Конспект образовательной деятельности"Хлеб в обрядах и традициях русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КурзаковаОльгаНиколаевна

Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_situatsiya_poznavatelnogo_razvitiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию

                                Старшая группа.

Тема: «Хлеб в  обрядах и традициях  русского  народа»

Цель: « Ознакомление в Рождественских и Пасхальных обрядах  с традициями связанными с хлебом.

Образовательные задачи:

Познакомить с обычаями и традициями русского народа .

Развивающие задачи:

Развивать интерес к традициям  и обрядам на Руси.

Воспитательные задачи:

Прививать любовь к своей Родине, краю.

                    Сценарий образовательной ситуации.

I.  Введение  в  ситуацию.

Воспитатель (в русском народном костюме , каравай с хлебом и солью):

Ребята,  а вы не знаете, почему на руси  по традиции дорогих гостей  встречали с хлебом и солью?

 Дети: ответы детей.

Воспитатель: Если вы затрудняетесь, хотите спросить у меня?

 

II. Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель:

Я, хочу пригласить  вас на выставку- ярмарку хлеба. Обратите внимание, на разные виды хлеба и на красоту его оформления .  Кто знает, как называется этот вид хлеба?

Дети: Каравай, хлеб.

Воспитатель: Каравай дошёл до наших  дней с древних времён

 « С караваем соль подносили.

    Поклоняясь, отведать просили:

    дорогой наш гость и друг

    принимай хлеб – соль из рук».

С хлебом и солью встречали дорогих гостей. А если кто заходил в дом, должен был попробовать хлеба – соли  и поклониться хозяевам.

Хлеб издавна был в большом почёте.

Воспитатель: Ребята, как назывался хлеб в старину?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.

Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки. Каждый  каравай к определённому празднику украшался по своему.

Воспитатель: Какие семейные праздники вы знаете?

Дети: Свадьбы, крестины.

Например: свадебные караваи украшались сложными узорами из теста и веточками калины.

Каравай был символом семейного счастья,его потом делили всем родственникам. (показ каравая)

Воспитатель:Что делали наши предки когда рождался ребёнок?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Когда рождался ребёнок, то навещать его шли, по древнему обычаю с хлебом , чтобы ребёнок  рос счастливым .

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Воспитатель: А какие обряды знаете где использовали хлеб или зерно? Дети: в рождественских обрядах, на Пасху,  на встрече весны.

Воспитатель: В рождественских обрядах всегда использовался хлеб .(показ хлеба на выставке).

Потому что символ Рождества- это дидух, ржаной или пшеничный сноп. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения. Была обрядовая пища –это кутья.А что такое кутья?

Дети: Это сладкий рис  с мёдом.

Воспитатель: Была ещё одна обрядовая пища – это пироги, которые пекли на щедрый вечер.

На Пасху пекли из сдобного теста обрядовый хлеб .

Воспитатель: Как называется такой хлеб?

Дети: Кулич.

Воспитатель: Куличи украшали пшеном, маком, сахарной пудрой (показ такого хлеба).

А чем вы украшаете куличи?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На Руси очень любили встречать весну, на этот праздник

хозяйки пекли из теста жаворонков, ( по старинному обычаю). Дети с ними выбегали за село и призывали весну.(показ жаворонков)

Пекли печенье и на праздник Маковея ( 14 августа). Это медовые лепёшки с мёдом и маком.

Как видим , ни один из обрядов не обходился без хлеба, потому- что хлеб это жизнь, это благосостояние.

Словесная игра: « Продолжи пословицу»

«Хоть не богат, а гостям рад».

« Что есть в печи, всё на стол мечи»

«Хлеб на стол, так и стол – престол»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,

А хлеба край, так и под елью рай»

« Гостю щей не жалей, погуще налей».

Воспитатель: Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства « оберега».

Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях.

Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим выражением своего уважения.

«Без соли, без хлеба худая беседа»

Традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом,

Но и хлеб – солью сохранилась и в наши дни.

III. Итог.

Интересной была экскурсия по обычаям и традициям?

Что вам было интересно?

Я надеюсь , вы расскажите своим близким о том что вам показалось интересным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа".

Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа"...

Обычаи, обряды и традиции русского народа ПРОЕКТ

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...

Обычаи, обряды и традиции русского народа

Коренная область расселения русского народа Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и исто...

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...

Обычаи,обряды и традиции русского народа.

ull;воспитывать интерес к истории и народному творчеству;• познакомить  с народными традициями, обычаями, обрядами;•расширение их представлений о культуре русского народа;• разви...

Обычаи, обряды и традиции русского народа

патриотическое воспитание...

Обычаи, обряды и традиции русского народа

     Во многом эти знания даёт народное творчеств -вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Дошкольное детство является важным этапом в становлении личностиребё...