Проект «Здравствуй, Осень!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность: в условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Предполагаемый результат:
Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
1 этап. Целеполагание.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Осень!».
Задачи:
Углубить представления об изменениях в природе осенью;
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
Привлечь внимания к окружающим природным объектам;
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья»;
Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
2 этап. Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
Разработка конспектов НОД;
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
Подбор художественного материала;
Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Фрукты», «Овощи»,«Грибы»;
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
3 этап . Реализация проекта
План работы с детьми по осуществлению проекта «Здравствуй, Осень!»
Познавательное развитие:
1. Ознакомление с окружающим:
«Осенний лес. Дары леса», «Приметы осени», «В гости к осени»
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
2. Конструирование и ручной труд из природного материала:
«Бабочка» (из листьев), «Жар – птица» (из листьев), «Лесовичок» (из шишек, желудей)
3. Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
4. Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
5. Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада», «Наш огород», «Ищем приметы осени»
6. Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком»
7. Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
1. Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени. Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
Заучивание стихов и загадок.
2. Словесные игры:
«Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
3. Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…», К. Бальмонт «Осень» ,А. Майков «Осенние листья» ,Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето», Ю. Тувим "Овощи", А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» , И. Соколов- Микитов «Листопадничек », М. Пришвин «Птицы и листья», К. Чашева «Деревья спят», К. Ушинского «Четыре желания».
Социально – коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».
2. Дидактические игры:
«Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты» ,«Что растёт на грядке?».
3. Игры – драматизации:
«Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева) , «Три поросенка», «Зимовье зверей»
4. Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы
подготовка клумбы группового участка к зиме
укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседы: «Осенние хлопоты человека осенью», «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров» , «То, что растет живое», «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др.;
Художественно-эстетическое развитие
1. Аппликация:
«Осенние деревья», «Грибы», «Овощи»
2. Рисование:
«Нарядные грибочки», «Золотая осень» (пейзаж), «Овощи на тарелке»
3. Лепка:
«Деревья осеннего леса», «Грибы», «Овощи»(пластилинография)
4. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
5. Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»
6. Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
«Осень золотая» слова и музыка Л. Б. Веселовой
7. Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
8. Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Досуги, развлечения:
1. «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»
2. «Осенний праздник»
3. «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Физическое развитие
1. Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 5 названий!», «Осенние листочки», «Гуси – лебеди»
2. Игры – соревнования:
«Кто быстрее обежит лужи»
3. Физкультминутки:
«Клён»
- Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы»
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
4. Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
назад)
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
4этап. Заключительный
Продукт проектной деятельности:
Семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
Альбом с загадками «Осень»;
Презентация проекта «Осень»
Досуг «Заглянула Осень в сад»;
Мероприятия по работе с родителями:
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;
Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии»;
Организация выставок детских работ;
Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»
Результаты проектной деятельности:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презекнтация к проекту Осень | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, С перелетным журавлем.
Праздник «Осень, в гости просим!»
Выставка рисунков «Осенние фантазии»
Выставка «Дары Осени»
Листик красный, листик желтый, А зеленых не видать! Поменяли цвет листочки, Стали дружно опадать. Солнце прячется за тучки, Хмурый дождик льет с утра. Это осень наступила – Золотистая пора!
Октябрь окунулся в тень, Луч солнца туча застилает. Унылый дождь встречает день, Вновь осень крылья расправляет.
Глянь на улицу: повсюду Листья по ветру летят, В дивном вальсе закружился Разноцветный листопад! Листья под ноги ложатся Мягким красочным ковром, Ну, а завтра, ранним утром, Мы корзиночки возьмём И по коврику лесному За опятами пойдём.
Середина октября. Ночи стали длинные. Улетели за моря Стаи журавлиные.
Мерзнет ветер в ноябре, Холодом простужен: Он на утренней заре Встретился со стужей.
С каждым годом всё краше Дорогие края... Лучше Родины нашей Нет на свете, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Здравствуй, осень золотая"
Материал представляет собой план работы по теме "Осень" с детьми подготовительной группы....
проект "здравствуй, осень золотая"
проект для первой младшей группы...
Проект "Здравствуй ,Осень,здравствуй Осень! Хорошо,что ты пришла!"
Проект "Здравствуй ,Осень,здравствуй Осень! Хорошо,что ты пришла!" для средней группы....
информационная карта проекта "Здравствуй, Осень, здравствуй Осень! Хорошо, что ты пришла".
В условиях образовательного процесса в ГБДОУ укреплять и расширять связь с природой, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, приобщать к совместной деятельности детей и родителей, ка...
Проект: "Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла!"
Экологическаий проект для детей средней группы....
Проект «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»
Проект «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»Паспорт проекта.Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники:...
Проект «Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!»
Паспорт проекта.Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед группы, музыкальный рук...