреди просторного светлого помещения выстроились в кружок двенадцать дежей, похожих на огромные котлы. А около них невысокая девушка в белом халате – тестомес, но, конечно же, месить тесто ей руками не приходится. Есть для этого машина. Включат её, и над дежой начинают двигаться огромные металлические руки - лопасти. Такие руки посильнее человеческих, они могут без труда мешать тесто сколько угодно. Но сколько угодно как раз не надо. Через некоторое время автомат выключают.
Теперь тесто должно отстояться. Только тогда оно станет пышным, воздушным. Только тогда мягким и душистым получится хлеб. Пока тесто подходит, понемножку растет и набухает, тестомес внимательно следит за тем, как идёт замес в следующей деже.
Хлопот хватает: и там усмотри, и здесь не прозевай, профессия тестомеса одна из самых сложных на хлебозаводе. Заметив, что тесто подошло, нажимаем кнопку и отправляем его для формовки. Посмотрим и мы, что будет дальше.
По ленте транспортера едут круглые и одинаковые колобки. Потом автомат придаёт каждому колобку форму валика. В завершении лёгкий нажим пресса - и мы узнаем привычную форму батона.
Но батон ещё не готов. Печь – это сердце хлебозавода. Огромная, выложенная кафелем, она может поспорить даже со сказочной чудо - печью. Ведь в ней сразу умещается столько хлеба, сколько хватит, чтобы накормить ребят из нескольких школ. Хлеб въезжает в печь на ленте транспортёра. И пока движется к выходу, успевает хорошенько пропечься.
И всё же нашей современной чудо - печке требуется современный чудо - пекарь. Ведь как бы ни удивительна была печь, каких бы чудес не творила техника, древняя профессия пекаря остаётся такой же необходимой и почетной, как и века назад. Пекарь должен вовремя хлеб отправить в печь, проследить, чтобы батоны и булочки не подгорели, чтобы вышли они пышными и румяными.
А потом хлеб погрузят в машину. И повезут его в магазины и школы, столовые и детские сады.
Всюду, где живёт и трудится человек, золотой душистый каравай красуется на самом почётном месте. Ведь в хлебе – сила тысяч рабочих рук, тепло тысяч горячих сердец.
Поиск соответствующего понятия «Откуда хлеб пришел»
Ответьте мне на вопросы:
- Откуда хлеб пришел? - ... (Из магазина.)
- А в магазин как попал? -... (Из neкapнu.)
- Что делают в пекарне? -... (Пекут хлеб.)
- Из чего пекут хлеб? - ... (Из муки.)
- Из чего мука? - ... (Из зерна.)
- Откуда зерно? - ... (Из колоса пшеницы.)
- Откуда пшеница? - ... (Выросла в поле.)
- Кто ее посеял? - ... (Хлеборобы.)
Поиск определений «Назовите, какой бывает хлеб?»
Пшеничный, полезный, ароматный, ржаной, пышный, аппетитный, свежий, хрустящий, поджаренный и т.д.
Отгадайте загадки.
И норку ко мне прорывает
Проворная мышь полевая.
Но солнце всё крепче и крепче
Меня обнимает и шепчет:
- Готовься к страде – урожаю…
А я ведь и не возражаю!
Кто я? – Земля.
Трактор друга в поле вёл,
Друг старался, не подвёл.
Он и резал, и кроил,
Полземли переслоил.
Кто этот друг? - Плуг.
Он и чёрный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Как мы кушать захотим.
То всегда садимся с ним.
Хлеб.
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
Комбайн.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Колосок.
В долг зерно возьмёт –
Каравай хлеба вернёт.
Поле.
На просторе в море хлеба
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба.
Сохранит всё море хлеба.
Элеватор.
Был крупинкой золотой,
Стал зелёною стрелой.
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило.
Колосок.
Сто братьев в одной
Избушке ночуют.
Зерно в колосе.
Ты не клюй меня, дружок.
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
Кверху колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья.
Зёрнышко.
Сто один брат…
Все в один ряд
Вместе связаны стоят.
Снопы.
Поле дружно колосится.
Даст нам хлебушек …пшеница.
Чёрный хлебушек хорош!
Нам его подарит…рожь.
Вырос в поле дом,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. Колос.
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. Трактор.
Корабль-великан не по морю плывет,
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет. Комбайн.
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются. Хлеб.
Теперь вы знаете, сколько труда нужно вложить, чтобы испечь хлеб. Хлебом нужно дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство! Хлеб - это сама жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
План - конспект досуга в старшей группе (5-6 лет) Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Книжкина неделя»
План-конспект досуга в старшей группе...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы Тема: «Русский каравай»
Педагогические ориентиры: Воспитывать уважение к традициям русского народа, бережное отношение к хлебу; дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; обобщить знания детей о...