Времена года
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Долматович Марина Евгеньевна

Занятие на знание детей об особенностях природы в разное время года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vremena_goda.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие "Времена года"

Пр.задачи: 1. Систематизация знаний детей о сезонных явлениях природы.

                 2. Активизация интереса к окружающему миру.

                 3. Закрепление навыков групповой работы в решении "мозгового штурма"

                 4. Активизация в речи антонимов

                 5. Активизация мышления детей, используя метод Триз (теория решения изобретательских задач)

Ход занятия: 

(Дети рассаживаются. Вдруг кто-то стучит в дверь)

Вос: Дети, все на месте. Наверное кто-то опоздал на занятие. Сейчас посмотрим.

(Входят щенок и котенок)

Щенок:      Всю зиму жил в деревне я.

                Я дом там охранял.

                Весною скучно стало мне,

                И вот пришел я к вам.

                        Хочу я с вами поиграть,

                        Полаять и попеть.

                        Вот только на ухо весной

                        Мне наступил медведь.

Котенок:   Меня возьмите тоже вы,

                Вам буду помогать.

                Когда вы занимаетесь

                То я могу поспать.

                        Могу мурлыкать и шипеть.

                        По ручейкам скакать.

                        На дереве могу сидеть,

                        Воробушка поймать.

Вос: Ой, нет не надо ловить воробьев. Лучше садитесь с нами. Погрейтесь. Будем учить вас уму - разуму. Да как-то вы одеты не по погоде. Так же можно и заболеть. Дети, как можно помощь беднягам.

Дети: Согреть, напоить чаем, дать лекарство...

Вос: Все правильно. Садитесь с нами и погрейтесь, заодно и позанимаетесь. А потом будем пить чай.

Вос:  Ребята, наверное у каждого из вас есть любимое время года. Какое?

Дети: лето и др.

Вос: Да, все времена года хороши по-своему. Но у каждого времени есть и неприятные моменты. Давайте поиграем в игру "Хорошо-плохо"         

Игра-ТРИЗ "Хорошо-плохо зимой, летом...)

Вос: Да, в любое время года может быть людям, животным, птицам и хорошо и плохо. А лето от зимы очень сильно отличается. Давайте проверим. (Вопрос для каждого ребенка)

        - Летом день длинный, а зимой...

        - Зимой солнце низко, а летом...

        - Летом гуляют много, а зимой...

        - Летом рябина горькая, а зимой...

        - Зимой птицам голодно, а летом...

        - Зимой земля покрыта снегом, а летом...

        - Летом день теплый, а зимой...

        - Зимой вода твердая, а летом...

        - Летом школьники отдыхают, а зимой...

        - Зимой надевают на себя много, а летом...

Вос:  А сейчас мы поиграем.

(Под. игра "Зима-лето" Дети выполняют  действия в разное время года)

Вос: Зима, лето, снег, жара, мороз, тепло, град, дождь, радуга, ветер, гроза, холодно, тепло, ливень, ураган)

Вос: Дети, у нас проблема. Пришло фото-письмо. Посмотрите. Дело в том, что дедушка Ваня живет на севере и никак не может поехать на юг. Бабушка Люба живет на юге и не имеет никакой возможности поехать на север. Они не переносят поездок на транспорте. Но дедушке очень хочется увидеть цветы юга, а может даже и понюхать их, а бабушка никогда не видела снега. Как им помочь?

Дети: Написать письмо, послать посылку, сделать гербарий, нарисовать, посмотреть телевизор, интернет и пр.

(Анализ воспитателя по имеющимся ответам, наводящие вопросы, вывод, решение совместно с детьми написать им письмо)

Вос: А теперь я вам предложу модели разных времен года. Вы должны узнать время года и подобрать правильно картинку.

(Воспитатель вызывает 4 ребенка по одному, дети проверяют)

Вос: Дети, посмотрите к нам пришли человечки. Что это?

(На доске человечки изображающие разное состояние воды)

                

Дети: Это вода, лед, пар.

Вос: Правильно. Покажите мне лед. В какое время года он бывает.

Дети: Зимой.

Вос: А весной бывает? А осенью? (Ответы детей)

Вос: Покажите мне воду. В какое время года вода такая?

Дети: Летом...

Вос: А зимой?... (Ответы детей)

Вос: Покажите мне пар. Где в природе можно увидеть пар.

Дети: Туман, облака, в лесу, над рекой...        

Вос: Все правильно, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, вы любите фокусы? Ведь в природе тоже происходят разные превращения. Я вам покажу фокус с монеткой. Представьте, что она ледяная. И весной она должна... (Дети говорят - растаять)

- Раз и два пришла весна, монетка вдруг растаяла.

- Что-то стало холодать, лед вернулся к нам опять.        

Вос: А сейчас мы сами поиграем в "Ледяные фигуры.

(Под. игра "Ледяные фигуры" Свистулька - растаяли, колокольчик - замерзли)

Вос: А теперь посмотрите на условные обозначения и скажите мне когда это бывает.

Дети: (отвечают по одному, называя, условное обозначение явления природы и когда оно бывает, затем по карточкам. Воспитатель пытается путать детей)

Вос: А сейчас давайте посоревнуемся. Кто быстрее правильно подберет картинки к временам года. (Вос. делит детей на 2 команды и они собирают лото).

Вос: Все явления природы необычны, интересны а некоторые даже опасны. Какие, например?

Дети: Гроза, шторм, землетрясение, извержение вулкана...

Вос: Правильно, но в каждое время года есть и очень красивые, незабываемые явления природы, которые украшают свое время года. Давайте их посмотрим и вспомним...

- Лето - радуга, гроза - Зима - снегопад - Осень - листопад

- А теперь - Весна -  природа просыпается и дарит нам красивые моменты. Сейчас звучит произведение П.И.Чайковского "Март". (Первые цветы, ручьи, капель, ледоход, половодье, цветение...).

        Сейчас каждый подумает и нарисует свое любимое время года, а может и какое-то явление природы. И давайте помнить, что

У природы нет плохой погоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...