"В царстве камней"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В данном материале размещена методическая разработка по экспериментированию в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_kamney.docx | 77.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Название опыта: «В царстве камней»
Цель: исследовать свойства камней
Оборудование: различные камни, стаканы с водой, картина гор, башни, дома, моста, станции метро, памятника, геологов, ложки.
Описание опыта: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
- А где мы можем увидеть камни? (На улице, в горах, в море, на даче…)
- Камни бывают очень разные. В старину люди считали, что камни обладают магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
- Посмотрите на экран (картинку). Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения.
- Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро, даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни? (Геологи)
- Правильно, геологи. Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа! Давайте представим себя геологами, а перед нами проложена дорога, которая ведёт в горы.
Физкультминутка.
Посмотрите, вот оно бревно, ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем и осторожно все пройдем. (Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем и приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Тихо к речке мы спустились, наклонились и умылись,
Хорошо мы освежились.
А тут пенек, присядь на нем, здесь мы, дети, отдохнем».
- Нам геологи передали разные камни, давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.
Опыт №1. Цвет.
- Рассмотрите свой камень, какого он цвета?
Вывод: все камни разного цвета.
В первой строчке закрасьте прямоугольник цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов).
Опыт №2. Определение характера поверхности.
- Погладьте каждый свой камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Показать самый гладкий камень и самый шершавый)
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Во второй строчке отметьте, если он гладкий, поставьте отметку в клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки — в клеточке с угловатым камнем.
Опыт №3. Блестит не блестит.
- Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Сделайте отметку в нужной клеточке.
Вывод: камни могут быть блестящими и не блестящими.
Опыт №4. Прозрачность, не прозрачность.
- Нужно определить, прозрачный ли камень, или он может пропускать сквозь себя свет (поднося камень к источнику света, дети смотрят на свет сквозь камень, определяя, пропускает ли камень сквозь себя свет или нет, отмечают в листе соответствующую клеточку).
Вывод: камни прозрачные и не прозрачные.
Опыт №5. Тонет – не тонет.
- А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Камень утонет)
- Давайте проверим. (Дети опускают камень в кружку с водой)
Вывод: камни тонут и не тонут.
Опыт №6. Растворимый – не растворимый.
- А может ли наш камень раствориться в воде? Помешайте ложкой. Отметьте в листе соответствующую карточку.
Вывод: камни в воде не растворяются, а некоторые растворяются.
Результат опыта: разные камни обладают различными свойствами.
Вывод: камни встречаются повсюду: под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень многие сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Камни разного цвета, у них разная поверхность, есть блестящие и не блестящие, прозрачные и нет. Но большинство камней очень твёрдые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.
СВОЙСТВА КАМНЕЙ
Поставить знак в нужной ячейке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Царство камней
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. "В царстве камней"
Конспект "В царстве камней". Дети знакомятся с разнообразием камней и их свойствами....
В царстве камней
Занятие по опытно - экспериментальной деятельности...
Стенгазета по проекту "В царстве камней"
Проводя работу по экологическому воспитанию детей в детском саду, мы чаще обращаем внимание детей на живые объекты, растения, животные, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Но ...
Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней».
Конспект в подготовительной группе «В Царстве камней»....