КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование
опыты и эксперименты по окружающему миру
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_gotovyy_ped._sovet.docx | 74.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИАЮЩЕГО
ВИДА №2 «ДЮЙМОВОЧКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА «Младший дошкольный возраст- простое процессуальное экспериментирование
Ф.И.О. Шаронова Т.С.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Заринск 201
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п. И в этом ему помогают опыты и эксперименты.
Так зарождается простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами.
В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Структура простого процессуального экспериментирования в младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов.
Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и не живой природы через использование элементарных опытов и экспериментов. Их элементарность заключается в следующем:
во-первых, в характере решаемых задач (они известны только детям);
во - вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование (стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т. д.).
Специально организуемый педагогом, эксперимент, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов и законов природы.
В ходе экспериментирования приобретенные знания базируются на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме. Когда ребёнок может выбирать, что ему делать, что ему интересно, он чувствует, ощущает своё «я» - «Я это делаю, потому что мне это интересно».
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.
Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
Содержание исследовательской деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Этапы организации и проведения опытов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать;
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом.
С детьми мы проводили различные элементарные опыты и эксперименты:
Формируя культурно- гигиенические навыки, мы попутно выяснили что вода из крана течет холодная и горячая.
Проводя опыт «Разноцветная водичка» мы с нашими малышами узнали о том, что вода не имеет запаха и цвета, но ее можно покрасить.
Затем вынесли нашу разноцветную водичку на улицу и наблюдали что же произошло - на следующий день вода превратилась в разноцветный лед и приняла форму бутылки.
В группе мы обследовали и наблюдали за льдом и выяснили что лед-это твердая вода, в тепле лед тает.
Проведя опыт «Буря в стакане» определили, что все живые существа выдыхают воздух.
Еще мы «ловили воздух» в полиэтиленовые мешки и определили, что воздух не виден.
Наблюдали за растениями, растущими зимой на улице, и в нашей группе. И выяснили что растениям нужно тепло.
На прогулке наблюдали такое природное явление как снег, обследовали его, и выяснили что снег белый, мягкий, пушистый, мнется в ручке. Лепили снежки. А также набрали снега, для дальнейшего обследования и наблюдения в группе. Затем мы с ребятами выяснили что снег холодный. На ладошках снег тает. Мы наблюдали за снегом, пока он весь не растаял и не превратился в воду. А вода оказалось грязной. Так мы изучили свойства снега и попутно наглядно увидели почему снег нельзя кушать деткам.
А еще мы с ребятами ходили на рыбалку, пускали пузыри.
Узнали, что кубик не катится, а мяч катится
Лепили угощение из кинетического песка для кукол.
Проводили опыты с бумагой и выяснили что бумага рвется и не тонет в воде
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Приложение «А»
Консультация для родителей
«Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.
Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:
• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
• с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
• радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста
Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха и лексики....
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»
Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?» Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».
Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста...
"Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментирования"
В данной статье описано как опытно-экспериментальная деятельность влияет на развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...
Занятие «Птицы зимой» для детей младшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования
Расширение представления детей о зимующих птицах через проведение НОД с элементами экспериментирования...
Консультация для воспитателей «Младший дошкольный возраст и простое экспериментирование»
Младший дошкольный возраст – простое процессуальноеэкспериментирование.Младший дошкольный возраст-период активного экспериментирования ребенка, с предметным миром. Период 3-4лет время развитие в...