Конспект НОД для детей подготовительной группы "Секретная сила соли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Провозина Наталья Васильевна

Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи. В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая; соль впитывает воду, соль растворяется в воде; солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности; соль может кристаллизоваться). Развивать умение действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.  Обогащать словарь детей. Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sekretnaya_sila_soli.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательных способностей детей

Программное содержание: Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи. В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая; соль впитывает воду, соль растворяется в воде; солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности; соль может кристаллизоваться). Развивать умение действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.  Обогащать словарь детей. Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Предварительная работа:

  • Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
  • Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о соли.
  • Чтение художественной литературы: «Сказка о соли»
  • Проведение опыта «Выращивание кристаллов соли».
  • Просмотр мультфильма «Медной горы хозяйка»

Словарная работа: каменная, поваренная, экстра, морская, кристаллизируется, лаборатория

Оборудование

Для воспитателя: презентация «Как добывают соль», игра «Соль полезная и вредная», мнемотаблица «Свойства соли», схема-подсказка, 3 мольберта,  поднос с разными видами соли в упаковке и на тарелочках, тарелочки с крупной и мелкой солью, стаканчик с солью, ложка, чёрный картон, вода в чашке, 2 яйца на тарелочке, 2 больших стакана с солёной и обычной водой, выращённые кристаллы соли, 5 стаканов с разноцветной солью, стеклянная бутылочка с крышкой для декорирования.

Для детей: (на каждого ребёнка) поднос с разными видами соли в упаковке и на тарелочках, тарелочки с крупной и мелкой солью, стаканчик с солью, ложка, чёрный картон, вода в чашке, 2 яйца на тарелочке, 2 больших стакана с солёной и обычной водой, 5 стаканов с разноцветной солью, стеклянная бутылочка с крышкой для декорирования.

Реализация в ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

внедрение развивающих технологий в работе с детьми (ИКТ-технологии, показ презентации).

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.

ЗВУК ЗВОНКА СКАЙПА, ЭКРАН: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я, Хозяйка Медной горы. Я живу в недрах Уральских гор и владею их богатствами. Данила-мастер подарил мне малахитовую шкатулку, а в ней неизвестный камень. Мастер утверждает, что в нём заключается секретная сила. Что это за камень? Помогите мне разгадать его секрет. А в помощь он оставил  нам подсказку-схему. Если вы будете следовать этой подсказке, то разгадаете секрет этого камня. Шкатулку и схему я спрятала у вас в группе. А найдёте вы её там, где у вас живёт творчество. Ребята, вы слышали, что сказала Хозяйка Медной горы? Давайте найдём шкатулку и схему-подсказку.

Дети ищут шкатулку и схему. Вешаем схему на мольберт. Рассматриваем.

В: - Что мы видим в 1 окошке? (вопросительный знак). Что бы это значило?

Открываем шкатулку.

В:– Ребята, что это? (соль)

-Правильно, ребята, это соль! 

Соль – это продукт питания и полезное ископаемое. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была  дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег.

В: - Ребята, а вы знаете, откуда берется соль? (ответы детей) Сейчас я вам расскажу.

Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (слайды)

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Поваренную соль изготавливают из каменной. Её очищают и отбеливают.

А ещё бывает самая мелкая соль-экстра.

Морскую соль люди научились получать из морской воды методом выпаривания (слайд).

В условиях жаркого климата, морская вода испаряется, и соль кристаллизуется. Как вы думаете, что значит «кристаллизуется»? (Ответы детей). Соль  становится  кристаллом.

Подойдите к столу и убедитесь, что бывает такая соль- каменная, поваренная, мелкая и  морская. Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма (показ разновидности соли).

В: - Посмотрите во 2 окошко. Что вы видите? Почему около соли одно личико улыбается, а другое злится? (Соль полезная и вредная)

А чтобы разобраться, какая соль полезная, а какая вредная, мы должны разделиться на две команды. А как можно разделиться на команды? (девочки и мальчики). Как выбрать капитана команды?  Капитаны команд должны выбрать смайлики. У кого добрый смайлик - ищут картинки с полезными свойствами соли, а у кого злой смайлик, ищут картинки с вредными свойствами соли.

В: прежде чем вы начнёте выбирать картинки, давайте вспомним правила работы в группах (не перебивать друг друга, говорить спокойно, слушать ответы до конца, соблюдать осторожность).

Команды прикрепляют картинки на мольберты. Работа с картинками, обсуждение. Девочки проверяют у мальчиков, а мальчики у девочек.

Полезная соль:

1.Существуют огромные соляные комнаты, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания, улучшить состояние кожи, успокоить нервы, нормализовать давление. И в нашем городе тоже есть соляная комната .

2.Если болит горло, то солью надо полоскать его.

3.Если насморк, то нос промывают солёным раствором.

4.Морскую соль добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной.

5.Соль используется в приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу, улучшая её вкус.

6.Соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

7. Для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

8.Солью можно рисовать.

9.  Животным дают соль, которой нет в траве и сене, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль - лизунец.

За все эти полезные свойства её называют «белым золотом».

Вредная соль:

1.Соль задерживает жидкость в организме, человек отекает

2.Болит сердце  

3. Почки плохо работают,

 4. Болит голова.  

5. Болят ноги.

6.  Нельзя поливать растения солёной водой.

7. Нельзя солить пищу собакам и кошкам.

8. Повышается давление

В:- А что мы видим в  3 окошке схемы? О чём говорит нам эта картинка? (лаборатория).

О свойствах соли можно узнать, проведя опыты в лаборатории. А для чего нам нужны фартуки и нарукавники?  (Одеваем фартуки и нарукавники)

- Стоять нам будет неудобно, и я приглашаю вас сесть.

-Сядьте ровно, удобно, ножки вместе, спинка прямая. Давайте вспомним правила работы во время опытов (не спешить, быть внимательными и осторожными).

Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль.

- Какого она цвета? (белая)

-Какого размера бывает соль? (крупная и мелкая)

-Потрогайте соль, какая она на ощупь? (твёрдая)

-А какая  соль на вкус? (солёная)

- Понюхайте соль, имеет ли она запах? (без запаха)

- Возьмите ложку, наберите из тарелочки соль, и переверните ложку. Что мы видим? (сыплется, сыпучая)

-Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль.

- На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)

-  Налейте  в тарелочку с солью немного воды, что вы видите? 

-Соль не растворилась, а куда же делась вода? (вода впиталась, соль впитывает воду)

- Насыпьте  в стакан с  водой соль  (с кристалликом) и размешайте ее.

- Куда же делась соль? (соль растворилась)

-  Какой мы можем сделать вывод?

-Перед вами стоит стакан с соленой водой, которую вы сделали сами (с кристалликом), а другой стакан с обычной водой.

-Возьмите яйцо и опустите  его в пресную воду. Что вы видите? (яйцо утонуло)

-Возьмите другое яйцо и опустите его в соленую воду. Что вы видите? (яйцо плавает)

Солёная  вода помогает держаться предметам на поверхности, так как соль делает жидкость плотнее. Поэтому, в море человеку легче держаться на воде.

-На прошлой неделе мы с вами поместили нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы (соль может кристаллизоваться).

-Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Хозяйке Медной горы? Мы узнали какой секрет у соли? Давайте расскажем  Хозяйке Медной горы, что нового и интересного мы узнали в ходе исследования. А поможет нам схема (на мольберте).

ЭКРАН (Хозяйка Медной горы)

Показ таблицы  (белая, крупная, мелкая, твёрдая, солёная, без запаха, сыпучая, похожа на кристаллы. Соль впитывает воду, растворяется в воде. В солёной воде предметы не тонут. Соль может кристаллизоваться (соединятся друг с другом)).

ВИДЕО: Спасибо, ребята! С вашей помощью я узнала, что секретный камень, который подарил мне Данила-мастер, называется солью. Теперь я знаю секретную силу соли и буду использовать её.

До свидания, ребята! (ЗВУК КОНЦА ЗВОНКА СКАЙПА). 

В: Ребята, а как вы думаете, можно ли дарить соль? А как её можно использовать в качестве подарка? А вы хотите с помощью соли создать красивую вазу? Я приглашаю вас присесть за столы. Сядьте ровно, удобно, ножки вместе, спинка прямая.

Возьмите цветную соль и по очереди каждую соль засыпайте ложечкой  в бутылочку. Чтобы соль не просыпалась, вам понадобится воронка. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Как вы думаете, у нас получились подарки? А кому можно подарить такие замечательные вазочки? Вы скоро пойдёте в школу и вас встретят ваши учителя. Как вы думаете, можно подарить вазочки учителям, которые пришли к нам сегодня в гости? Я предлагаю вам подарить вазочки учителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе"Волшебница соль"

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность,...