Конспект образовательной деятельности"Хлеб в обрядах и традициях русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya_poznavatelnogo_razvitiya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Старшая группа.
Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»
Цель: « Ознакомление в Рождественских и Пасхальных обрядах с традициями связанными с хлебом.
Образовательные задачи:
Познакомить с обычаями и традициями русского народа .
Развивающие задачи:
Развивать интерес к традициям и обрядам на Руси.
Воспитательные задачи:
Прививать любовь к своей Родине, краю.
Сценарий образовательной ситуации.
I. Введение в ситуацию.
Воспитатель (в русском народном костюме , каравай с хлебом и солью):
Ребята, а вы не знаете, почему на руси по традиции дорогих гостей встречали с хлебом и солью?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Если вы затрудняетесь, хотите спросить у меня?
II. Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель:
Я, хочу пригласить вас на выставку- ярмарку хлеба. Обратите внимание, на разные виды хлеба и на красоту его оформления . Кто знает, как называется этот вид хлеба?
Дети: Каравай, хлеб.
Воспитатель: Каравай дошёл до наших дней с древних времён
« С караваем соль подносили.
Поклоняясь, отведать просили:
дорогой наш гость и друг
принимай хлеб – соль из рук».
С хлебом и солью встречали дорогих гостей. А если кто заходил в дом, должен был попробовать хлеба – соли и поклониться хозяевам.
Хлеб издавна был в большом почёте.
Воспитатель: Ребята, как назывался хлеб в старину?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.
Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки. Каждый каравай к определённому празднику украшался по своему.
Воспитатель: Какие семейные праздники вы знаете?
Дети: Свадьбы, крестины.
Например: свадебные караваи украшались сложными узорами из теста и веточками калины.
Каравай был символом семейного счастья,его потом делили всем родственникам. (показ каравая)
Воспитатель:Что делали наши предки когда рождался ребёнок?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Когда рождался ребёнок, то навещать его шли, по древнему обычаю с хлебом , чтобы ребёнок рос счастливым .
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Воспитатель: А какие обряды знаете где использовали хлеб или зерно? Дети: в рождественских обрядах, на Пасху, на встрече весны.
Воспитатель: В рождественских обрядах всегда использовался хлеб .(показ хлеба на выставке).
Потому что символ Рождества- это дидух, ржаной или пшеничный сноп. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения. Была обрядовая пища –это кутья.А что такое кутья?
Дети: Это сладкий рис с мёдом.
Воспитатель: Была ещё одна обрядовая пища – это пироги, которые пекли на щедрый вечер.
На Пасху пекли из сдобного теста обрядовый хлеб .
Воспитатель: Как называется такой хлеб?
Дети: Кулич.
Воспитатель: Куличи украшали пшеном, маком, сахарной пудрой (показ такого хлеба).
А чем вы украшаете куличи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На Руси очень любили встречать весну, на этот праздник
хозяйки пекли из теста жаворонков, ( по старинному обычаю). Дети с ними выбегали за село и призывали весну.(показ жаворонков)
Пекли печенье и на праздник Маковея ( 14 августа). Это медовые лепёшки с мёдом и маком.
Как видим , ни один из обрядов не обходился без хлеба, потому- что хлеб это жизнь, это благосостояние.
Словесная игра: « Продолжи пословицу»
«Хоть не богат, а гостям рад».
« Что есть в печи, всё на стол мечи»
«Хлеб на стол, так и стол – престол»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,
А хлеба край, так и под елью рай»
« Гостю щей не жалей, погуще налей».
Воспитатель: Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства « оберега».
Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях.
Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим выражением своего уважения.
«Без соли, без хлеба худая беседа»
Традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом,
Но и хлеб – солью сохранилась и в наши дни.
III. Итог.
Интересной была экскурсия по обычаям и традициям?
Что вам было интересно?
Я надеюсь , вы расскажите своим близким о том что вам показалось интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа".
Презентация "Обычаи, обряды и традиции русского народа"...
Обычаи, обряды и традиции русского народа ПРОЕКТ
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...
Обычаи, обряды и традиции русского народа
Коренная область расселения русского народа Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и исто...
Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»
Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...
Обычаи,обряды и традиции русского народа.
ull;воспитывать интерес к истории и народному творчеству;• познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами;•расширение их представлений о культуре русского народа;• разви...
Обычаи, обряды и традиции русского народа
патриотическое воспитание...
Обычаи, обряды и традиции русского народа
Во многом эти знания даёт народное творчеств -вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Дошкольное детство является важным этапом в становлении личностиребё...