Конспект по опытно-экспериментальной деятельности " Что растворяется в воде" автор: Максимова С.А.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Что растворяется в воде».
Составила Воспитатель Максимова С. А.
Программное содержание: Учить детей выявлять вещества которые растворяются в воде. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой на пару детей, ложки каждому, подносы.
Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами, игрушка галчонок, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Методические приемы: Сюрпризный момент - галчонок Любознайка, вопрос-ответ, опыты.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр мультфильма « крокодил Гена и чебурашка чистят речку»
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Сегодня к нам в гости прилетел галчонок, его зовут Любознайка. С собой он принес «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Воспитатель по очереди достает пакетики с веществами и спрашивает у детей, что это?)
Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок и пищевой краситель.
Воспитатель: Любознайка, а зачем ты нам всё это принес?
Любознайка: Сорока рассказала мне, что все вещества растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверен, что все вещества растворяются в воде?
Любознайка: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли вещества в воде растворяются?
Дети: Да/нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала мы вспомним какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Какая бывает вода?
Дети: Бесцветная, без запаха, безвкусная, текучая.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию
(дети рассаживаются по два за столы, на которых стоят стаканы на подносах с водой и ложечки).
Воспитатель: Вот сейчас мы вместе с Любознайкой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно и нельзя делать в лаборатории.
(воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предмет и вещества,
- нельзя брать их в рот, трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Давайте возьмем ложечки и добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Растворился сахар или нет?
Дети: растворился.
Воспитатель: правильно сахар постепенно растворяется в воде. А, что будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится, как вы думаете?
Дети: нет.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавляйте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: не растворился.
Воспитатель: Правильно он не растворился, т.к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. Ребята, покажите галчонку Любознайке свои стаканчики. Вот видишь, Любознайка, речной песок не растворяется, запомни это.
Ребята Любознайка предлагает нам всем отдохнуть и сделать весёлую разминку вместе с ним.
ФИЗМИНУТКА
Капля первая упала – кап.(ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап-кап-кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали
Туфли посмотрите мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясём.
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим. (присесть)
Воспитатель: Вот какую интересную разминку показал нам Любознайка. А мы продолжим наш эксперимент.
Как вы думаете, какое следующее вещество мы положим в воду?
Дети: стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете он тоже растворится как сахарный песок, или, как речной не растворится?
Дети: растворится-не растворится.
Воспитатель: давайте попробуем. Добавьте ложечку стирального порошка и перемешайте, наблюдаем, что получилось? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком? (он растворился)
Воспитатель: Посмотрите ребята на ваши столы, у нас остался пищевой краситель, который мы с вами еще не растворили. Но перед тем как его растворить Любознайка хочет нам показать весёлую пальчиковую гимнастику про своих друзей птичек, а вы повторяйте за ним.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПТИЧЕК СТАЯ»
Пой-ка-подпевай-ка!
Десять птичек стайка.
Эта птичка соловей
Эта птичка воробей
Эта птичка-совушка
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка- коростель,
Эта птичка –скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан………….
Птички – птички, по домам!
Методические указания: Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой руки, потом левой. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Воспитатель: Спасибо галчонок, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. Ребята возьмите ложечки и добавьте краситель в стакан с водой, что произошло с водой?
Дети: Вода стала красная, синяя; покрасилась.
Воспитатель обобщает: Правильно краска растворилась и изменила цвет воды.
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Любознайке, какие вещества у нас растворились. А какие нет.
Дети: Стиральный порошок, краситель, сахарный песок растворились, а речной песок нет.
Воспитатель: Вот видишь, Любознайка, не все вещества, которые ты нам принес, растворяются в воде.
Любознайка: Да, теперь я понял, что нельзя доверять Сороке, нужно проверять всё самому.
Коллеги, сегодня вы все хорошо поработали. Все молодцы! А Любознайке пора улетать от нас. Дома его ждет мама. Скажем галчонку: «ДО СВИДАНИЯ!»
А вы когда придете домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали опытным путем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка»...
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)
Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...
Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»
Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...