Конспект по опытно-экспериментальной деятельности " Что растворяется в воде" автор: Максимова С.А.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Максимова Светлана Александровна

конспект О.Д. для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_eksperement_-_kopiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Что растворяется в воде».

Составила         Воспитатель  Максимова С. А.

Программное содержание: Учить детей выявлять вещества которые растворяются в воде. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами. Развивать исследовательскую деятельность детей.

Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой на пару детей, ложки каждому, подносы.

Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами, игрушка галчонок, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.

Методические приемы: Сюрпризный момент - галчонок Любознайка, вопрос-ответ, опыты.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр мультфильма « крокодил Гена и чебурашка чистят речку»

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Сегодня к нам в гости прилетел галчонок, его зовут Любознайка. С собой он принес «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке?  (Воспитатель по очереди достает пакетики с веществами и спрашивает у детей, что это?)

Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок и пищевой краситель.

Воспитатель: Любознайка, а зачем ты нам всё это принес?

Любознайка: Сорока рассказала мне, что все вещества растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.

Воспитатель: А ты уверен, что все вещества растворяются в воде?

Любознайка: Да, можете проверить.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все ли вещества в воде растворяются?

Дети: Да/нет.

Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала мы вспомним какими свойствами обладает вода? Что она может делать?

Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.

Воспитатель: Какая бывает вода?

Дети: Бесцветная, без запаха, безвкусная, текучая.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию

(дети рассаживаются по два за столы, на которых стоят стаканы на подносах с водой и  ложечки).

Воспитатель: Вот сейчас мы вместе с Любознайкой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно и нельзя делать в лаборатории.

(воспитатель показывает карточки с символами)

Дети отвечают, а воспитатель обобщает:

- нельзя без разрешения брать предмет и вещества,

- нельзя брать их в рот, трогать после опыта глаза руками,

- внимательно слушать задание,

- убирать за собой после опытов,

- мыть руки после окончания опытов.

Воспитатель: Давайте возьмем ложечки и добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром дома, когда собираемся пить чай.

Теперь наблюдаем, что изменилось? Растворился сахар или нет?

Дети: растворился.

Воспитатель: правильно сахар постепенно растворяется в воде. А, что будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится, как вы думаете?

Дети: нет.

Воспитатель: Давайте проверим. Добавляйте речной песок и перемешайте, растворился или нет?

Дети: не растворился.

Воспитатель: Правильно он не растворился, т.к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. Ребята, покажите галчонку Любознайке свои стаканчики. Вот видишь, Любознайка, речной  песок не растворяется, запомни это.

Ребята Любознайка предлагает нам всем отдохнуть и сделать весёлую разминку вместе с ним.

ФИЗМИНУТКА

Капля первая упала – кап.(ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)

И другая пробежала – кап.

Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)

Кап-кап-кап капельки запели.

Намочились наши лица, мы их вытирали

Туфли посмотрите мокрыми стали (наклон вперед)

Мы плечами потрясём.

Капельки стряхнем.

От дождя мы убежим

Под кусточком посидим. (присесть)

Воспитатель: Вот какую интересную разминку показал нам Любознайка. А мы продолжим наш эксперимент.

Как вы думаете, какое следующее вещество мы положим в воду?

Дети: стиральный порошок.

Воспитатель: Правильно. Ребята, как вы думаете он тоже растворится как сахарный песок, или, как речной не растворится?

Дети: растворится-не растворится.

Воспитатель: давайте попробуем. Добавьте ложечку стирального порошка и перемешайте, наблюдаем, что получилось? Какая стала вода?

Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.

Воспитатель: Что стало с порошком?  (он растворился)

Воспитатель: Посмотрите ребята на ваши столы, у нас остался пищевой краситель, который мы с вами еще не растворили. Но перед тем как его растворить Любознайка хочет нам показать весёлую пальчиковую гимнастику про своих друзей птичек, а вы повторяйте за ним.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ПТИЧЕК СТАЯ»

Пой-ка-подпевай-ка!

Десять птичек стайка.

Эта птичка соловей

Эта птичка воробей

Эта птичка-совушка

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка- коростель,

Эта птичка –скворушка,

Серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну а это злой орлан………….

Птички – птички, по домам!

Методические указания: Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой руки, потом левой. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Воспитатель: Спасибо галчонок, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. Ребята возьмите ложечки и добавьте краситель в стакан с водой, что произошло с водой?

Дети: Вода стала красная, синяя; покрасилась.

Воспитатель обобщает: Правильно краска растворилась и изменила цвет воды.

Воспитатель: Ребята, давайте напомним Любознайке, какие вещества у нас растворились. А какие нет.

Дети: Стиральный порошок, краситель, сахарный песок растворились, а речной песок нет.

Воспитатель: Вот видишь, Любознайка, не все вещества, которые ты нам принес, растворяются в воде.

Любознайка: Да, теперь я понял, что нельзя доверять Сороке, нужно проверять всё самому.

Коллеги, сегодня вы все хорошо поработали. Все молодцы!  А Любознайке пора улетать от нас. Дома его ждет мама. Скажем галчонку: «ДО СВИДАНИЯ!»

А вы когда придете домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали опытным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)

Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...

Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»

Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...