Познавательно – экспериментальная деятельность.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кубышкина Наталия Витальевна

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment_s_bumagoy.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Конспект занятия по ОО «Познание»

старшая группа

Тема: Бумага, ее свойства и виды.

Орг. момент.

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

 воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я  принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
« Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой »

-бумага.           (лежат в сундучке разные виды бумаги)                                                                                                                                      

- Правильно ребята, это бумага.  

-  Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

-Для чего нужна бумага?

 Вспомните, где применяется бумага?                                                                                                                                                

- А вот, всегда ли у человека была бумага?  /Дети отвечают отрицательно/                                

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?    / На камнях, на скалах /.

 В разные времена люди писали на разных материалах.

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель:

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем. (слайд)

«Путешествие на бумажную фабрику»

«Изготовление бумаги»

 В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах  (слайд ) .

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд ).

Бревна привозят на завод (слайд ).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд ) .

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд ) .

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд ) .

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд ) .

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд ).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд ).

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд ).

 Процесс ОД

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги) .


Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства) .

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5.  «Бумага горит»

Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .

Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги  на альбомный лист)

- салфетка

- газета

- открытка

- цветная

- гофрированная

- бархатная

- обойная

- тетрадная

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

Заключительная часть
Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

Рефлексия

Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?

Тема: ОПЫТЫ С МЕТАЛЛОМ, ДЕРЕВОМ, ПЛАСТМАССОЙ.

Цель занятия: Развитие познавательного интереса, мелкой моторики, диалогической и связной речи, долговременной памяти, наглядно-образного мышления, эмоционального отклика, тактильных ощущений, наблюдательности, кругозора детей.

Задачи занятия:

  • Расширять представление детей о свойствах различный материалов.
  • Развивать умение проводить простейшие исследования.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов.
  • Формировать умение сравнивать способность тонуть металлических, деревянных и пластмассовых предметов.
  • Воспитание навыков взаимопомощи.

Материалы для занятий:

  • письмо от Фиксиков;
  • ёмкость;
  • металлическая гайка;
  • пластмассовые крышки;
  • спички (без селитры);
  • гвозди;
  • карандаши;
  • пластиковый стаканчик;
  • пластинка от домино;
  • пластмассовая, металлическая и деревянная ложка.

Ход образовательной деятельности.

К нам пришли гости. Поприветствуйте их и больше не отвлекайтесь. Я думаю, вам будет сегодня интересно, мы узнаем много нового, будем рассуждать и играть.

Ребята мне сегодня пришло письмо от Фиксиков. Хотите я его прочитаю? (Ответы детей.)

Воспитатель читает письмо «Здравствуйте дорогие друзья, пишут вам Нолик и Симка. У нас случилась беда. Мы хотели с ноликом поплавать в воде, но не можем теперь выбраться. Мы лежим на дне стакана у Дим Димыча, Помогите, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, мы поможем нашим друзьям? (Ответы детей.)

Ребята, почему Фиксики утонули в стакане? (Ответы детей)

Из какого материала сделаны Симка и Нолик? (Ответы детей)

А какой материал не тонет, как вы думаете? (пластмасса и дерево)

Я предлагаю вам, проверить, что было бы если Фиксики были не из металла, а дерева или пластмассы?

Опыт 1. Все ли предметы одинаковой поверхности?

Воспитатель: Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов сделанных из металла и пластмассы. У вас на столах лежат металлические болты, спички и пластмассовые крышки. Отличаются ли они? Чем? Проверим? Какая поверхность у металлической пластины? (Гладкая) А какая – у спички? (Шероховатая), а какая у пластмассовой крышки? (Гладкая)

Исследование деревянных, металлических и пластиковых предметов на твердость.

Показ опыта воспитателем.

Какой можно сделать вывод? (дерево и пластмасса мягкое, а металл- твердый)

Опыт 2. Исследование прочности.

Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его.

- Не получилось? Значит, он какой? (прочный)

Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать о прочности спички? (хрупкая)

А теперь попробуйте сломать пластинку от игры домино. Что мы можем сказать о прочности домино? (хрупкое)

Дидактическая игра «Наоборот».

- я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное. (Тяжелый – легкий, шероховатый - гладкий, прочный – хрупкий, мягкий – твердый)

Физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из - под ладошек.

И направо! И еще

Через левое плечо!

Опыт 3. «Тонет- плывет».

Давайте проверим, что поплывет, а что- потонет. Какой можно сделать вывод? (металл тяжелый, а дерево и пластмасса - легкое). От того, что Фиксики сделаны из металла, по – этом они не поплыли, а потонули.

Опыт 4. « Теплопроводность»

Ребята, а вы знаете, что металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность – от слов «проводить тепло». Сейчас мы убедимся в этом на опыте.

- подходите к столу, но очень осторожно, в чашке горячая вода. Я положу в чашку деревянную, пластмассовую и металлическую ложки. Как вы думаете, что произойдет? (металлическая ложка нагревается, а пластмассовая и деревянная нет).

Это свойство называется теплопроводность.

-Какой вывод можно сделать?(Металл проводит тепло)

Рефлексия

Ребята, выберите себе любой нарисованный предмет, который бы вы хотели отправить своим друзьям Фиксикам, для того, что бы они могли поплавать на воде. И назовите, из чего этот предмет сделан. Все эти предметы сложите в посылку. Я обязательно эту посылку отправлю Нолику и Фиксику.

А теперь попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- экспериментальная деятельность дошкольников.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру....

Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"

Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:-расширение представлений об окружающем...

Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Царственная осанка"

Целью познавательно-экспериментальной деятельности является ознакомление воспитанников подготовительной к школе группы с понятием правильная осанка и мерами про пррофилактике её нарушения. В процессе ...

Познавательная экспериментальная деятельность с детьми

Картотека опытов для педагогов и родителей. В Картотеке собраны опыты с водой и снегом для детей дошкольного возраста. Дети с помощью взрослых получат ответы на свои вопросы: "Можно ли есть...

Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнк...

Методические рекомендации к работе в познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет.

Данный материал позволяет разнообразить и расширить компетенцию воспитателя в работе с детьми в области познавательно-экспериментальной и продуктивной деятельности в старшей группе. Автор предлагает и...

Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Тайны шоколада»

Данный вид НОД позволяет детям не только узнать новое  и сделать самостоятельно выводы, к которым они приходят в результате экспериментов и практической деятельности....