Конспект занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

"Деревья наши главные друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа «Содружество»

Автор Крымова Наталья Владимировна

Конспект занятия по экологии.

Деревья- наши зеленые друзья.

Программное содержание:

  • Расширять и уточнять знания детей о растениях ближайшего окружения.
  • Закрепить умение различать и называть части растений.
  • Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих породы деревьев: хвойные, лиственные.
  • Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.
  • Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником, травами.
  • Загадывание загадок о растениях.

Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берёза, ель, клён, сосна); картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, серёжки, семена клёна и т.д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.

Ход занятия

Организационный момент: Дети стоят в кругу. Ребята, отгадайте загадки: (загадать загадки о дереве, лесе, о хвойном дереве и т.п.).

Основная часть: Сегодня на занятие к нам пришёл из леса ёжик, ему в лесной школе задали очень трудное задание, с которым ему одному никак не справиться. Вот он и решил, что ребята из детского сада помогут ему. Но прежде он хочет убедиться, что вы действительно знаете очень много, о наших зелёных друзьях – деревьях.

- Я буду показывать картинки, а вы называть растения, которые на них изображены.

 и т. п.

- Как их можно назвать одним словом? (Деревья.)

- Что есть у всех деревьев? (Корень, ствол (покрытый корой), ветви, маленькие веточки, листья, плоды.)

- Могут ли деревья передвигаться в поисках пищи? (Нет, они растут на одном месте.)

- Что нужно дереву, для того чтобы жить? (Корни, почва, влага, свет, тепло.)

- Почему деревья специально сажают в городах? (Деревья очищают воздух.)

- Почему деревья (леса) надо охранять, какую пользу они приносят? (Чтобы дышать чистым воздухом. Деревья очищают воздух, их плодами, семенами питаются птицы и животные.)

- Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Воспитатель демонстрирует картинки семян разных деревьев и натуральные семена клёна.

У клена к концу лета созревают семена. У каждого семени есть крылышко, падая на землю, они долго вращаются в воздухе. Ветер успевает подхватить крылатое семечко, и отнести его далеко от материнского дерева. У многих деревьев имеются крылышки (например: у берёзки), крылышки им нужны, чтобы разлететься подальше на полянке.

Проводит эксперимент: Воспитатель подбрасывает семечко клена, оно кружится и падает рядом. Затем подбрасывает второе семечко клёна, и вместе с детьми дует на него, словно ветерок, семечко отлетает дальше в сторону. Вместе с детьми делают вывод.

Физкультминутка: 1-2-3 повернись, в дерево превратись.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

Станем мы деревьями (Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.)
Сильными большими
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (
Раздвигают ноги шире.)
Чтоб держали дерево, (
Сжатый кулак ставят над другим кулаком.)
Падать не давали,
Из глубин далёких (
Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.)
Воду доставали.
Тело наше ствол могучий
Он чуть-чуть качается (
Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой острой (
Складываем ладони шалашиком, острым концом вверх.)
В небо упирается (
Поднимаем соединённые руки вверх.)
Наши руки – это ветви, (
Раскрывают ладони в поднятых руках.)
Крону вместе образуют (
Смыкают пальцы над головой.)
В кроне им совсем не страшно, (
Качают головой)
Когда ветры сильно дуют (
Качают поднятыми руками.)
Пальцы - веточками будут, (
Шевелят пальцами обеих рук.)
Листья закрывают их (
Прикрывают одну ладонь другой.)
Как придёт за летом осень, (
Поднимают вверх правую, затем левую руки.)
Разлетятся листья в миг (
Разводят руки в стороны).

Воспитатель: Где растут деревья? (В лесу.)

Просит подойти к столам, где разложены вырезанные деревья (хвойные и лиственные).

В разных лесах растут разные деревья. У берёзки, осинки есть листочки, лес, в котором растут эти деревья, называют лиственным. (Демонстрация иллюстраций). У сосны, ели нет листьев, вместо них у этих деревьев есть иголочки – хвоинки. Такие деревья называются хвойные, и лес, в котором они растут, называется хвойным. (Показ иллюстрации хвойного леса).

Давайте и мы с вами посадим свой лес, возьмите по деревцу и укрепите их на нашем панно. Посмотрите, в нашем лесу растут и хвойные деревья, и лиственные такой лес называют смешанным лесом. Давайте запомним, в смешанном лесу растут и хвойные деревья и лиственные. У нас получился замечательный лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете? ( Не мусорить, не разорять гнёзда, не разводить костры и т д.)

Сегодня мы с вами вспомнили и узнали очень много интересного, и я думаю, сможем помочь ёжику выполнить его очень сложное задание. Достаёт конверт с заданием в нём картинки – рисунки. Игровое упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (Дети дорисовывают деревьям веточки, ствол, листики и т.п.)

Заключительная часть: Выполненное задание отдают ёжику и прощаются с ним. Он благодарит детей и дарит мешочек с шишками, семенами, маленькими веточками для поделок из природного материала. Педагог подводит итог занятия, спрашивает детей, что им понравилось, что узнали нового?

«Путешествие по лесным тропинкам» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес», формировать представления о лесе, как доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой.
  • Учить различать лиственные и хвойные деревья, узнавать и правильно называть лекарственные травы, грибы.
  • Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Словарная работа: Систематизация слов хвойные, лиственные, кора, корни.

Предварительная работа: экскурсия в парк, беседа о лекарственных растениях, чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

В: Ребята, сегодня мы и поговорим с вами об удивительном лесном царстве. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие по лесным тропинкам. Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.

В.: Закройте все глаза и сосчитайте до пяти. Раз – два – три – четыре – пять. Посмотрите, мы оказались на лесной полянке. Какая она красивая. Давайте сделаем глубокий вдох и скажем, чем может пахнуть в лесу? (Ответы детей). Кругом высокие деревья и кусты. Под ногами лесной ковёр из разнотравья. Как много красивых цветов. И все это делает чистым, свежим, ароматным наш воздух.

Ребята, почему лес называют легкими планеты? (Потому, что растения очищают воздух.)

В.: Лес не только очищает воздух, лес – это еще и природная аптека, он лечит человека, дает нам силу и здоровье.

В нашем лесу живет Лесная фея.

Ф.: Здравствуйте друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о лесе и о растениях, которые в нем растут.

Ф.: Какие деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей.)

В.: Сосна, кедр, лиственница, ель – хвойные деревья. Почему они так называются? (Ответы детей). Лес, в которых растут эти деревья, называются хвойным. (Показ иллюстраций.)

Сосновый бор - светлый и сухой лес. Когда идёшь по сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные свечи возвышаются над головою стволы деревьев. Летом в них можно собирать ягоды – бруснику, чернику. Растут там и грибы – боровики, маслята, сыроежки. На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда, хищные птицы – ястребы, орлы.

Еловый лес – тёмный, мрачный, сырой. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Прячутся там и зайцы, белки остаются зимовать из-за шишек, вьют гнёзда рябчики и хлопотливые дрозды.

Береза, осина, рябина, как назвать эти деревья одним словом? (Лиственные). Почему они так называются, как вы думаете? Лес, в котором растут названные деревья, называется лиственным. В таких лесах собирается множество певчих птиц. На полянах цветут цветы, зреют ягоды, много грибов. Лес, в котором растут разные деревья и лиственные, и хвойные называется смешанным. (Иллюстрации.)

В: Ребята, лесная фея приготовила для вас вопросы, попробуем ответить на них?

Ф.: Все деревья, как и люди, могут болеть, и даже погибают.

От чего? Кто может поселиться под корой дерева? (Жук-короед.)

Ф.: Кого называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

В.: От чего еще могут болеть деревья? (Если кто-то порезал кору или сломал ветви у дерева).

Ф.: Для чего нужна дереву кора? (Кора защищает дерево от мороза, ветра, от солнца.)

Ф.: Ребята, зачем же растениям нужны корни? (Через корни дерево «пьет» воду и получает питательные вещества из земли.)

Ф.: Откуда берутся деревья? (Из семян.)

Физкультминутка

Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Руки вверх.
Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом.

Повороты туловища.

Лес – зеленая больница, лес – как сказочное царство: тут кругом растут лекарства, в каждой травке, в каждой ветке, и микстура, и таблетки.

В: Почему лес называют зелёной больницей? (Ответы детей.) Потому что лес богат лекарственными растениями, которые издавна люди использовали в медицине. Вот некоторые из них: Одуванчик не только салатное, но и лекарственное растение. В его длинных листьях много витаминов. Мать и мачеха: Растет вдоль дорог, тропинок. Собирают весной. Настой из её цветов и листьев употребляется при простудных заболеваниях. Первоцвет весенний: Богат витамином С. Из цветков и листьев получается прекрасный лекарственный весенний салат. Ромашка: В медицине используют цветки. Отваром лечат простудные заболевания. Заваривают успокаивающий чай.

Ф.: Ребята, а какие грибы вы знаете? (Ответы детей).

Игра «Найди что лишнее?» (изображение грибов все съедобные, один не съедобный).

http://ds50.ru/detsad/_3CW0PGD4C.jpg и т.п.

А если вы в лесу увидите несъедобный гриб, как вы поступите? Пройдете мимо или растопчите? Объясните, почему в лесу нельзя сбивать, растаптывать несъедобные грибы? (Ответы детей.) Несъедобные грибы служат для животных лекарством и пищей. Все растения и животные леса живут в мире и гармонии, они нужны друг другу, для животных лес это не только дом, но и аптека, и столовая. А вы знаете, чем питаются в лесу звери? (Ответы детей.)

Ф: А чем вы могли бы помочь лесу? Какие правила поведения на природе вы знаете? Мне понравилось что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе. До новых встреч!

В.: Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. Давайте закроем глаза и сосчитаем до пяти. Раз – два – три – четыре – пять, вот и в группе мы опять.

Ребёнок:

Я на кусте у родника, не тронул сети паучка.
Я поглядел на муравьев: у них домище – будь здоров!
Я долго по лесу шагал, и никого не напугал, нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил.

Итог занятия: Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника. Не сорвали цветов, не напугали птиц и зверей, не нарушили тишины и гармонии леса. Пусть мир, в котором мы живём, остаётся голубым и зелёным.

Литература:

  1.  «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2 Е.А. Алябьева, Творческий Центр, Москва 2008.
  2.  «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии

Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде"...

Конспект занятия по экологии

Программное  содержание:      Воспитывать  доброе  и  заботливое  отношение  к  живой  природе, заботу  о  братьях  мень...

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Тема занятия: Волшебство капельки (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)Пояснительная записка: В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отнош...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...