Проект "Как луковичка друзей искала"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Позновательно - исследовательский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_-_kak_lukovichka_druzey_iskala.docx | 85.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Как луковичка друзей искала»
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (2 месяца).
По количеству участников: групповой (средняя группа).
Введение
Актуальность проекта:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Данный познавательно-исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проблема: Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.
Описание проблемы
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей остается исключительно актуальной. Каждый год уже к концу осени и в зимний период детские сады заметно пустеют. Дети постоянно заражают друг друга вирусам, универсальных вакцин от всех вирусов не существует. К любым вирусным заболеваниям нужно заранее готовиться, повышая, прежде всего, иммунитет у ребёнка. Лук и чеснок являются сильными естественными имуномодуляторами и эффективны в профилактике простудных заболеваний, однако маленькие гурманы обычно отказываются от употребления их в пищу. Детей смущает вкус и запах этих овощей. Многие взрослые задаются вопросом: «Как же научить детей любить полезные овощи».
Педагогическая идея проекта
Педагогическая идея проекта направлена на формирование у детей начальных представлений о сохранении здоровья и воспитания потребности употребления в пищу полезных овощей посредством трудовой деятельности детей и воспитания у них ценностного отношения к результатам своего труда.
Кроме формирования правильного отношения к здоровью, проект способствует воспитанию у детей интереса к окружающему миру. Посадка огорода в группе создаёт условия для приобщения детей к регулярному труду. В процессе трудовой деятельности дети получают полезные знания о предметах и явлениях, материалах и орудиях труда. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, дети приобретают умение планировать деятельность.
Организация систематических наблюдений за ростом лука, развивает мышление (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять явления). Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения и зарисовки формируют у дошкольников пятого года жизни понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки.
Предмет исследования: воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей, как средства сохранения и укрепления здоровья
Гипотеза: Авторы предполагают, что воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей будет успешно реализовано посредством самостоятельного выращивания детьми огорода, изучения ими полезных свойств лука в процессе познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, а также чтения художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- Дети научатся сажать и ухаживать за луком, познакомятся с необходимыми условиями для роста растения.
- Дети научатся подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой, будут употреблять его в пищу.
- У детей сформируется знания и представления о строении лука
- Дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
- Активизируется взаимоинформирование родителей и воспитателей по проблеме воспитания у детей потребности быть здоровым
- Повысится внимание родителей к созданию условий для исследовательской и творческой деятельности ребёнка.
Цель проекта: Создание условий для познавательного развития детей, формирование представлений о роли витаминов для здоровья человека, и необходимости включения в рацион питания растительной пищи, как источника витаминов.
Задачи проекта:
- Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья.
- В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
- Формировать представления детей о многообразии растительного мира.
- Познакомить детей со строением лука и видоизменением в его строении.
- Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
- Учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях.
- Формировать представления детей о необходимости света, влаги и почвы для роста луковиц.
- Развивать умение наблюдать и делать выводы.
- Прививать внимательное и заботливое отношение к общему огороду
- Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей.
- Воспитывать ценностное отношение детей к результатам своего труда.
Задача детская: вырастить самостоятельно растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета.
Интеграция образовательных областей:
| Формы работы | Задачи |
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | – чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг» | Формирование представлений о необходимых человеку веществах и витаминах. Воспитание потребности употребления в пищу полезных овощей. |
«Социально- коммуникативное развитие» | – дидактические, творческие, подвижные игры – игры – драматизации – трудовая деятельность (посадка и выращивание лука) – труд в уголке природы (показ приемов работы, объяснение, напоминание) | Формирование коллективных трудовых качеств. Развитие умения разыгрывать представления по знакомым сюжетам. Воспитание положительного отношения к труду, желание трудиться. |
| – беседы, рассматривание иллюстраций – трудовая деятельность (посадка и выращивание лука) | Сообщение детям элементарных сведений о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов. Освоение правил безопасности при посадке растений и использовании орудий труда. |
«Познавательное развитие» | – наблюдение за ростом и развитие растения – исследовательская деятельность (обследование, выявление качеств лука, наблюдение за ростом, оформление результатов). | Развитие исследовательской деятельности детей Расширение представлений о многообразии растительного мира. Знакомить с видоизменением строения лука. Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития растений. |
«Речевое развитие» | – ситуативные разговоры с детьми (называние трудовых действий обсуждение полезных свойств растения, необходимости употребления лука в пищу) – чтение коротких стихов наизусть – составление рассказов о луке – сочинение сказок (детское словотворчество) | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения участвовать в беседе, составлять рассказы. Расширение и активизация словаря. Совершение грамматической и интонационно-выразительной стороны речи. |
| – чтение пословиц, поговорок, загадок, адаптированной литературы о свойствах лука – рассматривание иллюстраций | Приобщение к словесному искусству. Формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного. |
«Художественно- эстетическое развитие» | – продуктивная деятельность (рисование лепка, художественный труд) – раскрашивание «умных раскрасок» – оформление книжек-малышек, дневников наблюдений | Формирование интереса к эстетической стороне, удовлетворение потребности детей отражать знания о окружающем мире. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества. |
| – этюды на выражение различных эмоций. – Театральное представление «Как луковичка друзей нашла» | Развитие эмоционально-образного исполнения, при разыгрывании сказки. Совершенствование танцевальных движений. |
1. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
2. Сроки реализации проекта: февраль-март.
3. Основные этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Взаимодействие с родителями |
Организационно-содержательный | – Изучение опыта проектной деятельности в работе с дошкольниками – Организация предметно-развивающей среды – Поисковая работа по подбору:
– Составление конспектов, сценариев, | – Круглый стол для родителей «Участвуем в проекте «Как луковичка друзей искала». – Привлечение родителей к организации огорода в группе (приобретение луковиц, земли, контейнеров). |
Диагностический | – Выявление всех проблем, которые возможно решить в рамках проекта |
|
Практический | – Рассматривание иллюстраций, репродукции к картине Поля Сезана «Натюрморт с луком» – Исследовательская деятельность: «Как пахнет лучок?», «Почему от лука плачут?», «А у лука сто одёжек – строение лука». – Чтение адаптированной литературы о полезных свойствах лука. – Чтение и обсуждение пословиц и поговорок «Лук от семи недуг». – Разучивание стихотворений о луке. – Просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук» – Дидактические игры «Что лишнее?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть», «Составь лучок – разрезные картинки». – Подвижные игры «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай» – Посадка лука репчатого на перо – Изготовление табличек-указателей – Зарисовка в дневниках наблюдений о росте лука. – Оформление и презентация дневников наблюдений за ростом лука – Продуктивная деятельность (рисование, лепка, худ. конструирование) – Составление рассказов о луке «Как лучок появился на грядке», «Зеленый доктор» – Сочинение сказки «как луковичка друзей искала» | – Информационный уголок: «Домашний доктор» – Лит. страничка – «Разучиваем вместе» – Привлечение родителей к созданию книжек -малышек: «Подружились мы с лучком» (стихи, загадки, пословицы, сказки о луке) – Мастер– класс «Делимся вкусными рецептами, ценными советами» |
Заключительный этап - подведение итогов реализации проекта | – Оформление выставки детского творчества, «Подружились мы с лучком» – Фоторепортаж – Литературная гостиная «В гостях у бабушки Загадушки» – Составление сценария итогового мероприятия – театрализованного представления. – Театральное представление – «Как луковичка друзей искала», дегустация выращенного лука | – Фоторепортаж «Наш домашний огород» – «Как у наша луковка росла – презентация дневников наблюдений за ростом лука – Экспозиция совместного творчества детей и родителей «Лук от семи недуг» – Презентация выставки детского творчества, фоторепортажа «Подружились мы с лучком» – Приглашение родителей на театральное представление сказки «Как луковичка друзей искала» – обсуждение итогов реализации проекта. |
Презентативно-внедренческий | – Презентации опыта работы на педагогическом совете |
|
Приложение 1
Конспект занятия «Посадка лука репчатого на перо в средней группе»
Задачи:
- Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
- с помощью условной мерки отмерить расстояние до бороздки, наметить бороздку поперёк ящика;
- сделать две лунки по линии бороздки, используя глазомер;
- опустить лук-севок «по плечики» прижать, присыпать (по необходимости) проверить «ножницами»;
- опрыскать землю вокруг луковички из пульверизатора.
- Упражнять в использовании ранее полученных знаний о луке как овоще, его значении и использовании человеком.
- Расширять представления детей о многообразии растительного мира. Знакомить детей с видоизменении строения лука: подземная часть растения – корень стебель, листья. Наземная часть растения – листья.
- Побуждать к самоконтролю терпеливому поведению, во время коллективной работы, аккуратности.
- Настроить на внимательное и заботливое отношение к общему огороду.
Обогащение и активизация словаря: луковица, лук репчатый, бороздка, лунка, мерка, почва, корень, стебель, опрыскивать, пульверизатор.
Материал.
У воспитателя: модель строения лука, иллюстрации (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу, карточки с условными изображениями почвы, воды и света. Короб с землёй, соответствующая условная мерка шириной 8 см, палочка с отмеченной меркой на высоте 4.5 см. для формирования лунки, лук-севок.
У детей: короб с землёй один на пять человек, условная мерка, шириной 8с и длиной равной ширине короба, одна на пять человек. Палочки с меркой на высоте 4.5 см., луковица на каждого ребёнка. Пульверизатор один на подгруппу детей. Две таблички с названием и датой посадки.
Организация обстановки.
Предшествующая работа.
Земля перебрана и увлажнена, пересыпана в 2 короба ровным слоем
Беседа о значении лука и его использовании человеком. Рассматривание иллюстраций (плоды, листья, стебли, корни) овощей, употребляемых в пищу. Рассматривание среза луковицы, составление модели строения лука.
Ход занятия
Организационный момент
Дети рассаживаются полукругом.
В группе «появляется» доктор Айболит: здоровается с детьми, спрашивает, как они себя чувствуют, не болеют ли. Рассказывает о том, что весна — трудное время для организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. Доктор объявляет детям, что познакомит их с волшебным полезным овощем и загадывает загадку о луке
Он на грядке зеленеет.
Под землёю сам толстеет.
От всех хворей и недуг
Нас спасёт, конечно… лук!
- Показывает детям луковичку: «Я подарю вам свою знакомую луковичку»
- Дети благодарят доктора
1 часть
Воспитатель показывает детям луковицы:
- Ребята посмотрите, наша гостья привела к нам своих друзей. Давайте организуем в нашей группе свой маленький огород.
- Что выращивают в огороде?
- Правильно, овощи! Овощами называют все части огородных растений, употребляемые в пищу (воспитатель показывает плоды, листья, стебли, корни).
Затем обращает внимание на модель строения лука:
- Лук, как и все растения, имеет корень стебель и листья. Но наш лучок необычное растение. Просмотрите ребята, у лука есть наземная и подземная части.
- Подземный часть - луковица состоит из корня похожего на мочалку, стебля и листьев - сухих и сочных чешуек.
- наземная часть – листья (зелёные перья).
- Лук – это непростой овощ, что вы о нём знаете?
Дети рассказывают о значении лука, его лечебных свойствах, о его использовании человеком: источник витамина С, необходимого для укрепления организма после долгой полярной ночи; лечебные свойства лука: запечённая луковица лечит больное горло, луковый сок лечит насморк, заболевания кожи, укрепляет волосы; воины выпивали луковый сок перед сражением, он долго и хорошо хранится зимой и т.д.
- Молодцы ребята, много полезного и интересного вы знаете о луке,
2 часть. Посадка.
Воспитатель показывает способ посадки лука, сопровождая показ объяснением:
- для посадки лука необходимо разметить бороздки. Чтобы луковицы посадить равномерно и им было достаточно места, я воспользуюсь меркой.
- Посмотрите, длина мерки равна длине бороздки, а её ширина – расстоянию между бороздками. Я прикладываю мерку к краю моего короба и с помощью палочки намечаю бороздку. Палочка, погружаясь в почву на небольшое расстояние «шагает» вдоль мерки.
Затем, педагог убирает мерку, демонстрируя получившуюся бороздку.
- Вот, какая получилась бороздка. Следующую я буду делать так же, приложив мерку к первой бороздке.
- Теперь необходимо сделать лунки для посадки луковиц. На каждой бороздке будет по две лунки, расстояние от края короба и между лунками я буду определять на глаз, оно должно быть одинаковым (можно поинтересоваться у детей: “почему?”).
- для формирования лунки я воспользуюсь специальной палочкой. На ней есть отметка, которая мне поможет определить глубину лунки.
- И так, эту палочку вращая, я погружаю в почву на глубину отметки. Затем, помещаю в неё луковицу, корешком вниз «по плечики», прижимаю и присыпаю землёй.
Можно поинтересоваться у детей: “Что делать, если лунка оказалась слишком глубокой? Что произойдёт, если луковицу полностью засыпать землёй?”
- Луковица посажена. Мне нужно проверить - как хорошо я это сделала. Для этого я воспользуюсь вот такими «ножницами» (воспитатель складывает пальцы в виде ножниц, предлагает проделать тоже самое детям)
- «ножницами» пробую потянуть луковицу, если она выходит свободно, значит, луковица посажен плохо и его необходимо прижать лучше.
- В завершении, немного поливаю. Осторожно опрыскиваю почву вокруг севка из пульверизатора
Посадка лука детьми
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Обращает внимание на то, что они будут сажать вместе общий огород, для всей группы.
- Для посадки лука приготовлены два короба, поэтому мы будем работать группами.
- Первая команда (называются дети) будет работать за правым столом с синей табличкой, вторая команда (называются дети) - за левым столом, с жёлтой табличкой.
- Дети распределяются вокруг столов. На доске вывешивается схема последовательности работы.
- Для каждой команды приготовлено по одной мерке, работать будем по очереди.
- Чтобы наш общий огород получился красивым и правильным. Необходимо терпеливо дожидаться своей очереди, не торопить и не мешать товарищу. Стараемся работать аккуратно.
- Дети приступают к посадке лука, педагог оказывает индивидуальную помощь
Заключительная часть.
Дети выполняют уборку своего рабочего пространства, вспоминают название проделанной работы, оценивают результаты, делятся впечатлениями. Помещают табличку с названием и датой посадки. Приглашают доктора посмотреть на их огород. Доктор обходит детей, хвалит их: дарит им условные обозначения «Почва», «Вода», «Свет» - необходимые условия для роста растений.
Приложение 2
Театрализованное представление
В огороде, на луковой грядке, среди других луковиц, росла маленькая Луковка.
Каждый день Хозяйка приходила в огород поливала овощи и срывала несколько луковых перышек. А Луковке очень хотелось знать, что же происходит там, за высоким забором. Вот как-то раз Хозяйка забыла закрыть калитку в огород, и любопытная Луковка выскочила из грядки и ушла с огорода.
Много интересного увидела Луковка: здесь была и Курочка с цыплятами, и Козочка с козлятами, и Коровушка. Но больше всех ей понравился Петушок. Он важно прогуливался по тропинке.
«Вот бы с ним подружиться!» - подумала Луковка и подошла к Петушку.
- Петя! Давай с тобой поиграем! – несмело предложила Луковка.
- Вот еще! Я с такими маленькими, у которых семь одежек и все без застежек не играю! – сказал ей Петушок и гордо пошел прочь.
Луковка не очень расстроилась, ведь впереди было столько всего интересного. Она пошла дальше. Недалеко беленькая Овечка ела травку.
- Овечка, поиграй со мной! – попросила Луковка.
- У меня от тебя глаза щиплет. Кто с тобой играет, тот слезы проливает! – ответила Овечка и убежала.
Луковка огорчилась и побрела дальше.
В высокой траве прыгал Барашек.
«Вот кто со мной поиграет!» - подумала Луковка.
- Барашек, можно я с тобой попрыгаю, - попросила Луковка.
- Фу! Ты плохо пахнешь! Уходи! – ответил Барашек.
Луковка заплакала и уже хотела убежать на грядку, в огород. Но услышала, что кто-то хрипло квакает под кустом. Заглянула, а там сидел Лягушонок и хрипло квакал.
- Что с тобой случилось, Лягушонок?
- Прошел холодный дождь, я намочил лапки и простыл, - ответил ей Лягушонок.
- Я тебе помогу! Съешь мое луковое перышко и тебе станет легче.
Съел Лягушонок зеленое луковое перышко и сразу выздоровел.
- Видно правду говорят: от ста недуг нас излечит горький лук! Спасибо тебе Луковка. Давай с тобой играть!
Увидели Петушок,
Овечка и Барашек, как весело играют Лягушонок и Луковка, и попросились в игру. Так Луковка обрела много новых друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию связной речи на тему: «Как снеговик друзей искал».
Занятие по формированию связной речи в котором представлены разные виды работ: описательный рассказ, моделирование, метод языковой трансформации рассказ от первого лица, составление рассказа по серии ...
"Как мы помощь у друзей искали" сценарий праздника развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста.Дошкольники знакомятся со свойствами и состояниями воды земли воздуха средствами художественного слова....
конспект занятия: «Как Снеговик друзей искал».
конспект НОД по позновательному развитию в средней группе. Тема: "Дикие птицы"....
Проект "Как луковичка друзей искала"
Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья....
Педагогический проект «Как луковичка друзей искала»
Педагогический проект «Как луковичка друзей искала»Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естест...
Проект в 1 группе раннего дошкольного возраста - "Луковые друзья"
Проектная деятельность в ДОУ всегда приветствуется.Участниками этого проекта стали воспитанники 1 группы раннего возрвста.Цель: выявить потребность растений в освещении, тепле, воде.Задачи: познакомит...
Как луковичка друзей искала
Огород на окне...