«Удивительные спички»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Корягина Анна Валерьевна

Систематизирование знаний детей о многообразии предметов рукотворного мира и их значения в быту

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_kollektsiy_3.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО работника дошкольного образования

               Корягина Анна Валерьевна

Место работы ( полное наименование дошкольного образовательного учреждения- по уставу)  

 Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное Образовательное Учреждение « Детский сад № 4» ЧПистопольского  муниципального  района Республики Татарстан

 Возрастная категория детей

              Старший дошкольный возраст

Название коллекции

                «Удивительные спички»

Актуальность

Актуальность данной коллекции в том , что  она способствует систематизации представлений о предметах рукотворного мира. Формирует интерес к живописи и литературе. Расширяет представления детей о народном промысле.  Рассматривая коллекцию, ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость.  А показывая свою коллекцию друзьям, малыш учится общению.  

Ожидаемые результаты

Изменение и обогащение среды развития в соответствии с темой проекта.  

Систематизирование знаний детей о многообразии предметов рукотворного мира и их значения в быту

Создать в группе мини- выставку: " Чудесные коробочки"

Конкурс рисунков на тему: "Новая коллекция спичечных коробков"

Сплочение детского и взрослого коллектива.

Номинация

«Коллекция удивительных предметов»

Краткое описание  каждого экспоната

Коллекция представляет собой  2 набора  спичечных коробков  в количестве 17 штук в каждом.

 Тематика первого набора  иллюстрации к сказкам Пушкина:

Сказка о золотом петушке

Сказка о мертвой царевне

Сказка о попе и работнике его Балде

Сказка о царе Салтане

Сказка о рыбаке и рыбке

Руслан и Людмила

Второй набор « Дымковская игрушка».

Он включает в себя иллюстрации

Барышня с младенцем;

Барышня с ребенком;

Барыни ;

Барышни с коромыслом;

Барышни с собачкой;

Петухи;

Индюки;

Коровы;

Собаки;

Козлы;

Кавалеры;

История создания  коллекции

У семьи Артура Васильева,  есть коллекция  спичечных коробков , с изображением  на них сказок Пушкина А.С. Эта коллекция появилась у них очень давно в 1958 году. Когда дедушка Артура был маленьким . Ему  мама читала на ночь сказки. И вот однажды она познакомила его со сказками Пушкина, но в книге не было иллюстраций.  Тогда мальчик стал искать, где можно их найти. Он покупал книги, открытки, календари  с иллюстрациями к сказкам, но самый главный экспонат в его коллекции был набор спичек, который привез ему из  Москвы папа.

Цель:

Показать разнообразие иллюстраций спичечных коробков.

Задачи:

- Формировать  познавательный интерес к коллекционированию;

-    Развивать эстетический вкус;      

-   Активизировать участие родителей в образовательном процессе;

-;   Воспитывать любознательность.  

Рекомендации по работе с коллекцией

 Коллекция должна соответствовать возрасту ребенка и быть доступной для понимания.

Использовать игры с коллекцией на занятиях, а также повседневной жизни;

Коллекцию можно применять в индивидуальной, и в коллективной работах. Поддерживать интерес к коллекции, обогащая ее новыми материалами;
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности :познавательная: ¬ развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);  ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;  игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры; • продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), оформление выставок коллекций; коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;  трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;  чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; творчество - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.).

Использованная литература, интернет ресурсы

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Источники: http://www.maam.ru/ https://ru.wikipedia.org/ 

                                                                   Паспорт коллекций                                                        

                                             Работа с коллекцией

                           По принципу сочетания наглядного материала и слова педагога или родителя

Примерный конспект организованной образовательной деятельности или занимательного дела ( ООД,ЗД)

Цель: Познакомить детей с необычными спичками.

Задачи:

Познакомить детей с историей возникновения спичек.

Формировать у детей понятие « коллекция», « коллекционирование», « коллекционер» .

Активизировать словарь детей словами: коллекция, Гвидон,  Балда, Царевна Лебедь, Черномор, Салтан, терем, прялка оброк, рать, воевода, шамаханская царица, барышня, барыня, кавалер,коромысло, младенец,  звездочет, шатер.

•Воспитывать интерес к художественной литературе и народному творчеству.

Вводная часть ( длительность 5. мин)

Цель: создать интерес к

Методические приемы:

Ребята , я хочу вас пригласить на выставку удивительных предметов.  Вы согласны? Да

Дети, посмотрите, что это за чудесные предметы? Правильно это спички.  

Всего каких-то 150 лет назад спички называли восьмым чудом света.

А хотите узнать, как появились спички?

Древние люди ударяли два камня друг о друга, получали искры, которые зажигали ранее, приготовленный  прут. Первые спички изобрел английский фармацевт Джон Уокер и как это часто бывает совершенно случайно. Он смешивал химикаты с помощью палки. На конце этой палки образовалась засохшая капля. Чтобы убрать ее, он чиркнул палкой по полу. И вспыхнул огонь! Эти спички были очень опасны т.к. они воспламенялись при трении о любую твердую поверхность.В1855г химик Йохан Лундстрем изобрел безопасные спички.   Наконец в 1889г Джошуа  Пьюси изобрел спичечный коробок. Первые картинки появились в конце 19 века в Америке. Это была реклама различных товаров.

А что необычного в наших  спичках. Давайте их рассмотрим.  В чем уникальность? Да, на них изображены иллюстрации к сказкам  Пушкина .

Ребята, перечислите сказки, связанные с этими иллюстрациями. Благодаря этим иллюстрациям, мы можем представить: и золотую рыбку, и старуху, и петушка, и мертвую царевну из одноименной сказки. А еще какие иллюстрации вы увидели?

Да, картинки с изображением  дымковских игрушек.

 

Основная часть ( длительность 18 мин)

Методические приемы:

Эту необычную коллекцию нам предоставила семья Артура Васильева.

Давным -давно, когда дедушка Артура был маленьким, ему мама читала на ночь сказки. И вот однажды она познакомила его со сказками Пушкина, но в книге не было иллюстраций.  Тогда мальчик стал искать, где можно их найти. Он покупал книги, открытки, календари с иллюстрациями к сказкам, но самый главный экспонат в его коллекции был набор спичек, который привез ему из Москвы папа.  Валентин (так зовут дедушку Артура) очень обрадовался подарку. Он часто перебирал, рассматривал свое « богатство», вспоминал любимые моменты из сказок.  К нему приходили друзья и они вместе играли с этими необычными спичками. Затем родственники привезли новый набор спичек « Дымковская игрушка»

Ребята, скажите, как можно назвать человека который коллекционирует предметы? Можно ли мальчика Валентина назвать «коллекционером»?

     А хотите поиграть со спичечными коробками, так как играл с ними  Валентин?

  • Из каких мы сказок?

Ребенок берет коробок спичек  и рассказывает, что изображено на нем и из какой сказки эта картинка.

  • Угадай героев сказки

Ребенок отвечает на вопросы, показывая коробок спичек с этой сказкой.

а. Как звали жениха спящей царевны? ( Елисей)

б. Имя злого волшебника заточившего Людмилу в темницу? ( Черномор)

в .Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? ( Балда)

 г. Сын царя Салтана,  который спас Царицу  Лебедь?(Гвидон)

Кто из героев сказки сообщал о предстоящей войне? ( Петушок)

                  Узнай сказку

а. Путь, дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. ( сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

б. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. ( сказка о золотой рыбке)

в. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. ( Балда)

г. Рать, воевода, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. ( сказка о золотом петушке)

            4.Загадки

Какая домашняя живность живет в подворье Дымковских мастериц? (коровы, козы, петухи, индюки, утки, куры)

Как мастерицы называли юбку- колокол у барышень? (ступка)

В кокошнике на руках Ваня, когда подрастешь, не забудь? (няня)

За студеную водицей молодица, как лебедушка плывет.  (Водоноска)

Кофточки цветные, юбки расписные, шляпки – трехэтажные статные и важные? ( Дымковские барышни)

Загадки:

1.      Какая домашняя живность живет в подворье Дымковских мастериц? (корова , коза – давали молоко, куры, утки, гуси – желток яйца).

2.      Из чего готовят Дымковские мастерицы яичницу? (из белков, т.к. желтки идут на краску).

3.      Как мастерицы называли юбку – колокол у барышень? ( ступка)

4.      Что придавало яркость и блеск дымковской росписи? ( желток в красках)

5.      В кокошнике, на руках Ваня, когда подрастёшь, не забудь …( Няню)

6.      За студёною водицей молодица, как лебёдушка плывёт,

Ведра красные несёт, на коромысле не спеша, посмотри, как хороша! (Водоноска)

7.      Вот стоит нарядный! Весь такой он ладный! Все расписаны бока у большого (индюка)

8.      Через горные отроги, через крыши деревень, краснорогий, желторогий мчится глиняный (олень).

9.      Кофточки цветные, юбки расписные, шляпки трех – этажные, статные и важные (Дымковские барышни).

10.  Вятка вздрогнула от свиста, всяк свисток к губам прижал!

И пошла базаром сказка – родился в веселый час – Вятский праздник…

Город весь пустился в пляс!  Название праздника ? (Свистопляска)

Дети, как вы думаете, а кто рисует иллюстрации к спичечным коробкам? Художники

Ребята, а хотите сами стать художниками и нарисовать необычные картинки к спичечным коробкам. Тогда проходите художественную мастерскую. Подумайте, что будете изображать, выберите материалы и приступайте к работе.

Заключительная часть ( длительность 2-3 мин)

 Цель: подвести итог занятия. Получить обратную связь.

Методические приемы:

 Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Скажите, вам  понравилась наша выставка? А что вам понравилось больше всего? Да очень необычную коллекцию мы с вами посмотрели.  Дети, может у вас возникнет желание заняться  коллекционированием .  Может вам интересно собирать  марки, открытки, книги ,монеты. И вы хотите об этом поделиться с друзьями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спички не тронь, в спичках -огонь

Тематическое развлечение по формированию у детей основ противопожарной безопасности, проводится как итог большой предварительной работы, чтения художественной литературы, разучивания музыкального мате...

Презентация : "Спички не тронь в спичках огонь"

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Спички не тронь – в спичках огонь» (I младшая группа)

Цель: Учить детей безопасному поведению и обращению с опасными предметами: спичками. Познакомить с профессией пожарного, пожарной машиной, правилами пожарной безопасности.Задачи:1. Вызвать у дет...

НОД для 2-й младшей группы на тему: "Спички детям - не игрушка! Спички не тронь - в спичках огонь!"

Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».  Проявлять познавательный интерес к профессии пожарного. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей ...

Проект по конструированию из спичек и пластилина «Удивительные спички!»

А      Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Конструирование из бросового материала б...

Краткосрочная образовательная практика по выбору детей на тему "Удивительные аппликации из спичек"

Представлен материал "КОП" на тему "Удивительные аппликации из спичек"...