Технология экологиче-ского воспитания С .Н. Николаева.
учебно-методическое пособие по окружающему миру
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya.doc | 266 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
«Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.
Цель:
Воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Этапы технологии:
1 этап: использование природного окружения - растений и животных зеленой зоны детского сада и участков;
2 этап: продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений через использование разных видов практической деятельности: организованной образовательной деятельности детей, наблюдениях в природе, экспериментах, опытах, труде в природе, играх с природным материалом, чтении художественной литературы о природе.
3 этап: привлечение родителей к изготовлению поделок из природного материала, организация выставок; 4 этап: самостоятельное взаимодействие с объектами природы, поиск сведений, выход на проектную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам.
В технологии использованы различные методы организации детской деятельности:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов);
- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование. Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.), полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
Результат технологии: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Технология разработана на основе методических пособий:
З.Ф.Аксёнова «Войди в природу другом» изд. Москва 2008г.
О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»
О.А.Соломенникова ««Ознакомление с природой в детском саду»
С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Видео фильмы «12 месяцев»
Перспективное планирование средняя группа
СЕНТЯБРЬ
Перспективное планирование старшая группа
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема занятия | Наблюдения | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Во саду ли, в огороде» | «Что цветет в сентябре на нашем участке?» | «Где что зреет» | «С какой стороны листа в растение проникает воздух» | О.А.Соломенникова стр36 Т.Н.Зенина стр3 З.Ф.Аксенова стр51 |
2 неделя | «Экологическая тропа» | «Какие они цветущие растения, их строение» | «Хочу- не хочу» | «Почему черви во время дождя выходят на поверхность земли?» | О.А.Соломенникова стр38 Т.Н.Зенина стр5 З.Ф.Аксёнова стр51 |
3 неделя | « Лес – многоэтажный дом» | «Собираем семена цветущих растений» | «Хорошо- плохо» | «Почему верблюды в пустыне неделями обходятся без воды?» | О.Ф.Горбатенко стр75 Т.Н.Зенина стр6 З.Ф.Аксенова стр51 |
4 неделя | Диагностика | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Водоем и его обитатели» | «Знакомство детей с аквариумом» | «Съедобное – несъедобное», «Ботаническое лото» | «Как определить возраст рыб» | О.Ф.Горбатенко стр76 Т.Н.Зенина стр14 З.Ф.Аксенова стр53 |
2 неделя | «Рассматривание злаковых растений» | «Нужно ли собирать семена растений» | «Вершки-корешки» «Разрезные картинки». | Испарение воды | О.А.Воронкевич стр202 Т.Н.Зенина стр8 |
3 неделя | «Берегите животных» | «Здравствуй – я хомяк» | «Узнай по описанию» | «Проращивание семян при наличии влаги и без неё.» | О.А. Соломенникова стр41 Т.Н.Зенина стр21 |
4 неделя | «Прогулка по лесу» | «Растим нашу елочку» | «Узнай по описанию» | «Почему растения тянутся к свету?» | О.А.Соломенникова стр42 Т.Н.Зенина стр28 З.Ф.Аксенова стр53 |
НОЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Осенины» | «Сравнение елки с сосной» | «На чём привезли?» | «Почему звёзды светят постоянно» | О.А.Соломенникова стр 45 Т.Н.Зенина стр31 З.Ф.Аксенова стр55 |
2 неделя | «Пернатые друзья» | «Кто прилетел к нам на участок» | «Назови меня» | «Почему кошка языком чистит себе шёрстку?» | О.А.Соломенникова стр 49 З.Ф.Аксёнова стр54 Т.Н.Зенина стр44 |
3 неделя | «Насекомые осенью» | «Какая она и где ее можно найти» | «Кто лишний?» «Кто где живёт?» «Перелётные- зимующие» «Вершки- корешки» | «Свойства воздуха» | О.Ф.Горбатенко стр77. Т.Н.Зенина стр74 |
4 неделя | «Покормим птиц» | «Какие они птицы, что у них есть». | «Чей силуэт?» | «Защитные свойства снега» | О.А.Соломенникова стр53 Т.Н.Зенина стр46 |
ДЕКАБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Как животные помогают человеку» | «Какая вода льется из крана» | «Чудесный мешочек» «Лото» | Испарение воды. Образование пара. | О.А.Соломенникова стр55 Т.Н.Зенина стр35 |
2 неделя | «Знакомство с волком» | «Сравнение собаки и волка» | «Лото» | Снегопад (измерение глубины сугробов). | О.А. Воронкевич стр214 |
3 неделя | «Беседа о снеге» | «Красота снежинок» | « Хорошо- плохо» | Изготовление цветных льдинок | О.А.Воронкевич стр218 Т.Н. Зенина стр41 |
4 неделя | «Знаток природы» | «Ежедневный осмотр участка: наблюдение за небом, солнцем, луной, звёздами, движением солнца» | «Два Мороза» | Мыльные пузыри на морозе. | О.А.Воронкевич стр220 |
ЯНВАРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Зимние явления в природе» | «Следы на снегу» | «Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат) | «Как работает термометр?» | О.А.Соломенникова стр 57 З.Ф.Аксёнова стр59 Т.Н.Зенина стр42 |
2 неделя | «Экологическая тропа в здании детского сада» | «Птицы» (отгадать по форме клюва, чем питается птица) | «Что напутал художник» | Измерение глубины снежного покрова в разных местах. | О.А.Соломенникова стр59 |
3 неделя | «Растение , как живое существо» | «Зимние узоры на окне» | «Экологические цепочки» | «Зимний огород на окне.» | О.А.Воронкевич стр224 Т.Н.Зенина стр43 З.Ф.Аксёнова стр120 |
4 неделя | «Для чего нужен человеку нос» | «За погодой» | «Чей дом?» | «Поиск воздуха» | О.А.Воронкевич стр 226 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Зимние явления в неживой природе» | Ежедневный осмотр участка: небо, солнце, луна, звёзды; сила ветра (по флюгеру, направлению дыма, движению веток на деревьях) | «Экологические цепочки» «Где чей дом?» | «Почему замёрзшая вода двигает камни.» | Л.Г.Горького стр87 З.Ф.Аксёнова стр60 |
2 неделя | «Зимушка – зима» | Вьюга, метель (февраль- «бокогрей», «вьюговой», «Лютень»). Оттепель-появление твёрдой ледяной корки- наста, обнаружение наста , обнаружение разницы в плотности снега.) | «Чьи следы?» «Кто лишний?». | «Как растение может обеспечивать себя питанием?» | Л.Г.Горькова стр91 З.Ф.Аксёнова стр61 |
3 неделя | «Знакомство с животными жарких и холодных стран» | Узнавание следов человека (взрослого и ребёнка), следов птиц и зверей, домашних животных, следов от санок и лыж, машин. | «Зоологическое лото» | «Как выращивать грибок «Хлебная плесень» | О.А.Воронкевич стр228 З.Ф.Аксёнова стр61 |
4 неделя | «Мир комнатных растений» | «Сосульки, проталины, ручьи» | «Экологические цепочки» | «Какую роль играет воздух?» | О.А.Соломенникова стр66 З.Ф. Аксёнова стр63 |
МАРТ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1неделя | «Водные ресурсы Земли» | «Появление перелётных птицы». | «Я знаю 5 названий цветов (рыб, птиц, животных) | «Умная галка» | О.А.Соломенникова стр69 |
2 неделя | «Посев семян помидоров для рассады» | «За работой взрослых» | «Путаница» | «Что есть в почве» | Л.Г. Горькова стр95 |
3 неделя | «Дикие и домашние животные» | Ежедневный осмотр участка: длительность дня; изменение снега (рыхлый, тёмный, ноздреватый, грязный, зернистый); скорость таяния снега на дорожках и асфальте (зависимость от температуры воздуха и освещённости) | «Узнай, кто это?» | «Солнечные зайчика» | Л.Г Горькова стр97 |
4 неделя | «Леса и луга нашей Родины» | «Распускание почек. Цветение берёзы, ольхи, орешника, вербы.» | «Волшебники» | Проращиваем семена фасоли.
| О.А.Соломенникова стр71 |
АПРЕЛЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Весенняя страда» | Появление первых лесных цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук, фиалка) | «Узнай дерево(по цвету, коре, почкам, по стволу) | Опыт с тремя горшками с ростками: один рядом с окном – поливаем; другой –не поливаем; третий- в тёмный шкаф. | О.А.Соломенникова стр73 Т.Н.Зенина стр77 |
2 неделя | «Космос, звезды, вселенная» | «Появление бабочек, насекомых.» | «Что было бы, если бы не было рыб в водоёме» | «Вулкан» | Л.Г.Горькова стр100 |
3 неделя | «Природный материал- песок, глина, камни» | Ежедневный осмотр участка: небо, луна, звёзды и т.д.; когда солнце греет сильнее- утром, днём или вечером. | «Кто больше. Признаки растения, животного, насекомые?» | «Из каких цветов состоит солнечный луг» | О.А. Соломенникова стр74 З.Ф.Аксёнова стр66 |
4 неделя | «Солнце, воздух и вода- наши верные друзья» | «Гроза, гром, изменение природы перед грозой.» | «Узнай по голосу (шумы и крики птиц, зверей, разговоры людей) | «Как маскируются животные?» | О.А.Соломенникова стр77 |
МАЙ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Высадка рассады на помидор на грядку» | « За высадкой рассады» | «Что было бы , если бы не было насекомых» | «Выращиваем из семян и косточек.» | Л.Г.Горькова стр108 |
2 неделя | «Природа и люди» | «Знакомство с прудом» | «Узнай по голосу» | «Самодельный термометр» | Л.Г.Горькова стр 109 Т.Н.Зенина стр83 |
3 неделя | «Весна – красна» | «Что делают люди возле пруда» | «Цветы» | «Зачем одуванчику парашютики» | Л.Г.Горькова стр111 Т.Н.Зенинастр 89. |
4 неделя | Диагностика |
Перспективное планирование подготовительная группа
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Темы занятия | Наблюдение | Игры
| Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Дары осени» | « За изменениями в природе» | Игры с песком: мальчики- стройка, девочки- выпечка. | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | О.А.Соломенникова стр33 С.Н.Николаева стр8 |
2неделя | «Почва и подземные обитатели» | «За признаками осени» | «Осенние листья» | Рассматривание горстки песка с лупой или микроскопом. | О.А.Соломенникова стр34 С.Н.Николаева стр9 |
3 неделя | «Воздушный океан» | «За температурой.» | «Почему все звучит» | Л.Г.Горькова стр120 | |
4 неделя | Диагностика | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Солнце источник тепла и света» | «За осадками» | «Прозрачная вода» | Л.Г.Горькова стр131 С.Н.Николаева стр18 | |
2 неделя | «Всемирный день защиты животных» | «За туманом и росой» | «Таинственные картинки» | О.А.Соломенникова стр37 | |
3 неделя | «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» | «За ветром.» | «Звуки» | «Песочная страна» | О.А.Соломенникова стр38 |
4 неделя | «Гуманное отношение к природе» | «За продолжительностью дня.» | «Разноцветные плоды» | «Вода принимает форму» | Л.Г.Горькова стр135 |
НОЯБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Кто главный в лесу? Живые цепочки» | «За растениями.» | «Овощи – худышки» и овощи – «толстячки» | «Где вода» | Л.Г.Горькова стр153 |
2 неделя | «Птицы нашего края» | « За листопадом.» | «Перемешай и соотнеси» | «Водяная мельница» | О.А.Соломенникова стр40 |
3 неделя | «Жизнь зверей осенью» | « За листьями в сухую погоду». | «Совы и вороны» | «Подушка из пены» | Л.Г.Горькова стр155 |
4 неделя | «Грибными дорожками» | « За растениями» | «Какие мы все разные» | «Разноцветные шарики» | Л.Г.Горькова стр163 |
ДЕКАБРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Перелетные птицы» | «За насекомыми.» | «Повтори» | «Воздух повсюду?» | Л.Г.Горькова стр167 |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | «За распространением семян и плодов | «Рамочка» | «Воздух работает» | Л.Г.Горькова стр179 |
3 неделя | «Животные зимой»
| « За небом». | «Слепая курица» | «Тающий лед?» | О.А.Соломенникова стр44 |
4 неделя | «Животные водоёмов, морей и океанов» | « За птицами.» | «Слова- родственники» | «Каждому камешку свой домик.» | О.А.Соломенникова 48 |
ЯНВАРЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Зимушка – зима» | «За кормушкой» | «Найди своё дерево» | «Звенящая вода» | Л.Г.Горькова стр177 |
2 неделя | КВН «Мы друзья природы» | «За снегом» | «Окна Земли» | «Можно ли менять форму камня или глины». | Л.Г.Горькова стр183 |
3 неделя | «Рада скатерть хлебушку, он на ней ,как солнышко» | « За снегопадом» | «Не природная тропа» | «Свет по всюду.» | Л.Г.Горькова стр186 |
4 неделя | «11 января- День заповедников и национальных парков» | «За признаками зимы» | «Угадай, кто я» | «Свет и тень» | О.А.Соломенникова стр50 |
ФЕВРАЛЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «В гостях у морского царя» | «За следами на снегу.» | «Опиши и угадай» | «Замерзшая вода» | Л.Г.Горькова стр189 |
2 неделя | «Проведение экологической тропы в помещении детского сада» | « За деревьями покрытыми инеем» | «Спроси и угадай» | «Что растворяется в воде» | О.А.Соломенникова стр53 |
3 неделя | «В гостях у солнышка» | «За тенью» | «На что это похоже? | «Солнечные зайчики» | Л.Г.Горькова стр193 |
4 неделя | «Служебные собаки» | « За температурой воздуха.» | «Польза-вред» | «Фонтанчики» | О.А.Соломенникова стр55 |
МАРТ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Огород на окне» | «За состоянием снега» | «Наоборот» | «Волшебное сито» | О.А.Соломенникова стр57 |
2 неделя | «Что где растет, кто где живёт?» | «За изменением термометра» | «Цепочка» | «Что отражается в зеркале?» | Л.Г. Горькова стр196 |
3 неделя | «Черенкование комнатных растений» | «За поведением птиц на участке.» | «4 времени года» | «Что нужно для питания растения?» | Л.Г. Горькова стр201 |
4 неделя | «Полюбуйся: весна наступает.» | «За строением почек.» | «Тень» | «Как влияет солнце на растение?» | О.А. Соломенникова стр58 |
АПРЕЛЬ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «22 марта- всемирный день водных ресурсов» | « За деревьями» | «Что возьмём с собой?» | «Фокусы с магнитом» | О.А.Соломенникова стр61 |
2 неделя | «Космос, вселенная, звезды» | «За солнцем на небе.» | «Найди нужное слово» | «Ловись рыбка и мала и велика» | Л.Г.Горькова стр209 |
3 неделя | «Птицы нашего края» | « За изменением погоды.» | «Природа- не природа» | «Исчезающий мелок» | Л.Г.Горькова стр211 |
4 неделя | «Знатоки природы» | «За осадками.» | «Насосы» | «Цветной песок» | О.А.Соломенникова стр63 |
МАЙ | |||||
Неделя | Тема занятия | Наблюдение | Игры | Опыты | Используемая методика |
1 неделя | «Солнечные лучики» | «За признаками весны в неживой природе» | «Убеги от тени» | «Игры с песком» | Л.Г.Горькова стр223 |
2 неделя | Прохождение экологической тропы. | « За признаками весны» | «Птицелов» | «Цветочное молоко» | О.А. Соломенникова стр66 |
3 неделя | «Цветочный ковёр» | «За мать- и мачехой и одуванчиком» | «Хорошо- плохо» | «Извергающийся вулкан» | О.А.Соломенникова стр69 С.Н.Николаева стр101,122,127,134. |
4 неделя | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.
Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...
Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...
Технология экологического образования в детском саду. С.Н. Николаева
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенап...
Технология «Школа мяча» Николаевой Н.И.
Актуальность программы: Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в ...
Технология «Формирование экологической культуры дошкольников» С.Н.Николаева.
Формировать экологическую культуру: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы; к вещам и материалам природного происхождения....
Реализация технологии экологического воспитания Николаевой С.Н. «Юный эколог».
Организация и проведение комплексного занятия в соответствии с программой «Юный эколог». В старшей группе. Конспект НОД «Как звери – медведь и белка готовятся к зиме...
Технология «Школа мяча» Н.И.Николаева
Действия с мячом занимают значительное место среди других средств физического воспитания, усложняясь от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также новых способов их выполнен...