«Как жили люди на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лобарева Надежда Ивановна

ООД по окружающему миру проводится в рамках инновационной деятельности МДОУ по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_zhili_lyudi_na_rusi.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД "Как жили люди на Руси" 
Цель
Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её.
Задачи 
• углубить представления детей о России;
• формировать представления о том, кто были наши предки, какие народы живут в России;
• развивать познавательный интерес к истории своего народа;
• воспитывать чувство гордости за свою страну. 
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение «Родина» О. Фокиной. 
Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей. 
Простые краски северных широт:
Румяный клевер, лен голубоватый, 
И солнца блеск, немного виноватый, 
И – облака, плывущие вразброд. 
– В какой стране мы живем? 
Да, наша страна очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. Велика страна Россия, много в ней живет разных народов: и чукчи, и татары, и башкиры, и карелы, и евреи, и многие другие. Так чем же один народ отличается от другого? 
Ответы детей (у них разный язык, одежда, у каждого, свои сказки, песни, игры, обычаи, разные жилища) .
– А что у них общее? (живут все в одной стране – Россия) .
Рассматриваем иллюстрации с изображением некоторых народов России, отмечаем внешний вид, одежду. 
Воспитатель показывает на карте место, где живут карелы. 
– А это Татарстан – населяют его татары, они разговаривают на татарском языке. Если русские любят вышивать на одежде растительные орнаменты, татары – геометрические узоры. Татарские мужчины занимаются резьбой по дереву. 
– В тундре (показываю на карте) живут чукчи. Они занимаются охотой, оленеводством, ловят рыбу. Они постоянно кочуют, поэтому их дома похожи на палатки – яранги. Такое жилье легко собирается и разбирается. Чукчи носят очень теплую одежду и обувь на меху. 
– Воспитатель предлагает поиграть в игру «Перемена мест». 
– Все местами поменялись, теперь послушайте меня. Я расскажу вам, как жили люди на Руси (рассказ воспитателя) .
– Воспитатель просит ответить на вопросы:
Чему должны были научиться люди:
- чтобы из пещеры перебраться в дома? 
- чтобы сменить шкуры на удобную одежду? 
- чтобы горячим супом и котлетами заменить сырое мясо? 
- как называли русский дом? 
– Воспитатель предлагает детям нарисовать русскую избу, как они ее представляют. 
Дети проходят к столам и рисуют. Рассматривание рисунков. 

Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Цель:
Закрепить знания детей об истории России и укладе жизни наших предков. 
Дать элементарные сведения о строительстве и устройстве русской избы, о предметах быта, традиция русских людей. 
Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны. 
Задачи:
Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: запечье, бабий кут, красный угол, куклы обереги. 
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экспонаты музея «Русская изба».
Ход занятия
Воспитатель. Ребята посмотрите, что у меня? (глобус). Это модель нашей земли. Как называется наша страна? 
Дети. Россия. 
Воспитатель. Много разных стран на земле, везде живут люди, но Россия наша родина. Родина значит родная. Как мама и папа. А как называлась наша страна раньше? 
Дети. Русь
Воспитатель. Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних времен считается символом рождения жизни и ее продолжением. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. 
Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам, а иногда вся деревня помогала строить. Место для строительства выбирали у леса или на берегу речки или озера. Как вы думаете почему так силились люди? 
Дети. Потому что в лесу много ягод и грибов, в речке можно ловить рыбу и пить воду, вода нужна готовить еду. 
Воспитатель. Сейчас ребята мы посмотрим фильм как наши предки строили избы. 
Фильм «Ставенки».
Воспитатель. А сейчас мы с вами отправимся в наш музей «Русская изба», но мы не просто пойдем, а потечем ручейком. 
Игра русская народная «Ручеек».
Воспитатель. Оказывается при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. 
Вот мы и в избе. Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она хорошо освещалась, и подальше от стены чтобы не случилось пожара. 
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, кочергу, совок. 
На шесте у печи стояли чугуны, горшки В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. 
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я говорю предложение, а вы должны его закончить. 
Это куколка Акулька, 
У нее кроватка – (люлька) 
В печку слазить очень рад, 
А зовут его (ухват) .
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка) .
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок). 
Воспитатель. Кормилицей, матушкой – называли печь в народе. Матушка-печка, укрась своих детушек, говорили хозяйки когда пекли хлеб, пироги. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло даже в лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. 
О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи»
Воспитатель. Какие сказки вы знаете, где есть печка? 
Дети. «По щучьему велению», «Гуси лебеди», «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Место у печи назывался «бабий кут» (или женский угол). Здесь хозяйка готовила еду. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки. 
Другой угол у двери был мужской. Здесь стояли лавки, а под лавкой хозяин хранил свой инструмент. На веду стояли сундуки чем больше сундуков тем богаче хозяева. Ребята для чего нужны были сундуки? 
Дети. В сундуках хранили свои вещи. 
Воспитатель показывает на прялку. Ребята кажите, что это такое? 
Дети. Прялка. На ней женщины пряли пряжу, из нее вязали рукавички, носки. 
Воспитатель. Ребята вы сейчас спите в кроватках, а раньше малыши спали где? 
Дети. В люльке. 
Воспитатель. Главный угол в избе назывался красным. В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница-полочка и иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником».
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся. 
Обеденный стол стоял в красном углу. За столом вся семья кушала. Справа от хозяина сидели сыновья. С лева сидела хозяйка и ее дочери. Дочери помогали ей подавать еду из печи на стол. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Прилетят «злыдни» голодные человечки и принесут голод, нищету и болезни. 
Воспитатель. Вот на столе в нашей избе лежит каравай черного хлеба. Особенно почетно крестьяне относились к хлебу. В крестьянской семье ели ржаной хлеб (черный). Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Если хлеб падал на пол его поднимали целовали просили прощение. Соль подавали в солонках деревянных или плетеных. 
Воспитатель. Ребята вы знаете много пословиц о хлебе. Давайте мы их вспомним. 
Дети. «Худой обед, коли хлеба нет», «Хлеба ни куска -стол доска», 
«Будет хлеб, будет и обед», «Ржаной хлебушко -калачу дедушка».
«Матушка рож кормит всех подряд, а пшеничка по выбору». 
Воспитатель. Русские люди были гостеприимными. Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор»., 
Воспитатель. Ребята давайте вспомним пословицы о гостеприимстве. 
Дети. «Что есть в печи все на стол мечи».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
«Умей в гости звать умей и угощать».
Воспитатель. Ребята на этом мы сегодня закончим наше знакомство с жизнью наших предков, с устройством русской избы. Сейчас мы вернемся в нашу группу. 
Воспитатель. Дети что интересного вы узнали из нашего путешествия
Давайте мы сейчас поиграем в игру «Что было? И что сейчас? »
Узнаем что вы запомнили. 
На экране будет предмет старины вам нужно назвать, какой современный предмет сейчас заменил его. Правильный ответ появится на экране. ог занятия. 

 НОД «Как жили люди на Руси»

Цель: воспитание уважительного отношения к прошлому России. 
Задачи:
- закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины;
- формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющих ее;
- закреплять представление об устройстве русской избы, о народном костюме;
- знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной форме; 
- развивать мышление детей, учить сравнивать, делать выводы;
- развивать историческую память детей, познавательные способности;
- способствовать развитию речи детей;
- воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций. 
Словарная работа: изба, русская печь, рубаха, порты, кокошник, лапти, наличники, прялка. 
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Демонстрационный материал: иллюстрации о Родине; иллюстрации русских народных сказок; иллюстрации с избами, русскими народными костюмами ; оборудование для проведения опыта; предметы для быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная, диски с русской народной музыкой. 
Предварительная работа: посещение мини-музея русской избы; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома) ; дидактические игры: «Чудо узоры», «Одень куклу» и другие. 
Подвижные игры: Русская народная игра «Яша», «У медведя во бору», «Пирог» и другие. 
Ход образовательной деятельности
Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме. 
Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие! 
Гости званные, да желанные! 
Проходите поскорее, занимайте все места. 
Проходите, не стесняйтесь. 
Поудобнее располагайтесь
(дети садятся на стульчики) 
- Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине. 
Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос: «Что такое Родина? »
(показ слайдов и ответы детей) 
- Родина - это русские леса, поля, моря и реки
- Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка
- Родина – это место, где стоит наш детский сад. 
- Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем. 
Воспитатель. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка. 
Родина на древнерусском языке – это семья. Внимание, приготовьте пальчики, начинается игра. 
Пальчиковая игра «Родина»
У меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, 
В поле каждый колосок. 
Речка, небо голубое – 
Это все мое, родное. 
Всех люблю на свете я –
Это – Родина моя! 
- А как называли людей, которые жили на Руси? (русичи) 
- А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать? 
Так слушайте:
Слава нашей стороне, 
Слава русской старине
И про эту старину, 
Я рассказ свой поведу. 
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли! 
- Мы сейчас живем в удивительное время. Нас окружает большой мир наполненный событиями. А ведь все начиналось с древности. В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки избы. 
- Как вы думаете, где нужно было строить избу? (возле реки) 
- Какие еще были необходимы условия для постройки дома? 
(дома строили возле леса) 
Воспитатель. Правильно ребята. В лесистых местах, по берегам реки озер селились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть» Как вы понимаете эту пословицу? 
(в лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыть дикий мед) 
- Как вы думаете, из чего строили избы на Руси? (из бревен) 
- А почему русские люди строили деревянные дома из бревен? 
(много лесов и это самый доступный материал) 
Воспитатель. Да, русские избы строились из бревен, потому, что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда тепло, а летом, в жару и зной было прохладно и свежо. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами. 
- Как украшали окна? 
- Чем украшали крыльцо? 
Воспитатель. Строили избу единовременно до 20 человек. «Чем больше рук, тем легче труд». Избу строили без гвоздей, только с помощью топора. «Не бравшись за топор, избы не срубишь». За один световой день плотники могли построить избу. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили: «Делу время, а потехе час».
Вот сейчас и мы с вами поиграем в народную игру «Яша».
Игра «Яша»
- Теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадку:
«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка». Что было главным в избе? 
(Главной была печь) 
Воспитатель. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили «Печи нет – жизни нет»
- Почему так говорили? 
(Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать) 
- Как еще в старину про печку говорили? 
Ребенок. Русской печи нет добрее
Всех накормит, обогреет, 
Варежки сушить поможет, 
Деток спать она уложит. 
Воспитатель. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь. 
Дидактическая игра «Вспомни сказку»
Воспитатель. Молодцы ребята, все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи. 
- Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. А одевались люди по-особому. Кто расскажет, какую одежду носили на Руси? 
(В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти) 
- Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи носились широкие: мужские – короткие, женские – длинные. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. 
Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. 
- Ребята, а вы знаете, из чего в давние времена шили одежду? 
(Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна) 
- Расскажите, ребята, как получали такие полотна? 
(Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно – серую холстину) 
- Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? 
(Ответы детей) 
Воспитатель. В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корней дуба и липы. Не верите? А сейчас сами убедитесь. Будите красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (Розовый и желтый). Как вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху) .
Молодцы, ребята. А еще в старину любили водить хороводы, давайте мы с вами позабавимся. 
Русский хоровод «Заинька»
Воспитатель. Всю одежду на Руси женщины шили сами и только в городах князьям и боярам шили одежду специально обученные люди. 
- Как они назывались? (портные) 
- Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости. 
Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше портные назывались по- разному, в зависимости от того, что они шили. 
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру .
Дидактическая игра с мячом «Кем я буду»
- Если я шью шубу – значит я шубник, а если шью кафтан – то я кафтанник
(шапошник, рукавичник, сарафанник, сорочник, душегрейник, телогрейник) 
- Молодцы ребята! Вот вы и узнали, во что одевался русский народ в старину. 
Русский народ всегда славился гостеприимством. А какие поговорки вы об этом знаете? 
- Что есть в печи, все на стол мечи».
- Не красна изба углами, а красна пирогами».
- Умей гостей звать, умей угощать. 
Воспитатель. Гостей угощали пирогами да блинами, гости ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили. 
- Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях? 
- А что узнали вы о жизни людей на Руси? 
- Что было главным в избе? 
- Какую одежду носили на Руси? 
- Чем красили полотна для одежды? 
Воспитатель. Очень хорошо. Много нового мы сегодня узнали о жизни людей на Руси. И в игры играли, и хороводы водили, и полотно красили. А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Как жили люди на Руси.

Как жили люди на Руси....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».

Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.Программные задачи:• Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любо...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Как жили люди на Руси".

В старину плотники на Руси строили  без единого гвоздя: дороги были они в те времена. Жилища строили из дерева.Русская земля всегда была богата лесами.Дерево, как строительный материал было дешев...

Как жили люди на Руси

Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья....